Двигателестроение

130 лет со дня рождения В.Я. Климова

Санкт-Петербург, 22 июля 2022 года

В преддверии 130-летия со дня рождения известного конструктора авиационных двигателей в АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) провели опрос о том, кто такие климовцы.

Сотрудники предприятия в числе качеств, присущих климовцам, назвали профессионализм, широкий кругозор, творчество, внимание к деталям, целеустремленность, обостренное чувство справедливости, высокую работоспособность и умение преодолевать трудности любого масштаба.

«Быть климовцем ко многому обязывает. Уверен, что дело Владимира Яковлевича Климова, навсегда вписавшего свое имя в историю отечественной авиации, сегодня достойно продолжают его последователи на предприятии, названном в его честь. ОДК-Климов активно работает над новыми проектами, создавая двигатели для российских вертолетов Ансат, Ка-226, Ка-62, а также инновационный продукт – гибридную силовую установку. Системы автоматического управления двигателями также разрабатываются на нашем предприятии», - говорит исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин.

25 июля на предприятии состоятся торжественные мероприятия, посвященные памяти В.Я. Климова.

Владимир Яковлевич Климов - генеральный конструктор поршневых (1935 – 1946) и реактивных (1947 – 1960) авиационных двигателей. Академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат четырех Сталинских премий. В.Я. Климов заложил основу эффективной и надежной конструкторской школы, принципы которой и сегодня высоко ценят на санкт-петербургском предприятии, с гордостью носящего имя знаменитого основателя.

В.Я. Климов родился 23 июля 1892 года во Владимирской губернии в семье предприимчивого крестьянина. В 1903 году поступил в Комиссаровское техническое училище, после которого учился в Императорском Московском техническом училище (впоследствии – МГТУ им. Н.Э. Баумана). Именно эти учебные заведения со своими традициями и стали для Климова матрицей, сформировавшей исходный код его технической культуры и стали отправной точкой в развитии конструкторской мысли.

Климов участвовал в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 и первого, самого мощного в то время 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13. К середине 1930-х годов организует производство двигателя М-100, мощность которого была на 30% больше, чем у зарубежных аналогов подобной размерности, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков «СБ» конструкции А.Н. Туполева и А.А. Архангельского.

В 1935 г. В.Я. Климов назначен главным конструктором Рыбинского моторостроительного завода № 26. С августа 1941 г. работал в Уфе на эвакуированном заводе (Уфимский моторостроительный завод). В начале 1940-х под руководством Климова создаётся ряд мощных серийных двигателей «сотой серии» (М-105 и др.), оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 конструкции В.М. Петлякова и истребителях конструкции А.С. Яковлева, прославившихся в годы Великой Отечественной войны.

В послевоенный период в ленинградском ОКБ под руководством Климова разработан ряд воздушно-реактивных двигателей. В 1947—1949 создаются первые отечественные двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов. В 1951 году на основе английского двигателя «Nene» был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях.

Климов одним из первых в стране обратился к вертолетной тематике. Первый вертолетный редуктор ВР-2, как и первый отечественный газотурбинный двигатель ГТД-350 были разработаны именно в ленинградском ОКБ.

АО «ОДК-Климов» - предприятие двигателестроительной отрасли, занимается разработкой, производством газотурбинных двигателей и систем автоматического управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро серийного сопровождения, современную производственную, высокотехнологичную испытательно-исследовательскую базы, сервисные центры. АО «ОДК-Климов» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Госкорпорация Ростех – крупнейшая промышленная компания России. В 2022 году отмечает 15 лет со дня основания. Объединяет порядка 700 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

Госкорпорация Ростех – крупнейшая промышленная компания России. В 2022 году отмечает 15 лет со дня основания. Объединяет порядка 700 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

Пресс-служба АО «ОДК-Климов»