Авионика и вооружение

Вертикальный взлет в наше будущее

15 мая в Москве в Агентстве стратегических инициатив на уже культовой среди российских инноваторов площадке «Точка кипения» состоялось очередное открытое заседание Экспертной группы Аэронет НТИ, где были представлены доклады по теме: «Беспилотные летательные аппараты вертикального взлета и посадки».

Главной сенсацией стал доклад Александра Атаманова, презентовавшего модель грузо-пассажирского коптера. Атаманов представил не просто дрон, а летающую платформу для перевозки человека и грузов. Фактически, это стало самым знаковым прорывом в отечественной сфере коптеростроения. По словам Атаманова, испытания проводятся активно, но пока в камерном режиме в пространстве промышленного склада. Более того, этот аппарат уже вышел на международный уровень – о своем намерении закупить целую его партию уже заявила полиция Дубая. Но, как известно, нет пророка в своем Отечестве – об интересе российских органов внутренних дел и Росгвардии ничего не известно. Зато есть надежда на Вооруженные Силы, но об этом г-н Атаманов предпочел умолчать с многозначительной улыбкой.

Другой сенсацией стал конвертоплан, модели которого были представлены сразу двумя докладчиками – Дмитрием Макаровым, «ВР-Технологии», и Элдаром Разроевым, «Аэроксо». Схема конвертоплана, которая активно разрабатывалась в ХХ веке в СССР и других странах, но была заброшена к началу 90-х гг., теперь получила второе дыхание. Оказалось, что этот недооцененный актив советской авиастроительной мысли, может стать одним из самых перспективных направлений сферы БВС. Модель-демонстратор аппарта была выставлена на прошедшей выставке Helirussia 2017 на корпоративной площадке Вертолётов России.

Впечатлил собравшихся и проект создания мультивинтового летательного аппарата «Квадрокоптер ZETTA» от Дениса Щуровского. Согласно представленному докладу, этот аппарат пока только конструируется, но работы близки к завершению, и недалек час летно-испытательных полетов.

Интересно отметить и автономный грузопассажирский аппарата на базе гироплана (автожира), презентованный Алексеем Хвостанцевым и ООО «Нетскай». Этот уникальный гибрид дрона и гироплана способен стать важным звеном в сфере перевозок и сократить время доставки грузов по водным магистралям. К тому же, он обладает большей мобильностью, чем традиционные гиропланы, и поэтому годится к использованию в любых речных и морских условиях.

Стоит отметить БАС ВТ корабельного старта и посадки, презентованный Дмитрием Макаровым. Этот БВС может также использоваться в морских условиях для транспортировки грузов с кораблей.

Все доклады вызвали оживленную реакцию присутствующих специалистов и устоявшегося экспертного сообщества Аэронет НТИ. Обилие колких вопросов грозило буквально затянуть эмоциональную дискуссию далеко за полночь. Больше всего присутствующих волновали формы финансирование проектов, их обеспечение отечественными комплектующими и зарождающиеся рынки новых услуг. Но ведущий идеолог «Аэронет» Сергей Жуков со свойственным ему остроумием ловко и тонко разрешал все противоречия, а также аккуратно следил за соблюдением временного регламента. В любом случае, тема оказалась очень животрепещущей и задела буквально каждого специалиста.

В тот вечер из «Точки кипения» равнодушным не ушел никто. А главным итогом стало предвкушение грядущего большого прорыва нашей страны и ее самородков. Так или иначе, Шестой технологический уклад на пороге, и отечественные умы встречают его во всеоружии.

Кирилл Блохин