Авиация и власть

Владимир Путин: «Развитие авиации и освоение космоса – значимая часть нашей культуры»

С 18 по 23 августа в подмосковном Жуковском проходит XIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2017. О том, чего ждут от мероприятия представители производства и бизнеса, какие задачи поставил перед авиастроителями президент страны и что на серьёзной выставке делают студенты и школьники – в материале profiok.com.

«Президентский» салон

МАКС-2017

МАКС часто называют «президентским» авиасалоном: мероприятие проводится под патронатом президента Российской Федерации. В этом году Владимир Путин посетил МАКС в первый день работы и выступил на церемонии открытия.

Глава государства напомнил, что история МАКСа началась четверть века назад, когда в Жуковском в 1992 году прошло МосАэроШоу. Всё это время, по словам президента, государство всемерно поддерживало МАКС, а его организаторы проявляли «настойчивость и талант». В результате Международный авиационно-космический салон превратился в событие мирового масштаба, ожидаемое специалистами и любителями аэрокосмической техники не только из России, но и из других государств. В этом году на МАКСе представлены 700 отечественных и 180 зарубежных компаний и корпораций из 36 стран.

МАКС-2017

В рамках салона проходит множество деловых встреч, планируется и уже состоялось подписание крупных контрактов. Ведущие российские и иностранные производители представляют свои разработки, бизнесмены и промышленники обсуждают настоящее и будущее авиакосмической отрасли. Россия демонстрирует готовность к международному сотрудничеству и кооперации, а со стороны зарубежных партнёров видна заинтересованность в совместных проектах. «Наша страна открыта для такой взаимовыгодной, эффективной работы», – подчеркнул Владимир Путин. По мнению президента, «у нас есть что предложить».

Отличительная черта МАКСа – насыщенная демонстрационная программа. В этом году в лётной программе участвуют восемь российских и зарубежных групп, которые покажут высочайшее мастерство пилотов и едва ли не безграничные возможности прекрасной техники, оказавшейся в умелых руках.

Однако внимание президента к МАКСу обусловлено не только значительными перспективами России в области разработки, производства и экспорта авиакосмической техники. В силу российской специфики, из-за богатой истории нашей страны, во многом связанной с историей космонавтики и авиастроения, МАКС стал народным праздником авиации, вызывающим восхищение великолепной техникой и дающим возможность прикоснуться к мечте.

«Развитие авиации и освоение космоса всегда интересовали российское общество. И сразу можно сказать – это значимая часть нашей общей культуры, а история отечественной космонавтики и авиастроения – предмет общенациональной гордости», – подчеркнул Владимир Путин.

Гражданское авиастроение: новые задачи

МАКС-2017

18 июля в рамках МАКСа президент провёл совещание, посвящённое вопросам развития гражданского авиастроения. Владимир Путин подчеркнул, что российские авиационные предприятия имеют «очень большой» потенциал, которые необходимо «реализовать в полной мере».

Роль гражданского авиастроения в развитии нашей страны очень велика. Во-первых, у России большая территория, и развитие авиасообщения с отдалёнными регионами помогло бы «объединить» страну, сделать «любой уголок равнодоступным для любого человека». Во-вторых, российский авиапром выпускает высокотехнологичную продукцию – а значит, это будет стимулировать рост всей экономики. Наконец, выпуск конкурентоспособной продукции, востребованной на мировых рынках, – вопрос не только дохода, но и престижа нашей страны.

Государство это понимает и всячески поддерживает отечественных авиастроителей. В 2016 году на развитие отрасли в рамках программы «Развитие авиационной промышленности» было направлено 52 миллиарда рублей, в 2017 году планируется потратить на эти цели 60 миллиардов рублей.

«У нашего авиапрома есть технологический и кадровый потенциал для дальнейшего роста, для укрепления своих позиций на внутреннем и на мировом рынке», – уверен президент.

МАКС-2017

У России есть немало перспективных проектов в сфере гражданского авиастроения. Налажен серийный выпуск самолётов «Сухой Суперджет». В рамках МАКС-2017 в присутствии президента ОАК, ВЭБ и компания «Аэрофлот» подписали контракт на поставку двадцати судов SSJ-100.

В Иркутске проходит испытания новый магистральный лайнер МС-21. Из-за графика испытаний самолёт решили не показывать на МАКСе, но Владимир Путин пообщался с лётчиками-испытателями, которые подтвердили, что лайнер им понравился. (ОАК планирует показать МС-21 осенью 2017 года на выставке в Дубае – profiok.com). МС-21 уже вызвал интерес российских авиакомпаний. Так, в рамках МАКС-2017 были подписаны рамочные соглашения на поставку МС-21 «Саратовским авиалиниям», а также компаниям «Алроса» и «Ангара».

Есть у России новые вертолёты Ка-62 и «Ансат», производятся и разрабатываются другие «перспективные и интересные» летательные аппараты. Пожалуй, самым масштабным соглашением первых дней МАКСа стал договор о намерениях между ГТЛК и «Гражданскими самолётами Сухого» (входит в ОАК) о поставке 50 региональных лайнеров Ил-114-300.

МАКС-2017

По мнению президента, в части дальнейшего развития гражданского авиастроения нужно решить несколько ключевых задач. Во-первых, обеспечить сертификацию новых машин, подготовить их к серийному производству. Во-вторых, продумать загрузку производственных мощностей оборонных авиастроительных предприятий, которые освободятся после прохождения пика ГОЗ. Здесь Владимир Путин обратил внимание на тот факт, что корпорации с государственным участием нередко закупают для своих нужд зарубежную авиатехнику, в то время как отечественная нередко не уступает ей по качеству. Наконец, для повышения конкурентоспособности российской авиатехники необходимо не только повышать её надёжность и качество, но и обеспечивать её послепродажное обслуживание, а с этим у российских компаний пока не всё гладко. Нужны сервисные центры, склады запчастей и продуманная логистика.

Как сообщил журналистам вице-премьер Дмитрий Рогозин, в ходе совещания главе государства были представлены предложения по изменению правил закупки иностранных самолётов. Правительство настаивает на изменении действующих правил Таможенного союза, согласно которым зарубежная авиатехника на условиях 10-летнего лизинга завозится «практически без уплаты таможенных сборов и НДС». По оценке Рогозина, из-за этого российский бюджет ежегодно недополучает около миллиарда долларов. Правительство предлагает наделить комиссию по импортозамещению правами, позволяющими регулировать завоз импортной авиатехники. Дмитрий Рогозин подтвердил также, что разрабатываются «экономические меры», с помощью которых авиакомпании будут стимулировать к закупке отечественных самолётов, «чтобы они не держали иностранное старьё за пределами срока эксплуатации».

Военная авиатехника

МАКС-2017

В ходе визита на МАКС президент уделил особое внимание развитию гражданского авиастроения, но это вовсе не означает, что России нечем похвастаться в сфере военной авиатехники.

Как сообщил журналистам гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев, ни один российский контракт по поставке вооружений за рубеж не был сорван из-за западных санкций. За первое полугодие текущего года, по словам Михеева, «Рособоронэкспорт» поставил продукции военного назначения на 4,5 миллиарда долларов. Из них 2 миллиарда – это экспорт вооружений и военной техники для ВВС. По итогам МАКС-2017 «Рособоронэкспорт» ожидает увеличения портфеля заказов.

На МАКС-2017 публично показан новейший истребитель МиГ-35, относящийся к поколению 4++. Сейчас самолёт проходит испытания, по результатам которых будет начат серийный выпуск. По словам гендиректора РСК «МиГ» Ильи Тарасенко, в рамках авиасалона идут активные переговоры с потенциальными заказчиками нового самолёта. Тарасенко рассказал также, что РСК «МиГ» работает над несколькими вариантами истребителя пятого поколения – с одним или двумя двигателями. Помимо этого, корпорация готова адаптировать МиГ-35 под корабельные функции, то есть сделать палубную модель, сообщает ТАСС.

МАКС-2017

Пока в России есть только один военный самолёт пятого поколения. Это ПАК ФА (Т-50) производства авиакомпании «Сухой». Первый полёт эта машина совершила в 2010 году, а к декабрю 2017 года будет закончен первый этап испытаний, после чего самолёт начнёт поступать на вооружение. Возможности Т-50 уже были продемонстрированы в лётной программе МАКСа. «То, что сегодня вытворял Т-50 – это, как говорили раньше, «ни в сказке сказать, ни пером описать». Каждая страна хочет иметь такие самолеты, а у нас они есть», – так прокомментировал демонстрационные полёты Т-50 главком ВКС РФ Виктор Бондарев в эфире телеканала «Звезда».

В небе авиасалона будет показан учебный воздушный бой истребителей морской авиации Су-30СМ, липецкие «Соколы» выступят на Су-35, «Стрижи» продемонстрируют пилотаж на МиГ-29. Зрители увидят полёты бомбардировщика Су-34, боевых вертолётов Ми-35, Ми-28, Ка-52 и Ка-226. Появляется в России и целая линейка тренировочных самолётов: помимо Як-130, в лётной программе примет участие Як-152. Частное КБ «Современные авиационные технологии» покажет на МАКСе учебно-тренировочный самолёт СР-10, который был разработан в инициативном порядке. Разработчики рассчитывают, что он полностью заменит устаревшие чешские L-39, на которых сейчас тренируются курсанты в лётных училищах. Производить новый самолёт собираются на Смоленском авиационном заводе.

МАКС-2017

Военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А, бомбардировщики Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 и множество другой авиатехники военного назначения будет представлено «на земле», то есть на статической экспозиции.

Всего на авиасалоне будет показано около семи сотен экспонатов продукции военного назначения, представленных сотней оборонных предприятий.

К слову о преемственности и сохранении традиций: в небо над Жуковским под всеобщие аплодисменты был поднят легендарный советский штурмовик Ил-2, восстановленный силами АК имени С. В. Ильюшина и музея Вадима Задорожного. В машине, пролежавшей на дне озера почти 70 лет, удалось сохранить 65 процентов исходных деталей.

Космическая экспозиция

Не стоит забывать, что МАКС – не просто авиационный, а авиакосмический салон. Космическая экспозиция выставки обширна и достаточно зрелищна. Здесь представлены макеты различных ракет и спутников, причём как из истории, так и из будущего отечественной космической отрасли. Так, РКК «Энергия» приготовила полноразмерный макет первого искусственного спутника Земли, НПО имени С.А. Лавочкина представило макеты автоматических межпланетных станций «Луна-24» (последняя лунная станция СССР, 1976 год) и «Луна-25» («Луна-Глоб», современный перспективный проект). Экспозицию «Роскосмоса» посетил во время визита на МАКС-2017 Владимир Путин.

В рамках космической экспозиции также представлена линейка ракетных двигателей НПО «Энергомаш», макеты ракет-носителей РКЦ «Прогресс» и множество других экспонатов.

Деловая программа

МАКС-2017

Помимо полётов и демонстрации техники, программа МАКС-2017 насыщена совещаниями и дискуссиями, посвящённым приоритетам развития отрасли.

По названиям многих мероприятий можно понять, насколько высокотехнологичным видят своё будущее российские предприятия. В программу включена деловая сессия «Цифровое авиастроение», организованная ОАК и «Вертолётами России», а также панельные дискуссии «Цифровое производство и кооперация» и «Цифровое проектирование и создание виртуальных стендов испытаний». По словам замглавы Мипромторга Олега Бочарова, на МАКСе продемонстрировано «цифровое производство для цифрового самолёта».

Однако предприятия смотрят не только далеко в будущее, но и решают проблемы сегодняшнего дня. В качестве примера можно привести череду мероприятий, организованных Союзом машиностроителей России, Лигой содействия оборонным предприятиям и думским комитетом по экономической политике.

20 июля участники совместного заседания Экспертного совета по авиапрому Комитета ГД по экономической политике, Комитета по авиационной промышленности СоюзМаш и Комитета по оборонной промышленности ЛСОП обсудили действующую систему ценообразования в рамках ГОЗ. Открывая дискуссию, первый вице-президент СоюзМаш Владимир Гутенёв посетовал на «административные колодцы», не дающие справиться с перекосами в ценообразовании. Выступающие отмечали важность поиска баланса между интересами всех звеньев кооперации, включая заказчиков и головных исполнителей. По мнению экспертов, прогрессивные методы госрегулирования ценообразования могли бы стать для компаний стимулом к снижению затрат и оптимизации производственных цепочек. По результатам обсуждения были подготовлены рекомендации в проект Положения о государственном регулировании цен на продукцию по гособоронзаказу. Напомним, что в конце июня Владимир Путин пообещал подумать над предложением СоюзМаш об изменении слагаемых в формуле цены по ГОЗ, а после этого правительству было поручено представить предложения о целесообразности таких изменений.

Будущие кадры для авиапрома

МАКС-2017

Помимо обширной деловой программы и демонстрации российских высоких технологий, немало внимания на МАКСе традиционно уделяется детскому и молодёжному техническому творчеству, вопросам профориентации талантливых молодых людей, привлечению в отрасль новых перспективных кадров.

В рамках авиасалона представлены разработки российских вузов. В пятницу, 21 июля, на МАКСе пройдёт «День студента»: учащиеся очных отделений вузов и средне-специальных учебных заведений, а также курсанты военных училищ смогут посетить выставку бесплатно.

В рамках МАКС-2017 проходит VI Международный фестиваль детского и молодёжного научно-технического творчества «От винта!», в котором участвуют финалисты региональных этапов – молодые люди из 75 российских регионов. Для детей и их наставников пройдут семинары и круглые столы, презентации и соревнования по авиационному моделированию. Преподаватели и наставники участников фестиваля смогут обменяться опытом, а ребята пройдут тесты по профориентации. Организаторы фестиваля – Союз машиностроителей РФ и общественная организация «Офицеры России». Фестиваль проходит при поддержке Минпромторга и Минобрнауки.

В рамках авиасалона можно увидеть достижения юных изобретателей и конструкторов, которые занимаются в сети детских технопарков «Кванториум» и познакомиться с новыми авиационными компетенциями чемпионата WorldSkills.

На молодёжной площадке МАКС-2017, объединившей участников от дошкольного до студенческого возраста, также прошла церемония награждения победителей международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего» и многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда». Кроме того, сразу на нескольких площадках «взрослые» участники авиасалона обсуждают различные аспекты работы с кадровым резервом и формирование молодёжной политики в интересах российской высокотехнологичной промышленности.

* * *

МАКС-2017

Напоминаем, что авиационно-космический салон продолжит работу до 23 июля включительно.

Заключительные три дня работы салона (21-23 июля) объявлены днями массового посещения. В эти дни деловая часть будет менее насыщенной, а программа МАКСа дополнится развлекательными мероприятиями и большим количеством демонстрационных полётов – в том числе на воздушных судах АО «Вертолёты России», гражданских и боевых воздушных судах ПАО «ОАК» и других российских предприятий.

Фото: пресс-служба президента РФ

Пресс-служба Центр экономического развития и сертификации Институт экономических стратегий РАН