Двигателестроение

АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина». Самолёты, к бою!

Приборостроитель Геннадий Жевакин в войну обеспечивал радиосвязью советскую авиацию.

Газета «Новатор» от 7 мая 1992 года писала:

Они сражались за Родину

«Геннадий Павлович Жевакин службу в армии начал в 1939 году. Попал в полковую часть в учебное подразделение. После учебы ему присвоили звание сержанта и назначили начальником радиостанции.

В начале 1941 года Геннадий Павлович был назначен помощником начальника оперативной группы ВВС по координации действий авиации на Центральном фронте.

Участвовал в обороне Москвы до 1942 года. Потом переведен в запасной полк для обучения специалистов. Через некоторое время отправлен начальником радиостанции в бомбардировочную дивизию. Была большая нехватка стрелков-радистов, и часто приходилось летать на задания. В 1943 году переведен в штат дивизии, действующей в тылу врага, на Северо-Западном фронте – в районах Вязьмы, Смоленска и Могилева.

День Победы Геннадий Павлович встретил на боевом посту. В конце апреля – начале мая выполнял специальное задание. Большая группа власовцев и бендеровцев из северо-восточных районов Польши пыталась прорваться на запад. Они имели танки и артиллерию, поэтому командование Советской армии решило бросить дивизию для разгрома группировки.

Ночью Геннадий Павлович узнал от радиста, что объявлена победа.

Прослужил он в армии до 1960 года. Ушел майором запаса».

Сергей Жевакин, инженер-электроник сборочного цеха №41 АО «АПЗ»:

– Папа рассказывал, что с июня и до ноября 1941 года служил начальником радиостанции в опергруппе ВВС, а с 1942-го – дежурным техником Центрального узла связи. В 1943 году его назначили начальником приемного узла авиации дальнего действия Верховной ставки главнокомандующего. Участвовал в обеспечении радиосвязи при вылетах на стратегические важные объекты.

Вспоминал, как в 1944 году советские самолеты бомбили Хельсинки, но в силу того, что были сложные метеоусловия, пришлось давать пеленг, т.е. направлять самолеты на объект, что позволило успешно справиться с заданием. На оперативном аэродроме в Новодугино, несмотря на недостаточную оснащенность радиосредствами и плохие условия радиоприема, папа день и ночь находился на радиоузле, руководил личным составом и обеспечивал связью боевые части корпуса. В 1944 году на оперативных аэродромах Конотоп и Умань координировал боевые вылеты части, работая по несколько суток подряд.

В решающие дни боев по разгрому немецких вооруженных сил при взятии Берлина экипажи самолетов тоже слышали его позывные. Папа даже в шутку говорил «Я не был в Берлине, но брал его!».

Несмотря на большую загруженность, в свободное время он обучал молодых наземных радистов.

За службу награжден тремя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы» и другими – всего 14 правительственных наград.

Войну закончил в Польше, городе Жешув. Потом служил в Венгрии, на Украине. 25 лет отдал службе в Вооруженных силах СССР.

В 1961 году наша семья приехала в Арзамас. Папа устроился на Арзамасский приборостроительный завод контролером ОТК, работал в цехах №№41, 42, 49 до 1989 года. Умер в 1999-м в возрасте 84 лет. Я вспоминаю его улыбку и доброту, он был человеком немногословным.

В День Победы мы идем к Вечному огню, а потом на кладбище в Выездном, где похоронены папа и два его брата – участники Великой Отечественной войны. Старший из них, Алексей Жевакин, погиб на Курской дуге.

Подготовила Татьяна Коннова.

Фото Александра Барыкина и из архива Сергея Жевакина.

Пресс-служба АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина»