Авиация Общего Назначения

Золотая пора юбилея

Президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) Виктор Михайлович Чуйко вручил грамоту за большой вклад в развитие Национального авиационного журнала «Крылья Родины» заместителю главного редактора журнала Комиссарову Сергею Дмитриевичу.

В 2016 году заместителю главного редактора журнала «Крылья Родины» Сергею Дмитриевичу Комиссарову исполнилось 80 лет.

Сергей Дмитриевич родился 19 декабря 1936 года в Ленинграде в семье научного сотрудника Центрального НИИ лесного хозяйства. Годы войны он провёл с родителями в эвакуации, а весной 1945 года вернулся в Ленинград, будучи учеником первого класса. В первые послевоенные годы ему доводилось вместе с друзьями-мальчишками наблюдать за полётами ленд-лизовских «Бостонов», «Митчеллов» и «Каталин», которые базировались на пригородных аэродромах и частенько летали над окраинами города. Но по-настоящему Сергей, что называется, «заболел» авиацией в 10-м классе, когда ему в руки попала иллюстрированная книжка на авиационную тему. Уже тогда, выбирая свой дальнейший путь, он намеревался пойти учиться именно по авиационной линии. В 1954 году из вузов авиационной направленности в Ленинграде были только Институт авиационного приборостроения и Политехнический институт, в котором был факультет двигателестроения.

Впрочем, судьба распорядилась иначе – работа Сергея Дмитриевича в течение большей части жизни не была связана с авиацией. Вышло так, что в том же 1954 году Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) стал «закрытым» – абитуриентов стали набирать по рекомендации. Институт отправил, как нынче модно выражаться, «хедхантеров» по городам и весям, в том числе и в город на Неве – искать подходящих выпускников. И вот тут сыграло свою роль хорошее знание английского языка – Сергея, окончившего школу с золотой медалью, порекомендовал директор школы.

Переехав в Москву, Сергей Дмитриевич поступил в МГИМО, где он проучился шесть лет. По окончании института в 1960 году он был принят на работу в Министерство иностранных дел СССР и сразу был направлен в советское посольство в Исландии. Так и сложилось, что дальнейшая работа в системе МИД на протяжении более чем 40 лет была связана преимущественно со Скандинавией. Сначала это была Исландия (1960-64 гг. и 1966-69 гг.), позднее Дания (1969-72 гг, 1975-81 гг. и 1994-98 гг.) и Норвегия (1986-91 гг.). И в годы «холодной войны», и во времена постперестроечного хаоса 90-х годов он вместе со своими коллегами защищал интересы нашей страны на международной арене, вносил свой посильный вклад в укрепление её позиций и престижа.

Однако интерес к авиации не пропал. В свободное время Сергей Дмитриевич много лет собирал по крупицам архив фотографий и документов по истории лётного дела, отдавая при этом приоритет отечественной авиации. Начало этому было положено ещё в 1956 году, когда, будучи студентом второго курса, он познакомился с журналами «Крылья Родины», «Гражданская авиация» и «Вестник Воздушного флота». С тех пор он выписывал их, а также те немногие иностранные журналы по авиационной тематике, которые были доступны в СССР – «Скшидлата Польска» («Крылатая Польша»), ГДРовский «Флигер Ревю» («Авиационное обозрение») и чехословацкий «Летецтви а космонаутика» («Авиация и космонавтика»). Это стало стимулом к изучению основ других иностранных языков в дополнение к тем, с которыми приходилось иметь дело по работе. Находясь за рубежом, Сергей Дмитриевич имел возможность приобретать иностранную авиационную литературу, что позволяло знакомиться с мировой авиацией и с зарубежными оценками советской и российской авиационной техники.

Выйдя в отставку в январе 2002 года в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2-го класса, Сергей Дмитриевич получил возможность посвятить себя любимому хобби. С 2001 года он стал автором или соавтором целого ряда статей и книг по истории отечественной авиации, известных российским и зарубежным читателям. Это книги по отечественным экранопланам (2002 г., значительно дополненное второе издание вышло в 2010 г.), по семейству Ан-24/-26/-30/-32 (2003 г.), по тяжёлым транспортным самолётам ОКБ О. К. Антонова (2004 г.), по самолётам ОКБ А. С. Ильюшина (2004 г.), по самолётам Ил-12 и Ил-14 (2005 г.), по тяжёлым транспортным вертолётам ОКБ М. Л. Миля (2005 г.), по германским самолётам в СССР и России (2008 г.), по американским самолётам в СССР и России (2008 г.), по истребителям ОКБ А. С. Яковлева периода Великой Отечественной войны (2015 г.), капитальный труд по нереализованным советским и российским проектам самолётов и вертолётов (2013 г.), монографии по штурмовикам Ил-2 и Ил-10 (2004 г., исправленное и дополненное второе издание – 2010 г.), по самолёту Ли-2 (2006 г.). Работы Сергея Дмитриевича публиковались в т.ч. в журналах «Авиаколлекция», «АвиаСоюз», «Авиация и Время», «История авиации», «AeroJetStyle». Среди них – статьи по истребителям Як-15/Як-17 и учебному самолёту Як-52, монографии по учебному самолёту Як-11, многоцелевому самолёту Як-12 и истребителю Як-23, учебно-тренировочным и пилотажным вариантам самолёта Як-18, пассажирским самолётам Як-40 и Як-42.

Плодотворное сотрудничество Сергея Дмитриевича с журналом «Крылья Родины» началось в мае 2005 года – сначала в качестве литературного редактора, а затем и в качестве автора. Читателям нашего журнала он знаком прежде всего по продолжающемуся циклу статей о нереализованных проектах советских самолётов, в основном относящихся к 30-м и 40-м годам прошлого века. Выступал он и в качестве корреспондента нашего журнала, готовя репортажи по различным авиационным выставкам и беря интервью у руководящих работников российской авиационной промышленности. Но не менее важна и его редакторская работа, ведь от грамотного (во всех смыслах) изложения материала во многом зависит то, как его воспримет читатель.

Благодаря своему знанию иностранных языков Сергей Дмитриевич обеспечивает перевод и подготовку к печати материалов, поступающих от наших зарубежных корреспондентов для публикации в журнале. Речь идёт, в частности, о репортажах, которые готовят наши специальные корреспонденты из Нидерландов Карло Кёйт и Пауль Кивит.

Необходимо отметить, что, работая над своими публикациями, Сергей Дмитриевич всегда старается донести до читателя новую информацию. Кропотливо работая с архивными материалами, а по возможности и беседуя с участниками событий, относящихся к истории того или иного самолёта, он старается найти ранее не публиковавшиеся факты, представляющие интерес, а иногда и устранить расхожие заблуждения, касающиеся самолёта.

Нельзя не сказать и о личных качествах юбиляра. Все, кто знаком с Сергеем Дмитриевичем, знают его как в высшей степени интеллигентного и деликатного человека. В то же время ему присуща способность отстаивать свою точку зрения там, где это необходимо. Без этих качеств невозможна работа истинного дипломата – вежливо, но решительно добиваться своего.

Сергей Дмитриевич имеет звание «Ветеран МИД России», награждён почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР «За многолетнюю плодотворную дипломатическую работу» (1986 г.), медалью «В память 850-летия г. Москвы» (1997 г.), юбилейной медалью «В ознаменование 200-летия Министерства иностранных дел Российской Федерации» (2002 г.), медалью МГИМО-Университета «За заслуги» (2006 г.), нагрудным знаком «Почётный работник МИД России» (2016 г.).

Редакция журнала «Крылья Родины» сердечно поздравляет Сергея Дмитриевича Комиссарова с юбилеем и желает ему крепкого здоровья и новых интересных публикаций!

Международная ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) – добровольный союз разработчиков и изготовителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции, основу которой составляют двигатели для самолетов, вертолетов, ракетно-космической техники, речных и морских судов, энергетические и газоперекачивающие комплексы, агрегаты и комплектующие к двигателям, а также широкая номенклатура товаров широкого спроса.

Ассоциация создана в феврале 1991 года по инициативе 58 организаций и зарегистрирована 31 мая 1991 года (свидетельство Московской регистрационной палаты № 003.076). В настоящее время в АССАД входят 100 фирм различного профиля и форм собственности из России, Украины, Беларуси, США, Франции, Германии, Чехии, Швейцарии и Канады.

В Ассоциации сосредоточен большой научный потенциал – 8 НИИ, 5 ВУЗов. Предприятия, входящие в ассоциацию, выполняют работы по авиационным и другим типам двигателей в течение всего их жизненного цикла. Это опытно-конструкторские, серийные, ремонтные организации, занятые созданием, производством, ремонтом и послепродажным обслуживанием авиационных двигателей и агрегатов к ним. Также членами ассоциации являются предприятия смежных отраслей промышленности – станкостроения, металлургии, приборостроения и др.

Ассоциация взаимодействует с государственными органами власти различного уровня, включая Аппарат Правительства РФ, Военно-промышленную комиссию РФ, Минпромторг России, Минобороны России, Минтранс России, Роскосмос России, Министерство экономического развития и торговли Украины, Межгосударственный авиационный комитет, Торгово-промышленную палату РФ и др.