Авионика и вооружение

Оборонщики посетили музей РКК «Энергия»

Оборонщики посетили музей РКК Энергия

23 октября слушатели интенсивного спецкурса ИНЭС «Стратегическое управление» для руководителей и кадрового резерва организаций ОПК посетили музей Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва.

Формальных поводов для поездки было немало. Например, буквально на днях – 1 ноября 2018 года – исполнится сто лет заводу экспериментального машиностроения (ЗЭМ), входящему в корпорацию. Его история ведётся с ноября 1918 года, когда Петербургский оружейный завод был переведён решением Совнаркома в подмосковные Подлипки.

15 ноября 2018 года – 30-летняя годовщина первого и единственного полёта в космос орбитального самолёта «Буран». Дорогостоящая программа «Энергия – Буран» была свёрнута после развала СССР, но автоматическая посадка «Бурана» с отклонением от заданных параметров всего в одну секунду и несколько метров навсегда вошла не только в книгу рекордов Гиннеса, но и в историю мировой технической мысли.

20 ноября 1998 года, то есть 20 лет назад, был выведен на орбиту Земли первый элемент Международной космической станции.

Оборонщики посетили музей РКК Энергия

Перечислять памятные даты можно долго: слишком уж богата эпохальными событиями история отечественной космонавтики. Но разве нужен повод, чтобы прикоснуться к этой истории, чтобы ощутить дух предприятия, совершившего столько феноменальных прорывов, имеющего такое количество государственных наград и день за днём продолжающего творить историю? Неудивительно, что на сообщение о возможности посетить музей корпорации оборонщики отреагировали с большим энтузиазмом.

Экскурсию для группы слушателей провела ведущий инженер РКК «Энергия» Елена Викторовна Черных. Всегда приятно слушать человека, влюблённого в своё предприятие, гордящегося его достижениями, обожающего людей, руками которых эти достижения создавались.

Оборонщики посетили музей РКК Энергия

Зал трудовой славы музея наполнен фотографиями выдающихся учёных, инженеров, рабочих, специалистов, космонавтов и менеджеров, удостоенных государственных наград и почётных званий. У РКК «Энергия» есть свой отряд космонавтов, многие из которых не единожды удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России. Наверное, если бы существовали чемпионаты по количеству сотрудников, отмеченных государством, РКК «Энергия» вышла бы в лидеры с большим отрывом.

Сегодня РКК «Энергия» создаёт пилотируемые корабли «Союз» и одноразовые грузовые корабли «Прогресс», которые используются для снабжения МКС всем необходимым и отправляются к станции примерно раз в квартал. В истории предприятия было всякое: например, в 1990-е годы на волне конверсии, объявленной Чубайсом, «Энергия» выпускала пылесосы и кухонные комбайны. Несколько экземпляров подобной продукции также сохранены в музее – и как элемент истории, и в качестве напоминания о том, что ни в коем случае не должно повториться.

Оборонщики посетили музей РКК Энергия

Один из залов музея отведён под мемориальную комнату Сергея Павловича Королёва и воссоздаёт интерьер его рабочего кабинета. Елена Викторовна Черных близко знакома с дочерью С.П. Королёва, поэтому рассказ о главном конструкторе «Энергии» был не только увлекательным, но и невероятно душевным. Впрочем, в корпорации, носящей имя академика Королёва, да и в городе, названном его именем, вряд ли кто-то относится к этому человеку без должного уважения и не считает его гением.

Конечно, среди группы оборонщиков не было никого, кто не был бы знаком с биографией великого конструктора и управленца. И всё же среди его фотографий, документов и личных вещей начинаешь воспринимать его жизненный путь немного по-другому. Внук купца, сын учителя, родившийся в Житомире, ученик Туполева, молодой и азартный исследователь, которого не сломала Колыма и сталинские «шарашки»… Великий и гениальный учёный, невероятно, как сегодня говорят, успешный, но засекреченный настолько, что его имя страна узнала только из некролога.

Оборонщики посетили музей РКК Энергия

Судьбу Королёва в обязательном порядке нужно изучать современным «эффективным менеджерам», постоянно ощущающим недостаток мотивации и впадающим в депрессию от малейших неудач. Конструктор Королёв мотивировал себя сам, без всякого Тони Роббинса. Он работал с утра до вечера, приходил на предприятие в выходные, чтобы его никто не отвлекал, пил чай с лимоном и чёрным хлебом, что-то бесконечно чертил на бумаге… А в итоге появлялись космические аппараты, которые летели к Венере и Луне.

Из множества вещей, находящихся в кабинете, почему-то особенно впечатляет логарифмическая линейка. Сложно себе представить, что компьютеров в то время не было. А значит, многое из того, что представлено в демонстрационном зале музея, создано с помощью этого незатейливого инструмента.

Оборонщики посетили музей РКК Энергия

Сотрудники музея дали всем желающим возможность посидеть за столом великого Королёва. Дерзнули, надо сказать, не все. А вот серьёзный заряд мотивации и желания добиваться результатов в своём деле получили все без исключения.

Следующим пунктом следования был демонстрационный зал РКК «Энергия». Кстати, он был основан в 1963 году всё тем же Сергеем Павловичем Королёвым. Академик считал, что работникам предприятия важно видеть, как технические решения реализуются в конкретных образцах космической техники. Первую лекцию для сотрудников в этом зале С.П. Королёв прочитал сам.

Экспонаты, представленные в огромном двухэтажном помещении, ценны тем, что это – подлинники. В большинстве случаев это так называемые макеты-дублёры – вторые или третьи экземпляры устройств, созданные для отработки нештатных ситуаций.

Оборонщики посетили музей РКК Энергия

Вот первый искусственный спутник Земли, всего 58 сантиметров в диаметре. Это символ РКК «Энергия», именно этот спутник изображён на логотипе предприятия. Переходя от экспоната к экспонату, поражаешься скорости, с которой шло развитие ракетно-космической техники. Второй спутник – тот самый, на борту которого в космос поднялась собака Лайка – взлетел через месяц после первого. А затем – как в калейдоскопе: космические научные лаборатории, спутники связи, межпланетные автоматические станции, направленные к Луне, Венере, Марсу… «Грунт на Луне твёрдый – типа пемзы», – утверждал гениальный Королёв в 1964 году. Установить его правоту удалось лишь два года спустя при мягкой посадке «Луны-9», но до этого момента академик, к сожалению, не дожил.

Оборонщики посетили музей РКК Энергия

Развитие пилотируемой космонавтики представлено в музее поистине уникальными экспонатами. Участники экскурсии сошлись во мнении, что в музей стоило приехать хотя бы ради того, чтобы своими глазами увидеть «Восток-1», корабль Юрия Гагарина, тот самый, на котором он совершил виток вокруг Земли. Ещё раз: это не макет, а тот самый корабль, на котором поднимался в космос первый в мире космонавт. Групповое фото на память – рядом с этим кораблём.

Рядом – «Восток-6», корабль первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. По соседству – первый многоместный «Восход-1», шлюзовая камера, из которой Алексей Леонов выходил в открытый космос, «Союз» – самый надёжный и безопасный корабль в мире, в чём все мы убедились во время недавней аварии: космонавты остались в живых.

Оборонщики посетили музей РКК Энергия

Интерактивная часть экскурсии предполагала возможность прилечь в настоящее кресло, в котором космонавты находятся во время взлёта и посадки. Чаша для этого кресла универсальная, а внутренняя часть – ложемент – изготавливается индивидуально по меркам для каждого космонавта. Эти два фактора – пребывание в «позе эмбриона» и подогнанный с учётом анатомических особенностей ложемент – снижают перегрузки и позволяют избежать переломов. Правда, есть и сложность: если космонавт находится на МКС, скажем, полгода, то у него есть большая вероятность поправиться или похудеть. В этом случае он не сможет вернуться в изготовленном заранее ложементе, это чревато переломами шеи и позвоночника. Поэтому ежедневные тренировки на тренажёрах и строгая диета – не прихоть медиков, а жизненно необходимое условие для возвращения космонавтов на Землю.

Оборонщики посетили музей РКК Энергия

Участники экскурсии поднялись на борт станции «Мир». Это натурный макет, который использовали в КИСе, то есть контрольно-испытательной станции, для отработки всевозможных нештатных ситуаций. Здесь всё в точности так же, как было на станции – за исключением, конечно, подиума, который соорудили гораздо позже для проведения экскурсий.

Казалось бы, развлекательная экскурсия для общего развития. Но на каждом шагу – примеры внедрения инноваций, оценки рисков, принятия нестандартных решений. Этакий мастер-класс от наших великих предшественников, уроки, которые стоит выучить и использовать.

Оборонщики посетили музей РКК Энергия

Вот инновация 1960-х: обшивка первых пилотируемых кораблей: асбестотекстолитовое покрытие, наносимое в 30-60 слоёв, создаёт жаропрочный слой, который выдерживает температуру до 4000 градусов Цельсия.

Система обеспечения жизнедеятельности, которая использовалась на станции «Мир», до сих пор остаётся непревзойдённой – ничего подобного ни европейцы, ни американцы до сих пор не придумали.

При стыковке «Союза» и «Аполлона» в 1975 году использовался так называемый АПАС, андрогинно-периферийный агрегат стыковки. После развала СССР американцы просили РКК «Энергия» продать документацию на этот узел. Времена были голодные и решение чуть было не приняли. Сыграл пресловутый человеческий фактор: нашёлся принципиальный профессор, наотрез отказавшийся поставить под этим решением свою подпись. Прошли годы, документация осталась на предприятии, а АПАСы РКК «Энергия» успешно продаёт до сих пор: ими оснащаются все аппараты, которые стыкуются с МКС. Чем не урок стратегического мышления? Чем не мотивация задуматься о журавле в небе и не довольствоваться синицей в руках?

Оборонщики посетили музей РКК Энергия

Понятие «музей» отчего-то ассоциируется с историей, то есть с прошлым. Но музей РКК «Энергия» – это не только о прошлом. Это о технических заделах, созданных теми, кто горел мечтой о космосе в 1950-60-е годы. Это о невидимом труде тысяч и тысяч людей, создающих новые технологии. Это о ежедневном подвиге космонавтов, находящихся на орбите, и о тех, кто каждую минуту обеспечивает их полёт.

Корабль «Федерация» – едва ли не единственный экспонат музея, выполненный в виде макета. Это – будущее. Этот космический корабль сможет не только стыковаться с МКС, но и долететь до Луны, а значит, Россия будет осваивать окололунное пространство.

По словам оборонщиков, экскурсия в РКК «Энергия» не только была познавательной и интересной, но и наполнила гордостью за славное прошлое отечественной науки и техники. А когда с гордостью думаешь о прошлом, появляется желание сделать что-то для того, чтобы будущие поколения думали о нынешних временах с таким же восхищением и трепетом. «Получили от «Энергии» мощный заряд энергии», – подытожил кто-то из слушателей.

Фото: пресс-служба ЦЭРС.

Пресс-служба Центр экономического развития и сертификации Институт экономических стратегий РАН