Авионика и вооружение

«Цифра» подразумевает эволюцию: оборонщики обсудили проблемы и задачи цифровой трансформации ОПК

Куда движется мир в сфере цифровой трансформации? Насколько важен технологический суверенитет? Что затрудняет процессы цифровой трансформации на предприятиях оборонно-промышленного комплекса? Эти и другие вопросы слушатели спецкурса ИНЭС «Стратегическое управление» для руководителей и кадрового резерва предприятий ОПК обсудили 22 марта 2021 года с представителем аппарата правительства России. Ключевые тезисы дискуссии – в материале profiok.com.

Государство и технологии: есть ли выбор на распутье?

Цифра подразумевает эволюцию: оборонщики обсудили проблемы и задачи цифровой трансформации ОПК

Согласно поручению президента, Россия в обозримом будущем должна достичь уровня развития, при котором за генерацией знаний и технологий будет следовать их применение, а затем и тиражирование по всему миру. Такое государство может считаться в полной мере независимым и суверенным. По мнению эксперта, это наиболее предпочтительный из трёх возможных путей развития государства в цифровой сфере.

Другой путь – ставка на ускоренное внедрение инноваций, разработанных кем-то другим. В этом случае государство становится пользователем технологий: оно технологически развито, но пользуется знанием, сгенерированным за его пределами.

Оставшийся вариант – исключительно потребление услуг без какого-либо участия в создании базы для них. К примеру, существует немало стран, где, несмотря на общую технологическую отсталость, чуть ли не все пользуются смартфонами. При этом ни самих смартфонов, ни «начинки» для них эти страны не производят, а значит, находятся в полной зависимости от более развитых государств.

Мир, по словам лектора, в целом движется к модели, в которой большинство стран остаются потребителями технологий, не участвуют в их генерации и не создают никаких новых знаний и компетенций. Это означает, что они постепенно утрачивают самостоятельность, теряют контроль над цифровыми активами. Кроме того, они вынуждены по сути выплачивать ренту странам, создающим что-то новое. И чем глубже страна садится на иглу чужих технологий, тем стремительнее теряет суверенитет. Результат – размытие самого государства, перехват управления, растворение культуры и уникальности человека.

Европа: марш-бросок в гонке за лидерство

Эксперт рассказал, что в Европе в последние несколько лет всерьёз задумались над системными рисками в сфере развития технологий. Сегодня в развитых странах все технологические процессы высокотехнологичных предприятий оснащены разнообразными датчиками. Это даёт возможность контролировать все этапы производственного цикла и качество продукции, следить за соблюдением технических норм и регламентов. Однако проблема в том, что датчики произведены в США. Так что, без сомнения, вся передаваемая ими информация аккумулируется в дата-центрах компании Amazon. В итоге предприятия – пользователи подобных систем могут отслеживать лишь картину в собственном периметре. А аналитики США, которым доступна информация, поступающая с различных производств, имеют возможность видеть общую картину в экономике, включая межотраслевые балансы. Поэтому американские прогнозы и разработанные на их базе стратегии будут заведомо точнее и эффективнее.

Поэтому в Европе сейчас серьёзные средства брошены на создание собственной технологической платформы, с помощью которой можно будет отслеживать изделия на всех этапах их жизненного цикла от разработки до производства и обслуживания. Датчики для оснащения европейских предприятий планируется производить во Франции.

Таким образом, вполне вероятно, что через несколько лет в Европе сложится экосистема с собственными стандартами и регламентами. Нашу страну в этом смысле могут ожидать неприятности: если отечественные производства не будут соответствовать европейским стандартам, Россия не сможет поставлять на Запад свою продукцию, включая сырьё. В качестве иллюстрации можно привести ситуацию с вакциной «Спутник V»: если её не сертифицируют в Европе, привитым этой вакциной вполне могут не дать шенгенскую визу. Одним словом, тот, кто захватил технологическое лидерство, получает возможность диктовать свои условия.

Кстати, как рассказал эксперт, в Европе не будут масштабно разворачивать сети 5G, потому что к 2024 году будет готова инфраструктура для перехода к сетям поколения 6G, полностью работающим на европейских компонентах. Таким образом, страны ЕС инфраструктурно и технологически защищают свою территорию, а также обеспечивают развитие своим знаниям и компетенциям.

А что в России?

К сожалению, участники дискуссии сошлись во мнении, что происходящее в нашей стране сложно назвать полноценной цифровой трансформацией. Россия активно переводит в цифровой формат различные данные, но практически не производит ни серверов, ни программного обеспечения, ни сотовых телефонов, ни элементной базы, ни волоконно-оптических кабелей. Мы становимся потребителями технологий: строим дороги, по которым ездят автомобили зарубежного производства, но сами автомобили покупаем за рубежом.

Кроме того, в словосочетании «цифровая экономика», как подчеркнул лектор, главное слово – экономика. Об этом почему-то постоянно забывают: переход к «цифре» пытаются провести без разработки новой экономической модели. По мнению эксперта, цифровой трансформацией должны заниматься те, кто в состоянии разрабатывать стратегии: генеральные директора, логисты, финансисты, руководители производств. Как только цифровую трансформацию поручают представителям ИТ, процесс теряет смысл: айтишники знают, как собрать данные, но не могут знать, что с ними делать дальше.

Сегодня происходит именно это: данные собираются, кто-то даже зарабатывает на их перепродаже, но глобальных изменений стране эти данные, увы, не несут. Современные «платформы» представляют собой просто набор справочников, а государственные информационные системы (ГИС) – это обыкновенные реестры, попросту говоря – таблицы с данными. Чтобы ГИС превратить в полноценную платформу, к данным нужно добавить аналитику и алгоритмы, по которым можно будет строить модели, но никаких моделей пока никто не разрабатывает.

Как отмечает аналитик, руководство страны ориентируется сейчас на развитие «сервисного государства», и переломить эту тенденцию пока не удаётся. Успехи компании Uber действительно впечатляют: масштабирование позволило проекту получить колоссальную выгоду за счёт сокращения диспетчеров по вызову такси. Но Uber не строит дорог, не производит автомобилей и даже не готовит водителей. Ориентировать на такую модель всю экономику невозможно.

За различными сервисами, к которым эксперт относит, скажем, проекты Германа Грефа, в принципе нет производства. Даже чтобы сделать мыльный пузырь, нужно предприятие, которое изготовит специальный раствор, произведёт бутылочки и трубочки, приклеит этикетки. И если всё это закупать за рубежом, а у себя только надувать пузыри и любоваться ими, пока они не лопнут, ни о каком технологическом суверенитете мечтать не приходится.

ОПК – новый центр силы?

Цифра подразумевает эволюцию: оборонщики обсудили проблемы и задачи цифровой трансформации ОПК

Оборонно-промышленный комплекс не только обеспечивает безопасность России. Это ещё и значительная доля экономики, а также источник новых технологий. Как считает эксперт, именно ОПК мог бы стать центром силы, который поможет нашей стране отстоять суверенитет и передать технологические знания новым поколениям российских граждан.

К счастью, необходимость цифровой трансформации оборонщикам объяснять не надо: они отлично осознают, что если не идти в ногу со временем, за несколько лет можно непоправимо и безвозвратно отстать. Однако есть множество факторов, из-за которых руководство оборонных предприятий не торопится переходить в «цифру».

Представители высокотехнологичных предприятий упоминали о том, что государство никак не стимулирует компании к внедрению, скажем, цифровых двойников. При этом перевод конструкторской документации из аналоговой формы в цифровую оценивается в миллионы рублей. Энтузиастов, конечно, хватает, но далеко не у всех предприятий есть возможность реализовывать масштабные проекты на голом энтузиазме.

Кроме того, генеральный директор предприятия никогда не бывает уверен, что проработает в этой должности несколько лет. В таких условиях не каждый рискнёт тратить время, силы и средства на долгосрочное планирование.

Наконец, в России сформировано весьма серьёзное лобби западных производителей техники и программного обеспечения. Несмотря на санкции, западные компании продолжают поставлять свою продукцию на российские предприятия, находят пути для обхода ограничений на закупку зарубежной техники и ПО.

Конечно, самым правильным решением в сегодняшней ситуации была бы комплексная и системная цифровая трансформация оборонно-промышленного комплекса. Но, как считает лектор, уповать на это не стоит: масштабы страны велики, решения принимаются сложно и медленно. Поэтому лектор призвал оборонщиков начать с трансформации своих предприятий: оцифровать рабочие места, проанализировать процессы и сделать их более формальными и цикличными. По его мнению, компании сами должны захотеть изменений, осознать их жизненную необходимость и не ждать, что новая модель экономики зародится где-то наверху и придёт на предприятия сама по себе.

«Мы на развилке: можно оставаться в пещере, а можно двигаться в ногу со временем, иначе шаг вперёд за вас сделают другие», – этим мотивирующим призывом закончилась встреча с экспертом. Впрочем, нельзя сказать, что эволюция обошла российский ОПК стороной. В различных сегментах деятельности оборонных предприятий и КБ процессы цифровой трансформации развиваются весьма успешно, что позволяет смотреть в будущее не без оптимизма.

В ходе спецкурса «Стратегическое управление» оборонщики углубились в вопросы обеспечения инновационной деятельности и развития человеческого капитала в условиях цифровизации, подробно разобрали различные аспекты модернизации учётно-контрольных и аналитических процессов, а также познакомились с опытом ведущих ИТ-компаний по внедрению различных комплексных решений и инструментов.

Фото: пресс-служба ЦЭРС.

Справочно. Спецкурс «Стратегическое управление» разработан экспертами Института экономических стратегий (ИНЭС) как основа программы повышения квалификации руководителей и кадрового резерва предприятий высокотехнологичной промышленности. Организаторы курса ставят целью не только освоение слушателями современных управленческих инструментов и выработку новых взглядов на стратегию развития своей компании, но и их погружение в глобальный политический, экономический и культурный контекст.

Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=14013#ixzz6rwZHArtb

Пресс-служба Институт Экономических стратегий РАН.Центр экономического развития и сертификации ИНЭС