Авиация Общего Назначения

Станислав Новик, спецкор журнала «КР». Высший пилотаж

Сколько я смотрю на спортивные самолеты - есть в них что-то неудержимое, боевое. И правда ведь: быстрые, ловкие, могучие. Даже стоя в ангаре и на стоянке они всем своим видом просятся летать. И наблюдать их в полёте - одно удовольствие.

Высший пилотаж - это не просто замысловатые кульбиты в воздухе, а тяжёлый труд и подлинное мастерство. Это - восторг и рвение в первом полёте, и радость новой встречи в последующих вылетах.

- Скорее, попробуйте это чудо, - зову я друзей и знакомых, - и на землю вы вернётесь другими людьми! Конечно, это не «три доллара за полёт», но оно того стоит.

И вот мы на лётном поле. С лёгким волнением мы ждём своей очереди. И как тут не волноваться, полет с высшим пилотажем – штука серьёзная. Ведь вы ещё не знаете, что такое настоящие перегрузки, вам ещё только предстоит увидеть, как земля нависает у вас над головой. Вы готовитесь и дожидаетесь.

И вот, наконец, вы в кабине. Она довольно тесная, но вместе с тем удобная. Вам объясняют, что можно делать в ней, а что нельзя. Прямо под вашими локтями запретная зона - к этим местам может прикасаться только пилот, и на это есть ряд причин.

Так мой друг, лётчик-инструктор Сергей Пальчиков объяснил мне несколько особенностей самолета Як-52, самого распространённого спортивного самолёта в России:

- Это очень непредсказуемая машина, она не прощает ошибок. Одно неверное движение - и можно свалиться в штопор. Понять людей, которые хотят попробовать сделать пару бочек, не сложно. Но это слишком опасно в первую очередь для них самих. И лучше без определённых навыков этого не делать, иначе это может привести к аварии.

Эти слова, должен вам сказать, не простая мера предостережения, и лучше к ним прислушаться. Все правила, действующие в авиации, обязательны, будь то законы аэродинамики или элементарные меры предосторожности.

Тем временем, объясняя все вопросы и тонкости, вас плотно пристегивают к креслу. Но до этого все ваши вещи должны остаться на земле: никому, ни вам, ни пилоту, не будет приятно наблюдать пролетающий по салону мимо лица сотовый телефон или (ни дай бог) связку ключей. Кабина закрывается, можно начинать.

- От винта! - командует пилот и запускает двигатель. Самолёт крадётся к началу полосы, - «к взлету готов», - слышно в наушниках, и ваш полет начинается.

Взлёт, набор высоты, выход в зону - и вот вы на месте. И дух внутри замирает - в такие моменты кажется, будто весь мир лежит у ваших ног. Мгновения спустя самолёт ложится на крыло, и начинаются чудеса... Вас ждёт чистый восторг, когда вы осознаете - раньше вы могли это видеть только с земли или по телевизору. Но здесь и сейчас вы наблюдаете своими глазами, как вы делаете один за другим витки "бочки", как спикировав, вы набираете скорость, потом, вновь набираете высоту. Здесь вас прижимает к креслу, а потом лётчик даёт ручку управления от себя, и на короткий момент вы чувствуете невесомость. Это называется "горка".

Вот спортивный "Як" разгоняется, - скорость триста - и лётчик переводит в набор. Двигатель ревет, ещё немного - и машина очертила ровный полукруг...

Такие моменты особенно волнительны, когда вы смотрите на профиль крыла. Только сейчас можно увидеть перевёрнутый с ног на голову мир, где солнце нависает не над горизонтом, а под ним. И только сейчас, подняв голову, вы с удивлением спрашиваете себя:

- Неужели, это земля у меня над головой?

Через миг звук двигателя затихает, и самолёт плавно замыкает петлю. Но может случиться по-другому: горизонтальный полет продолжится, и вы ещё не раз скажете спасибо за то, что вас так плотно пристегнули ремнями к креслу.

И если вы получите неземное удовольствие, если вы будете себя прекрасно чувствовать и, открыв кабину после приземления, издадите исполненный ликованием клич, то можете быть уверенным, что вы ещё не раз попроситесь в полет. Ваш дух будет рваться в небо, и вскоре вы повторите мои слова:

- Друзья, скорее попробуйте это чудо - и на землю вы сойдёте совершенно другими людьми!

И тогда, возможно, мы встретимся на лётном поле и ещё не раз полетаем вместе.

Источник фото: http://aero-podarok.ru/polety-na-samoleteah/yak-52.html