Авионика и вооружение

В.М.Ламзутов, заместитель главного редактора "КР". «Убийца подлодок»: американцы о новейшем российском самолете

Российская Федерация создала самолет-убийцу подводных лодок, вооруженный «Калибрами». Как сообщает телерадиокомпания «Звезда», новый российский противолодочный самолет Ил-38Н способен видеть сквозь воду и «нащупать» субмарины североатлантического альянса на любой глубине. В американских средствах массовой информации эту машину уже прозвали «консервным ключом» для подводных лодок НАТО и «убийцей подлодок».

На самом деле, американские журналисты в своих прозвищах, которыми они одарили российский Ил-38Н, оказались недалеки от истины. Этот модернизированный самолет действительно предназначен для того, чтобы охотиться на подводные лодки противника, но в реальности, во многом благодаря новой поисково-прицельной системе «Новелла-П-38», потенциал и возможности этой машины значительно шире. Самолет способен обнаруживать как подводные, надводные, так и воздушные цели, а также эффективно уничтожать их.

Помимо своей начинки, воздушное судно обладает достаточно надежным планером. За все время эксплуатации машины было зафиксировано только два летных происшествия – в обоих случаях причиной аварии стал человеческий фактор, то есть ошибка пилота. Сейчас, после модернизации, Ил-38Н предстаёт перед нами абсолютно в ином качестве, а срок его службы продлен как минимум на 10-15 лет.

Изначально Ил-38 предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, ведения морской разведки и поисково-спасательных операций, а также постановки минных заграждений. Эта машина даже на приличном удалении от берегов потенциальных противников вызывал у оных панику и трепет. Японцы так вообще впадали в откровенные истерики, стоило Ил-38 появиться в районе, где они проводили совместные военно-морские маневры с Соединенными Штатами Америки.

И впадали не просто так. Они знали, что этот самолет способен засечь не только все надводные корабли, но и нащупать подводные лодки, причем на максимальной глубине. В декабре 2010 года именно российские противолодочные самолеты, парящие в небе, сорвали американо-японские учения. Их прекратили, так как опасались: вдруг русские перехватят сверхсекретную информацию (частоты радаров). Ил-38 тогда выполняли «плановые полеты» и не нарушали международные правила использования воздушного пространства. Тем не менее, одного их появления в воздухе было достаточно, чтобы спугнуть флот не самых дружественных нам государств.

Во время модернизации боевые возможности Ил-38Н были увеличены в четыре раза. Теперь машина способна заменить в небе сразу четыре противолодочных самолета предыдущего поколения, да и задач она может выполнить намного больше, в том числе и связанных с уничтожением обнаруженных целей. Экипаж самолета состоит из семи человек: двух пилотов (командир корабля и его помощник), штурмана-навигатора, штурмана-оператора радиолокационной станцией, оператора самолётного приёмного индикаторного устройства, бортинженера и бортрадиста.

Внешние отличия машины незначительны, но все же заметить их можно. Кроме «модного» темно-серого цвета фюзеляжа и желтых цифр бортового номера, Ил-38 получил и новое навесное оборудование – систему РТР (радиотехническая разведка) в контейнере над фюзеляжем. Именно благодаря ей самолет будет поддерживать контакт со спутниковой системой РТР «Лиана». В конструкции самолета с диаметром корпуса в 3,5 метра, можно разместить даже ракеты воздушного базирования «Калибр-А», дальность полета которых составляет до пяти тысяч километров.