Оборонщики посетили музей РКК «Энергия»
23 октября слушатели интенсивного спецкурса ИНЭС «Стратегическое управление» для руководителей и кадрового резерва организаций ОПК посетили музей Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва.
Формальных поводов для поездки было немало. Например, буквально на днях – 1 ноября 2018 года – исполнится сто лет заводу экспериментального машиностроения (ЗЭМ), входящему в корпорацию. Его история ведётся с ноября 1918 года, когда Петербургский оружейный завод был переведён решением Совнаркома в подмосковные Подлипки.
15 ноября 2018 года – 30-летняя годовщина первого и единственного полёта в космос орбитального самолёта «Буран». Дорогостоящая программа «Энергия – Буран» была свёрнута после развала СССР, но автоматическая посадка «Бурана» с отклонением от заданных параметров всего в одну секунду и несколько метров навсегда вошла не только в книгу рекордов Гиннеса, но и в историю мировой технической мысли.
20 ноября 1998 года, то есть 20 лет назад, был выведен на орбиту Земли первый элемент Международной космической станции.
Перечислять памятные даты можно долго: слишком уж богата эпохальными событиями история отечественной космонавтики. Но разве нужен повод, чтобы прикоснуться к этой истории, чтобы ощутить дух предприятия, совершившего столько феноменальных прорывов, имеющего такое количество государственных наград и день за днём продолжающего творить историю? Неудивительно, что на сообщение о возможности посетить музей корпорации оборонщики отреагировали с большим энтузиазмом.
Экскурсию для группы слушателей провела ведущий инженер РКК «Энергия» Елена Викторовна Черных. Всегда приятно слушать человека, влюблённого в своё предприятие, гордящегося его достижениями, обожающего людей, руками которых эти достижения создавались.
Зал трудовой славы музея наполнен фотографиями выдающихся учёных, инженеров, рабочих, специалистов, космонавтов и менеджеров, удостоенных государственных наград и почётных званий. У РКК «Энергия» есть свой отряд космонавтов, многие из которых не единожды удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России. Наверное, если бы существовали чемпионаты по количеству сотрудников, отмеченных государством, РКК «Энергия» вышла бы в лидеры с большим отрывом.
Сегодня РКК «Энергия» создаёт пилотируемые корабли «Союз» и одноразовые грузовые корабли «Прогресс», которые используются для снабжения МКС всем необходимым и отправляются к станции примерно раз в квартал. В истории предприятия было всякое: например, в 1990-е годы на волне конверсии, объявленной Чубайсом, «Энергия» выпускала пылесосы и кухонные комбайны. Несколько экземпляров подобной продукции также сохранены в музее – и как элемент истории, и в качестве напоминания о том, что ни в коем случае не должно повториться.
Один из залов музея отведён под мемориальную комнату Сергея Павловича Королёва и воссоздаёт интерьер его рабочего кабинета. Елена Викторовна Черных близко знакома с дочерью С.П. Королёва, поэтому рассказ о главном конструкторе «Энергии» был не только увлекательным, но и невероятно душевным. Впрочем, в корпорации, носящей имя академика Королёва, да и в городе, названном его именем, вряд ли кто-то относится к этому человеку без должного уважения и не считает его гением.
Конечно, среди группы оборонщиков не было никого, кто не был бы знаком с биографией великого конструктора и управленца. И всё же среди его фотографий, документов и личных вещей начинаешь воспринимать его жизненный путь немного по-другому. Внук купца, сын учителя, родившийся в Житомире, ученик Туполева, молодой и азартный исследователь, которого не сломала Колыма и сталинские «шарашки»… Великий и гениальный учёный, невероятно, как сегодня говорят, успешный, но засекреченный настолько, что его имя страна узнала только из некролога.
Судьбу Королёва в обязательном порядке нужно изучать современным «эффективным менеджерам», постоянно ощущающим недостаток мотивации и впадающим в депрессию от малейших неудач. Конструктор Королёв мотивировал себя сам, без всякого Тони Роббинса. Он работал с утра до вечера, приходил на предприятие в выходные, чтобы его никто не отвлекал, пил чай с лимоном и чёрным хлебом, что-то бесконечно чертил на бумаге… А в итоге появлялись космические аппараты, которые летели к Венере и Луне.
Из множества вещей, находящихся в кабинете, почему-то особенно впечатляет логарифмическая линейка. Сложно себе представить, что компьютеров в то время не было. А значит, многое из того, что представлено в демонстрационном зале музея, создано с помощью этого незатейливого инструмента.
Сотрудники музея дали всем желающим возможность посидеть за столом великого Королёва. Дерзнули, надо сказать, не все. А вот серьёзный заряд мотивации и желания добиваться результатов в своём деле получили все без исключения.
Следующим пунктом следования был демонстрационный зал РКК «Энергия». Кстати, он был основан в 1963 году всё тем же Сергеем Павловичем Королёвым. Академик считал, что работникам предприятия важно видеть, как технические решения реализуются в конкретных образцах космической техники. Первую лекцию для сотрудников в этом зале С.П. Королёв прочитал сам.
Экспонаты, представленные в огромном двухэтажном помещении, ценны тем, что это – подлинники. В большинстве случаев это так называемые макеты-дублёры – вторые или третьи экземпляры устройств, созданные для отработки нештатных ситуаций.
Вот первый искусственный спутник Земли, всего 58 сантиметров в диаметре. Это символ РКК «Энергия», именно этот спутник изображён на логотипе предприятия. Переходя от экспоната к экспонату, поражаешься скорости, с которой шло развитие ракетно-космической техники. Второй спутник – тот самый, на борту которого в космос поднялась собака Лайка – взлетел через месяц после первого. А затем – как в калейдоскопе: космические научные лаборатории, спутники связи, межпланетные автоматические станции, направленные к Луне, Венере, Марсу… «Грунт на Луне твёрдый – типа пемзы», – утверждал гениальный Королёв в 1964 году. Установить его правоту удалось лишь два года спустя при мягкой посадке «Луны-9», но до этого момента академик, к сожалению, не дожил.
Развитие пилотируемой космонавтики представлено в музее поистине уникальными экспонатами. Участники экскурсии сошлись во мнении, что в музей стоило приехать хотя бы ради того, чтобы своими глазами увидеть «Восток-1», корабль Юрия Гагарина, тот самый, на котором он совершил виток вокруг Земли. Ещё раз: это не макет, а тот самый корабль, на котором поднимался в космос первый в мире космонавт. Групповое фото на память – рядом с этим кораблём.
Рядом – «Восток-6», корабль первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. По соседству – первый многоместный «Восход-1», шлюзовая камера, из которой Алексей Леонов выходил в открытый космос, «Союз» – самый надёжный и безопасный корабль в мире, в чём все мы убедились во время недавней аварии: космонавты остались в живых.
Интерактивная часть экскурсии предполагала возможность прилечь в настоящее кресло, в котором космонавты находятся во время взлёта и посадки. Чаша для этого кресла универсальная, а внутренняя часть – ложемент – изготавливается индивидуально по меркам для каждого космонавта. Эти два фактора – пребывание в «позе эмбриона» и подогнанный с учётом анатомических особенностей ложемент – снижают перегрузки и позволяют избежать переломов. Правда, есть и сложность: если космонавт находится на МКС, скажем, полгода, то у него есть большая вероятность поправиться или похудеть. В этом случае он не сможет вернуться в изготовленном заранее ложементе, это чревато переломами шеи и позвоночника. Поэтому ежедневные тренировки на тренажёрах и строгая диета – не прихоть медиков, а жизненно необходимое условие для возвращения космонавтов на Землю.
Участники экскурсии поднялись на борт станции «Мир». Это натурный макет, который использовали в КИСе, то есть контрольно-испытательной станции, для отработки всевозможных нештатных ситуаций. Здесь всё в точности так же, как было на станции – за исключением, конечно, подиума, который соорудили гораздо позже для проведения экскурсий.
Казалось бы, развлекательная экскурсия для общего развития. Но на каждом шагу – примеры внедрения инноваций, оценки рисков, принятия нестандартных решений. Этакий мастер-класс от наших великих предшественников, уроки, которые стоит выучить и использовать.
Вот инновация 1960-х: обшивка первых пилотируемых кораблей: асбестотекстолитовое покрытие, наносимое в 30-60 слоёв, создаёт жаропрочный слой, который выдерживает температуру до 4000 градусов Цельсия.
Система обеспечения жизнедеятельности, которая использовалась на станции «Мир», до сих пор остаётся непревзойдённой – ничего подобного ни европейцы, ни американцы до сих пор не придумали.
При стыковке «Союза» и «Аполлона» в 1975 году использовался так называемый АПАС, андрогинно-периферийный агрегат стыковки. После развала СССР американцы просили РКК «Энергия» продать документацию на этот узел. Времена были голодные и решение чуть было не приняли. Сыграл пресловутый человеческий фактор: нашёлся принципиальный профессор, наотрез отказавшийся поставить под этим решением свою подпись. Прошли годы, документация осталась на предприятии, а АПАСы РКК «Энергия» успешно продаёт до сих пор: ими оснащаются все аппараты, которые стыкуются с МКС. Чем не урок стратегического мышления? Чем не мотивация задуматься о журавле в небе и не довольствоваться синицей в руках?
Понятие «музей» отчего-то ассоциируется с историей, то есть с прошлым. Но музей РКК «Энергия» – это не только о прошлом. Это о технических заделах, созданных теми, кто горел мечтой о космосе в 1950-60-е годы. Это о невидимом труде тысяч и тысяч людей, создающих новые технологии. Это о ежедневном подвиге космонавтов, находящихся на орбите, и о тех, кто каждую минуту обеспечивает их полёт.
Корабль «Федерация» – едва ли не единственный экспонат музея, выполненный в виде макета. Это – будущее. Этот космический корабль сможет не только стыковаться с МКС, но и долететь до Луны, а значит, Россия будет осваивать окололунное пространство.
По словам оборонщиков, экскурсия в РКК «Энергия» не только была познавательной и интересной, но и наполнила гордостью за славное прошлое отечественной науки и техники. А когда с гордостью думаешь о прошлом, появляется желание сделать что-то для того, чтобы будущие поколения думали о нынешних временах с таким же восхищением и трепетом. «Получили от «Энергии» мощный заряд энергии», – подытожил кто-то из слушателей.
Фото: пресс-служба ЦЭРС.
Пресс-служба Центр экономического развития и сертификации Институт экономических стратегий РАН