Двигателестроение

АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина». Рождение «Легенды»

С началом производства магнитофона «Легенда» на Арзамасском приборостроительном заводе связаны воспоминания известного российского журналиста, писателя, Почетного гражданина Нижегородской области, члена Союза журналистов РФ, члена Союза писателей РФ Александра Марковича Цирюльникова.

Этот телефонный звонок весной 1977 года ко мне домой был неожиданным. Глуховатый мужской голос:

– Здравствуйте, с вами говорит Пландин Павел Иванович из Арзамаса…

Я этого человека видел и слышал всего лишь раза два во время съемок на областных партхозактивах, сессиях областного совета. Но мы его не снимали: знали, что он директор «закрытого» Арзамасского приборостроительного завода, работающего на космос и военную авиацию. И показывать Пландина в эфире было нельзя.

– Вы меня, скорее всего, не знаете, – продолжал позвонивший, – а я вас видел и слышал в телепередачах из Горького.

Пришлось сознаться, что я представляю, кто со мной говорит. И я действительно вспомнил этого высокого человека с большой удлиненной головой, высоким лбом и крупными чертами лица.

– Будем тогда считать, что мы заочно уже знакомы, – сказал Пландин, – но я бы хотел, чтобы мы встретились здесь, на заводе. У меня к вам есть одно предложение, вернее, просьба. Я готов прислать за вами машину – привезти вас и отвезти.

Конечно, я согласился. Не расспрашивая и не уточняя, в чем дело. Предвосхищая мой профессиональный вопрос, Павел Иванович сообщил:

– Кинооператора брать не надо, съемок не будет… – И после короткой паузы неожиданно добавил: – Пока не будет…

Чем совсем заинтриговал меня.

На следующий день личная «Волга» директора привезла меня в Арзамас.

До этого мне приходилось много раз бывать в этом старинном красивом и ухоженном городе. В первый раз – еще в студенческие годы, когда мы в фольклорной экспедиции записывали от старожилов старинные предания, песни, сказки, были и небылицы, сохраненные памятью поколений. Ходили

пешком и колесили на чем попало попутном по селам и деревням района – Кирилловке, Красному, Личадееву, по самому райцентру. Познакомились с гайдаровскими местами, описанными в книгах Аркадия Петровича (Гайдара), которые я полюбил еще в начальной школе; были потрясены великолепием здешней архитектуры, и особенно Воскресенского собора, однотонно и выпукло расписанного мастерами школы академика Ступина.

Потом, уже будучи тележурналистом, я рассказывал о жизни и работе предприятий Арзамаса: завода коммунальных машин, машиностроительного завода, луководческих колхозов района, а также общественно-политических мероприятиях в честь 400-летия города. Но на приборостроительном заводе бывать еще не приходилось, его для прессы как бы вообще не существовало.

И вот я в кабинете директора. Павел Иванович познакомил меня с главным инженером Хряповым, начальником ОТК Харитоновым, другими руководителями производства и сообщил, зачем я был нужен.

– Я вижу, как отдыхает наша молодежь в свободное от работы и учебы время, – начал разговор Пландин. – Она любит слушать музыку и использует переносные магнитофоны. Как правило, различные марки «Репортеров» и «Романтиков» завода имени Петровского. Они все громоздкие и тяжелые, кассеты в них катушечного типа. Вам приходилось ими пользоваться?

Пришлось вспомнить, как в фольклорных экспедициях мы использовали два «Репортера-3». У нас уставали и болели плечи от их тяжести, но ничего лучшего тогда наша промышленность не выпускала. Надежность механизмов и качество записи часто подводили. Мне в перерывах между поездками неоднократно приходилось наведываться к ремонтникам завода имени Петровского – двум Владимирам – Комову и Челнокову, и они лечили наши «маги». Именно такие «портативные» катушечники использовали и корреспонденты радио.

Помнится, тогда я рассказал Павлу Ивановичу, что «Репортерами» и «Романтиками» на заводе имени Петровского в Горьком занялись тогда, когда им после войны некоторое время руководил Ефим Иммануилович Рубинчик. И подумал, что для великих директоров ни в чем нет мелочей: интуитивно чувствуют, какое дело может стать нужным и полезным, и осуществляют задуманное.

– У вас есть какие-то свои новые разработки? – спросил я.

– Пока только предложение, вернее – задание начальства. И кое-что в чертежах. Правда, все это по нашей закрытой тематике, но я подумал, что может послужить основой для товаров широкого потребления. И хотим услышать от вас, насколько это перспективное дело?

– Я думаю, что молодежь воспользуется вашими компактными кассетниками вместо тяжелых катушечных «магов». Но есть совсем другие, более серьезные перспективы. У нас миллионы журналистов на телевидении,

радио, в газетах. А чем они вооружены – ручкой и блокнотом! Нам нужны диктофоны – вот для этой же беседы с вами и вашими сотрудниками, чтобы воспроизводить разговор с ваших слов. Мы завидуем нашим зарубежным коллегам, у которых есть карманные «Sony», «Philips» или «Grundig». У моего хорошего знакомого собкора газеты «Известия» в Горьком Павла Новокшонова есть «Philips» – величиной с блокнот, с компакт-кассетами на полчаса или на час записи в зависимости от заданной скорости вращения. Паша пользуется им для записи интервью, репортажных событий и даже музыкальных премьер. Вот недавно, к примеру, прокрутил мне запись симфонии Шостаковича «Смерть Стеньки Разина» на стихи Евтушенко – отличное качество… Сделайте нам такой диктофон или магнитофон двойного или тройного применения – у вас спрос на него никогда не иссякнет. И будет много благодарных пользователей.

– Спасибо вам за идею, мы о таком изделии раньше не думали!

Я знаю, что в тот же день вечером состоялось совещание, на котором Павел Иванович сформулировал свежерожденную идею и поручил группе разработчиков воплотить ее в материале.

Меня на этом совещании не было. После обеда и чаепития в столовой комсостава Пландин проводил меня к машине, условившись, что, когда будут готовы первые рабочие экземпляры, их предоставят мне для обкатки на практике.

Прошло лето. В конце сентября или начале октября снова позвонил Пландин:

– Кое-что у нас готово. Помню наш уговор и пришлю к вам с изделием начальника службы технического контроля Харитонова. Вы с этой штукой делайте все, что угодно, испытывайте на всех режимах, во всех условиях – в помещении, на улице, под дождем, в снег и ветер, не жалейте. Сломается – привезем новый аппарат. Мы решили назвать наш портативный магнитофон для широкого потребителя «Легенда»: все-таки Арзамас – город, богатый преданиями и легендами, одна Алена Арзамасская чего стоит. У специзделия по основной тематике название буквенно-цифровое. Согласны с таким названием?

– Конечно!

За короткое время общения с Павлом Ивановичем я понял, что у него от сказанного слова до конкретного дела минимальное расстояние. Завтра утром у меня, на одиннадцатом этаже в доме на бульваре Мира, был гость из Арзамаса.

Виктор Васильевич Харитонов вынул из портфеля и положил на стол черный продолговатый прибор с несколькими клавишами на панели. Нажал одну из них – и вверх поднялась прозрачная крышка и обнажила гнездо для компакт-кассеты. Две клавиши осуществляли перемотку вправо и влево.

Две других при одновременном нажатии осуществляли звукозапись на встроенный или извне подключенный проводной микрофон. Воспроизводство записанного звука тоже было клавишным.

На панели была надпись ВМ-75-к, выполненная светлыми металлическими буквами.

– Этот магнитофон предназначен для записи шума винтов подводных лодок, – пояснил Харитонов, – потому он «военно-морской». Мы летом уже испытывали его на подлодках, надводных судах, даже в песках Каракумов в жару и самум. Был случай, он упал с высоты третьего этажа, корпус от удара треснул, а агрегат работал, записал и сохранил звук…

…Прошло много лет. У меня до сих пор есть и действует этот ВМ-75-к. (Правда, пользуюсь им редко, потому что мне на 70-летие подарили маленький легкий «Olympus», который помещается в верхнем кармане рубашки или пиджака). Потом по поручению Пландина Харитонов привез мне «Легенду-401» и «Легенду-404». Этот магнитофон, по сути, штатская копия военно-морского.

Эти «Легенды» потом были приобретены Нижегородским областным радио и использовались в работе практически каждым корреспондентом. Были записаны и вышли в эфир сотни оперативных передач. Все мы до сих пор благодарны Павлу Ивановичу Пландину, потому что он первым откликнулся на нужду журналистов в портативной звукозаписывающей технике. На АПЗ был создан специальный цех по выпуску «Легенд», и мне и моим коллегам неоднократно приходилось рассказывать о нем и показывать это производство.

Я много доброго слышал о Павле Ивановиче Пландине от Ивана Петровича Склярова, который называл его «батей». Это слово Скляров употреблял по отношению к людям, которых очень уважал и был им признателен. Скляров много лет работал на Арзамасском приборостроительном заводе, там сформировался как личность и, опекаемый Пландиным, сделал первые шаги по карьерной лестнице. Всегда с восхищением говорил об этом предприятии, его промышленной оснащенности, строгой и обязательной технологической чистоте в процессе работы… Память будоражила и волновала его, и, уже будучи губернатором области, он не раз признавался мне:

– Знаешь, Маркович, иногда чувствую, что я опять там, на заводе… И на сердце так хорошо и спокойно! Жаль, что тех дней не вернешь… Как и Павла Ивановича…

Помню, осенью 1998 года губернатор Скляров позвонил мне на телевидение:

– Маркович, поехали сегодня вечером в Арзамас. На Тихвинском кладбище положим цветы к памятнику Павлу Ивановичу Пландину – ему бы исполнилось 80 лет. А уже прошло 11 лет, как его нет с нами…

И мы отдали дань памяти этому замечательному человеку.

Из книги Александра Цирюльникова «Непридуманные истории».

Пресс-служба АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина»