Авиация Общего Назначения

Алена Моргуновская, Юлия Силина, специальные корреспонденты журнала «Крылья Родины». Выставка к 100-летию российского планеризма открылась в музее имени Жуковского

В Научно-мемориальном музее имени профессора Н.Е. Жуковского в Москве открылась выставка, приуроченная к столетнему юбилею планерного спорта в России.

Вековой юбилей планеристы отмечают в тот же год, что гражданская авиация, и главная национальная авиакомпания нашей страны «Аэрофлот». Но, в отличие от авиаторов, планеристы празднуют «формальный» юбилей осенью – своего рода началом, точкой рождения планеризма в СССР принято считать дату проведения Первых всесоюзных планерных испытаний, которые прошли 7 ноября 1923 года на расположенной в Крыму близ Коктебеля горе Узун-Сырт. Позднее ее назвали горой Клементьева в честь Петра Николаевича Клементьева, который спустя год после первых прошедших на горе планерных испытаний трагически погиб во время вторых всесоюзных испытаний при демонстрации планера собственной конструкции. Сложность полетов на горе Клементьева известна многим пилотам и сейчас – там непростые ветра и потоки, сочетание сложного ландшафта и моря рядом как создает хорошие условия для парения, так и несет в себе немало угроз и планеристу, и самолетчику, но тогда молодая авиационная наука еще не знала об этом, а испытатели тех лет испытывали не только свои летательные аппараты и самих себя на мужество и стойкость (старт с горы выполняется в сторону обрыва, а поднимать планер в гору, закатывая его вверх, требовало усилий даже с применением тягловой повозки с лошадью), но и только-только знакомились с изменчивой и порой капризной воздушной средой.

В год столетнего юбилея отечественного планеризма в музее имени Жуковского начала работу выставка под названием «Колыбель авиации», посвященная развитию безмоторных полетов. Само это название интересно двоякостью его прочтения - колыбелью авиации называют как саму крымскую гору, где учились подниматься в воздух многие будущие известные советские летчики и авиационные конструкторы, так и планеризм - именно с планерных полетов раньше начиналось обучение пилотированию. Все летчики проходили базовую подготовку на планерах, учились управлять безмоторным воздушным судном, чувствовать восходящие и нисходящие потоки и использовать их, и только потом пересаживались на самолеты. Как говорят многие корифеи авиации, этот путь обучения в дальнейшем не раз спасал пилотов при отказах двигателей на самолетах – и именно поэтому многие из них и сейчас ратуют за то, чтобы в основе обучения пилотированию по-прежнему лежали полеты на планерах.

На выставке можно увидеть уникальные фото и документы, рассказывающие как о развитии планерной школы на горе Узун-Сырт, так и о том, как двигалась конструкторская мысль, как менялись сами планера – на выставке они показаны не только на фото, но и в виде моделей, на которых можно рассмотреть, как были устроены безмоторные летательные аппараты в прошлом. Также в экспозиции можно увидеть и награды именитых планеристов, и памятные дипломы и медали, выпущенные на прошлые юбилеи планеризма.

Но, как бы то ни было, спустя сто лет безмоторные полеты на забыты и не остались лишь частью истории. Полеты на планерах превратились из обязательного этапа обучения в приятное хобби и серьезный спорт. Уже в наши дни любители почувствовать свободу безмоторного полета по-прежнему садятся в планер и поднимаются в небо, чтобы держаться в нем часами, умело лавируя на термиках и воздушных потоках.

Рекордные перелеты на планерах – это внушительные трассы в несколько сотен, а то и тысяч километров, и все это расстояние пролетается лишь на использовании воздушных потоков и подъемной силы крыла! Современные планера, конечно, конструктивно отличаются от тех, с которых авиация начиналась сто лет назад - они, благодаря современным расчетным данным, имеют специфичные длинные и довольно тонкие крылья, оснащенные специальными воздушными тормозами для более удобной и безопасной посадки. Сам планер при этом, как правило, совсем небольшой, в нем одно или два места – больше, в отличие от самолетов, не бывает. О современном развитии планеризма в рамках экспозиции рассказывает стенд, посвященный Федерации планерного спорта России, базировавшейся ранее на подмосковном аэродроме Шевлино, а несколько лет назад перебравшейся на аэродром Щекино. Современные хранители вековой истории планеризма по-прежнему не только поднимаются в небо ради красоты полета, но и продолжают ставить новые рекорды - в распоряжении планерной федерации есть не только учебные планера Blanik, но и современные легкие спортивные планера, такие как PW-5. Так что те, кто после посещения исторической экспозиции, рассказывающей о зарождении планеризма в нашей стране и его развитии захочет своими глазами увидеть, что такое планерные полеты – такая возможность есть, и для этого даже не нужно ехать далеко от Москвы – центральный аэродром планерной федерации располагается в Клинском районе Московской области, а фото с него тоже стали частью выставки.

Отправляясь на эту выставку, стоит обязательно пройтись и по остальным залам музея. Его экспонаты – это по-настоящему уникальная подборка, формирование которой начал сам Н.Е. Жуковский. Самое интересное тут – это, конечно, оригинал планера Отто Лилиенталя, приобретенный Жуковским в 1895 году. Также интересны и модели самолетов, в том числе деревянные, созданные в 30 и 40 годы, а любителям коллекционных моделек будет интересно увидеть огромную их подборку на стендах музея. Еще одним раритетом музея является аэродинамическая труба, в которой в двадцатые и тридцатые годы проводились испытания моделей будущих самолетов. Коллекция музея напрямую связана с историей ЦАГИ, который располагался в этом здании до того, как переехать в Жуковский – и даже после того, как институт оказался в «городе авиаторов», здание оставалось в его ведении, а музейная коллекция формировалась при непосредственном участии института. Благодаря этому в ней много совершенно уникальных экспонатов, увидеть которые будет интересно как любителям авиации, так и тем, кто сами летают.