Танцы в небе для профессионалов и любителей. Чем запомнится МАКС-2019?
На международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019, который проходил в подмосковном Жуковском с 27 августа по 1 сентября, было продемонстрировано немало достойных образцов продукции отечественного авиапрома.
О том, чем запомнится посетителям МАКС-2019, рассказывает портал profiok.com.
Первый «публичный» полёт МС-21
Среди немалого количества высококлассных новинок, наибольшее внимание публики вызвал, пожалуй, новый отечественный среднемагистральный лайнер МС-21-300.
Собственно, тот факт, что Россия делает самолёт, который станет прямым конкурентом Boeing и Airbus, давно уже не секрет: лайнер готовится к серийному выпуску. Но на МАКС-2019 самолёт впервые показали, что называется, вблизи: эксперты смогли побывать в пассажирском салоне лайнера, а все посетители получили возможность наблюдать за полётом будущего флагмана российского авиапрома.
Самолёт разработан компанией «Иркут» и создаётся в кооперации предприятиями Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Лайнер отличают комфортный и просторный салон с увеличенным расстоянием между креслами, а также экономичность, которая достигается, в частности, за счёт использования композитных материалов, снижающих вес машины, и двигателей, позволяющих экономить топливо.
Кстати, авиадвигатель ПД-14, который разработан Объединённой двигателестроительной корпорацией (ОДК) для лайнера МС-21, также был впервые представлен на авиасалоне. Силовая установка создавалась с учётом всех международных норм и уже получила сертификат типа Росавиации. Сейчас документ проходит валидацию в Европейском агентстве авиабезопасности (EASA). Разработчики заявляют, что модификации этого двигателя в дальнейшем позволят использовать его в ряде других самолётов и в промышленных газотурбинных установках.
Сейчас несколько экземпляров самолёта МС-21 продолжают проходить лётные и стендовые испытания, которые должны завершиться к концу 2020 года. А с 2021 года будет начато серийное производство лайнера.
По оценке ОАК, мировая потребность самолётов вместимостью до 200 кресел превышает 20 тысяч единиц. Так что разработка попадает в ёмкую рыночную нишу, а значит, будет востребована. На сегодня в портфеле ОАК находится 175 твёрдых контрактов на поставку МС-21 и больше сотни соглашений о намерениях. В рамках МАКС-2019 были подписаны соглашения на поставку ещё 20 лайнеров.
Российско-китайское чудо
Другой значимой новинке МАКС-2019 до полётов пока далеко. Посетители салона увидели макет фюзеляжа будущего российско-китайского дальнемагистрального лайнера CR929 – совместной разработки ОАК и китайской компании COMAC. Пока это только эскизный проект, техническое проектирование начнётся в 2021 году.
Самолёт сможет поднимать на борт до 280 пассажиров и выполнять полёты на 12 тысяч километров. Двигатель ПД-35 для этого лайнера разрабатывает ОДК.
Первый испытательный полёт CR929 запланирован на 2022 год, но проект уже сейчас вызывает живой интерес, в том числе со стороны поставщиков различных компонентов. Уже известно, что заказчикам будут предлагать не только сам лайнер, но и комплексную сервисную программу.
Су-57 – невидимый и сверхманевренный
Следующая яркая премьера – российский истребитель пятого поколения Су-57, который был представлен на салоне в экспортном варианте Су-57Э. Демонстрационные полёты Су-57 посетители МАКС видели и раньше, а вот возможность подойти к самолёту на статической стоянке появилась впервые.
СУ-57 – это продукт широкой кооперации предприятий Ростеха и ОАК. Он разработан в компании «Сухой», серийное производство развёрнуто на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 2019 году. Двигатель для самолёта создан предприятиями ОДК, обшивку и фонарь кабины производит холдинг «РТ-Химпомпозит».
Самолёт СУ-57 обладает всеми характеристиками, присущим самолётам пятого поколения: развивает сверхзвуковую крейсерскую скорость, невидим для радаров, устойчив к помехам, легко уклоняется от зенитных и радиоуправляемых ракет и способен отслеживать и поражать воздушные, наземные и морские цели. Система «электронного пилота» берёт на себя всю «техническую» часть управления, так что пилот может сосредоточиться на выполнении тактических задач. Самолёт может использоваться в любое время суток в любых погодных условиях. Заявленные характеристики Су-57 подтверждены при ведении реальных боевых действий в Сирии в 2018 году.
Как сообщает пресс-служба Ростеха, самолётом заинтересовался президент Турции, а также представители Индии и Китая.
Вертолёты не отстают
Начиная рассказ о «вертолётном» МАКСе, трудно обойти вниманием люксовую версию «Ансата», выполненную в стилистике российского автомобильного бренда Aurus. Дизайн-проект салона повышенной комфортности, отделанного кожей и деревом, – совместная разработка «Вертолётов России» и Научно-исследовательского автомобильного и авиамоторного института (НАМИ).
Впрочем, представительский вариант – лишь одна из версий передового российского вертолёта «Ансат». Этот компактный и неприхотливый вертолёт нашёл широкое применение в самых разных сферах от VIP-перевозок до мониторинга окружающей среды и доставки грузов в труднодоступные места. На МАКС-2019 был представлен медицинский «Ансат-РТ», созданный в кооперации «Вертолётов России» с концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Машина предназначена для оказания скорой медпомощи в экстренной и неотложной форме, а также для авиационной эвакуации пациентов, находящихся в тяжёлом состоянии.
В лётной программе авиасалона впервые принял участие новейший многоцелевой вертолёт Ка-62, выполненный с применением нестандартной винтовой схемы и с использованием композитных материалов. В итоге получилась экономичная, маневренная и скоростная машина, способная работать в экстремальных условиях. Ка-62 может перевозить 15 пассажиров на расстояние до 600 км, а также транспортировать грузы – как внутри кабины, так и на подвесе. По словам гендиректора холдинга «Вертолёты России» Андрея Богинского, базовый сертификат на машину планируется получить в 2020 году. Серийное производство Ка-62 будет развёрнуто в авиакомпании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в Приморском крае.
Ещё один дебютант МАКСа – тяжёлый вертолёт Ми-38, который в базовой версии сможет брать на борт до 30 пассажиров и преодолевать расстояние до 1200 км. Это первый и единственный в мире вертолёт, который способен подниматься на высоту, на которой обычно перемещаются самолёты. Серийное производство Ми-38 развёрнуто в начале 2018 года на Казанском вертолётном заводе. В рамках МАКС-2019 был представлен Ми-38 с салоном повышенной комфортности. Вертолёт в этой модификации уже завершил сертификационные испытания.
Не только летательные аппараты
Рассказать в одной публикации обо всех интересных экспонатах МАКС-2019 невозможно. В попытке передать разнообразие и многоплановость салона перечислим лишь некоторые разработки, привлекавшие особое внимание зрителей и экспертов.
Топливозаправщик Ил-78-М-90А заслуживает упоминания уже потому, что это первый воздушный топливозаправщик, произведённый в нашей стране после развала Советского Союза. Самолёт, созданный в результате глубокой модернизации советского Ил-76, производится ульяновским заводом «Авиастар».
Холдинг «Росэлектроника» впервые представил беспилотный авиакомплекс «Корсар», предназначенный для круглосуточной воздушной разведки. Комплекс способен работать на протяжении 7,5 часов в радиусе 100 км и может использоваться для решения как военных, так и гражданских задач.
Новейший вертолётный беспилотник показал холдинг «Технодинамика». Эта машина может находиться в воздухе около часа и подниматься на высоту до 2,5 км. При замене целевой нагрузки аппарат можно использовать в гражданских целях – например, для транспортировки нефтепродуктов.
Перспективные разработки в сфере беспилотной и сверхзвуковой авиации представил Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Компания показала модель сверхзвукового делового самолёта, конфигурация которого позволяет с лёгкостью преодолеть звуковой удар. Кроме того, был показан демонстратор транспортного беспилотного аппарата вертикального взлёта и посадки.
По мере развития сферы беспилотных летательных аппаратов появляются задачи по их обнаружению и нейтрализации. Средства для решения подобных задач были представлены на МАКС-2019 концерном ВКО «Алмаз-Антей» в виде комплекса ROCS-1. А НПП «Алмаз» создало комплекс «Атака-DBS», который может противодействовать малоразмерным беспилотникам, не выводя из строя окружающее оборудование. Эту систему можно использовать, например, в аэропортах для защиты от несанкционированных дронов.
На МАКС-2019 было наглядно видно, что авиапром – это не только гражданские и военные самолёты и вертолёты, но и двигатели, комплектующие, авионика, материалы, средства связи, оборудование для аэродромов, вычислительные комплексы и множество других разработок – как запущенных в производство, так и перспективных.
Так, Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) показал проект водородного двигателя, концерн «Техмаш» – гибкий печатный кабель, который позволяет снизить габариты бортового электромонтажа, допускает нелимитированные изгибы и выдерживает температуру до +600 градусов Цельсия (именно такие кабели использовались в космических аппаратах, отправленных на Марс – прим. profiok.com).
Холдинг «Российские космические системы» (входит в ГК «РОСКОСМОС») продемонстрировал модель цифрового производства изделий космического приборостроения, полностью воссоздав на стенде цепочку цифрового производства от проектирования изделия до его сборки роботами.
Раменский приборостроительный завод (РПЗ) концерна КРЭТ показал новую линейку бортовых индикаторов, которые отображают информацию о положении летательного аппарата. Специальный трансфлективный жидкокристаллический экран даёт возможность увеличивать контрастность при солнечной засветке приборов.
Холдинг «Швабе» представил лазерную курсоглиссадную систему «Сталкер» для посадки самолёта, различные датчики и наблюдательные приборы, а также облегчённое зеркало из карбида кремния, которое может использоваться в космосе.
Предприятия холдинга «Росэлектроника» показали в рамках МАКС-2019 десятки различных радиолокаторов, радиостанций и программных комплексов. В частности, концерн «Созвездие» продемонстрировал интегрированный комплекс безопасности для аэропортов, который работает с применением технологий искусственного интеллекта и компьютерного зрения.
Популяризация и деловое общение
Как сообщают СМИ, МАКС-2019 бьёт рекорды по множеству направлений. Сотни тысяч гостей в дни свободного посещения, рекордное число иностранных делегаций, тысячи образцов продукции, сотни предконтрактных переговоров и консультаций, десятки подписанных соглашений. Как отметил президент РФ Владимир Путин, количество и качество представленных на салоне новинок доказывает, что отечественная авиакосмическая промышленность сохраняет лучшие традиции и развивается, используя современные технологии.
«Ещё недавно звучали предложения объединить МАКС с выставкой «Армия»,– рассказал порталу profiok.com заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Думаю, после МАКС-2019 сомнения, если они и были, полностью отпали. Российскому авиапрому есть что показать, есть что предложить, есть что обсудить. Вопрос о том, почему Путин дважды покупал мороженое у одной и той же продавщицы, – далеко не единственное, что обсуждается в СМИ в связи с прошедшим авиасалоном. И это приятно: значит, отрасль действительно выходит из кризиса.
Помимо представленных новинок и возможности делового общения, МАКС-2019 запомнился мне несколькими характерными моментами. Прежде всего, хочу отметить насыщенную деловую программу, в рамках которой можно было обсудить с экспертами и технические детали создания конкретного узла, и развитие надпрофессиональных компетенций у специалистов ОПК. Кроме того, салон был явно ориентирован на молодёжь: это и бесплатный вход для студентов, и «встречи с генеральным конструктором», организованные Союзом машиностроителей России, и молодёжный фестиваль «От винта!». Всё это важно: и молодым специалистам отрасли, и тем, кто ещё только собирается ими стать, МАКС-2019 наверняка дал мощный заряд мотивации и драйва. И, наконец, это просто красиво! Как можно не переполниться восторгом и гордостью, наблюдая за полётами «Русских витязей» или «Стрижей?» Словом, МАКС – это, безусловно, ключевое событие отрасли».
Салон закончился, и буквы MAKS 2019, оставленные в голубом небе пилотами группы «Первый полёт», давно растаяли. Но след МАКСа в нашем настоящем и будущем остаётся вполне осязаемым. Например, как сообщил Рособоронэкспорт, по итогам МАКС Россия подпишет контракты по военной тематике на несколько миллиардов долларов.
Фото: пресс-служба авиасалона МАКС-2019.
Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=9660#ixzz5yOjDCZBn
Пресс-служба Институт Экономических стратегий РАН. Центр экономического развития и сертификации ИНЭС