Авиация Общего Назначения

Алена Моргуновская, Юлия Силина, специальные корреспонденты журнала «Крылья Родины». Силы небесные рождаются на земле

О том, что прививать любовь к небу и авиации нужно с детства, знает каждый авиатор – и об этом очень много говорится и на государственном уровне, и на уровне общения самих пилотов.

Это аксиома, поспорить с которой действительно невозможно! Любовь к небу и умение летать – залог того, что наша страна, как и прежде, будет по праву гордиться своими пилотами и военными летчиками, ведь те, кто еще в раннем возрасте научился подниматься в воздух, вряд ли откажутся от неба.

Но долгие годы возможности обучать детей авиации у нас с вами не было. Это не раз становилось темой серьезных обсуждений, но по-настоящему сдвинуть ситуацию с мертвой точки не так-то просто.

И все же – возможно!

Авиашкола, созданная авиационным военно-техническим клубом (АВТК) «Михаилъ» в Жуковском – тому пример.

Энтузиасты смогли добиться того, что сейчас прославленный город авиаторов может предложить возможность обучаться полетам подросткам с 14 лет, и в течение трехлетнего обучения они изучат не только теорию авиационного дела, метеорологию и прочие важные предметы, но и поднимутся в небо на настоящем самолете! В этом авиашколе помог руководитель АБН Аэро и создатель аэродрома Новинки Борис Николаев. Благодаря его помощи у авиашколы появился Zodiac 601, а поднимает его в небо лицензированный инструктор.

На земле детей ждет полноценная учебная программа, которую они изучают в течение трех лет. Первый год посвящен теории и изучению строения самолета, но уже в первый год ученики поднимутся в небо с инструктором и смогут на практике опробовать, что такое настоящий полет за штурвалом! В конце первого года обучения они сдают полет по кругу с инструктором – то есть самостоятельно взлетают и сажают самолет, а также ведут его по кругу над аэродромом. А завершится обучение уже самостоятельным полетом – пусть и с сидящим рядом инструктором. Маршрутный полет становится выпускным экзаменом для юных пилотов, которые по окончании трехгодичного курса получают свидетельство о прохождении начальной летной подготовки.

Для детей младше четырнадцати лет школа также предлагает возможность для обучения, а создатель ее, Станислав Купцов, рассказал нашему корреспонденту о том, что история клуба гораздо длиннее, чем история аэродрома Междуречье, на котором он сейчас базируется. Сам аэродром появился в Жуковском около трех лет назад, а вот клуб существует уже более десяти лет! Его история началась в Скопинском районе Рязанской области, где по благословению местного священника при монастыре был открыт детский авиамодельный клуб. Сам Станислав тоже в прошлом авиамоделист, причем в авиамодельном спорте он получил второй спортивный разряд и несколько раз становился победителем авиамодельных соревнований. После окончания МАИ он работал инженером-конструктором в ОКБ Сухого, но позднее жизнь распорядилась так, что в 90-е годы пришлось сменить род деятельности. Вот только любовь к небу осталась! И делиться ею, как и своими знаниями, Станислав решил с детьми – ведь именно они наше будущее, в том числе и авиационное.

Именно с создания детского авиамодельного кружка и началась деятельность АВТК «Михаилъ». Создание клуба началось с благословения местного владыки того самого монастыре в Скопинском районе Рязанской области, именно там клубу впервые выделили помещение, которое энтузиасты отремонтировали своими силами – и начали приглашать детей на занятия. Постепенно руководители клуба начали вводить и военно-спортивные элементы в подготовку своих учеников.

Поворотным для истории клуба стал 2014 год, когда на «Авиарегионе» создатель клуба Станислав Купцов познакомился с летчиком-испытателем Юрием Михайловичем Кабановым, который подарил возможность его ученикам впервые подняться в небо на настоящем самолете. Год спустя, в 2015 году, священник из Жуковского, отец Николай (Струков) пригласил клуб перебраться в «город авиаторов».

Найти помещение помогли друзья клуба, потом состоялось знакомство с Борисом Николаевым из АБН Аэро, который поддержал детский клуб и оказал ему немалую помощь. Клуб обрел официальный статус, его руководители стали самостоятельным отделом при экспертно-методическом центре Федерации любителей авиации, продолжая заниматься подготовкой будущих авиаторов именно в детско-юношеской среде.

Была у клуба и попытка сделать ЮПШ – юношескую планерную школу, но особенности полетов на детском тренировочном планере все же не позволили этого, и школа переориентировалась на самолетную подготовку.

Самолет у клуба появился около года назад, хотя до этого была возможность полетов на бортах аэродрома Новинки. Когда в Жуковском появилась идея создания детского авиационно-космического фестиваля ДАКС – клуб перебрался уже с Новинок на молодой аэродром в Жуковском. Деятельность АВТК «Михаилъ» как нельзя лучше подошла к концепции нового фестиваля, созданного специально для детей. Работать над ним авиаторы стали вместе с добрыми знакомыми – в числе руководителей этого проекта оказался и Ю.М. Кабанов, который когда-то первым подарил ученикам клуба возможность подняться в небо, и другие знакомые по авиационной среде.

В перспективе руководство клуба рассчитывает и на то, что на аэродроме в Жуковском будет создан собственный АУЦ, в котором по внутреннему экзамену ученики смогут получать свидетельство пилота – а это уже огромные возможности в авиации! И первый серьезный шаг к тому, чтобы в будущем стать или пилотом гражданского лайнера, или военным летчиком. В Жуковском школа работает шестой год, и ее бывшие ученики уже есть в Ульяновском летном училище, Сасово и других авиационных учебных заведениях – что лучше всяких слов подтверждает, что огромная работа, проводимая клубом, идет не зря!

Приглашают в школу и взрослых – обучить основам авиационных знаний тут готовы не только детей, но и тех, кто вышел из этого возраста, но всегда хотел стать ближе к небу. Научиться летать можно в любом возрасте!