Двигателестроение

Ассоциация «Союз Авиационного двигателестроения» на пути возрождения отечественной высокотехнологической продукции

26 марта 2015 года в г. Москве состоялось годовое собрание предприятий, входящих в Ассоциацию «Союз авиационного двигателестроения». От имени Министерства промышленности и торговли РФ участников поздравил заместитель министра Андрей Иванович Богинский.

С Отчетом Правления и Генеральной дирекции АССАД по итогам работы в 2014 году выступил ее президент Виктор Михайлович Чуйко. В докладе были представлены:

- основные сведения об Ассоциации;

- итоги и главные направления работ Правления, Генеральной дирекции и предприятий Ассоциации в 2014 году;

- предложения для рассмотрения и утверждения Общим собранием.

В своей деятельности в 2014 году Правление и Генеральная дирекция Ассоциации руководствовались:

- Уставом Ассоциации;

- перспективной программой работ на 2012-2016 годы, утвержденной Общим собранием предприятий-членов АССАД 29 марта 2012 года;

- решениями Правления АССАД;

- директивными документами Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств;

- соглашениями о сотрудничестве с Минпромторгом России, ОПК «Оборонпром», ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «Авиапром», НП «Союз авиапроизводителей» и другими организациями.

А также в Отчете были использованы материалы, представленные предприятиями – членами АССАД.

В настоящее время в составе Ассоциации 103 организации (фирмы). В том числе 83 предприятия из России, 13 - из Украины и Беларуси, 7 – из США, Германии, Канады, Франции, Чехии и Швейцарии.

За отчетный период решениями Правления приняты в АССАД:

- ОАО «Металлургический завод «Электросталь»

- ФГУП «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации»

- ООО «Advanced Technology Group» (Чехия)

- ООО «АктивТестГруп» (г.Санкт-Петербург)

- Компания «Фёрстер» (Швейцария)

- ООО «Завод Балансировочных Машин»

- ООО «НПЦ НК «Кропус»

В ноябре 2014 года Советом директоров ОАО «НПП «Темп» им. Ф.Короткова», старейшего агрегатного предприятия двигателестроительной отрасли, принято решение (утвержденное затем Правлением АССАД) о восстановлении членства предприятия в Ассоциации (Генеральный директор - Иванов Денис Владимирович).

Решением Правления из состава АССАД исключено ЗАО «Оскар-Авиа Груп» в связи с прекращением деятельности.

Приостановлено членство в АССАД: ГП «Завод 410 ГА», ГП «НПКГ «Зоря-Машпроект», КПП «Авиамотор», «Ост-Вест Партнер».

В силу сложившихся обстоятельств, временно освобождены от уплаты членских взносов ГП «Луганский АРЗ» и АО «Первомайский механический завод».

В 2014 году отмечен незначительный рост промышленного производства России в целом (1,7%) и по отдельным отраслям, в том числе по авиационной промышленности: по объемам продаж гражданской авиационной техники 20%, по военной -16%.

В прошлом году в авиапромышленности оставались недостатки в организации работ, в результате чего доля отечественных самолетов в гражданской авиации уменьшается.

Несмотря на рост объемов продаж продукции ряд предприятий двигателестроения не вышли по итогам прошлого года на безубыточный уровень финансового состояния.

Вместе с тем, авиационная отрасль остается направлением промышленности, способным оказать значительное влияние на темпы перехода страны на инновационные пути развития экономики, определяющим промышленный потенциал и в целом престиж государства.

К заметным событиям 2014 года в авиастроении и двигателестроении можно отнести:

- проводились интенсивные стендовые испытания двигателя ПД-14 для самолета МС-21, продолжены работы по сертификации двигателя и подготовке летных испытаний, которые запланированы на 2015 год, изготовлено 5 двигателей опытной партии. Важным событием явилось изготовление первого газогенератора двигателя в условиях широкой кооперации серийных предприятий: ПМЗ, УМПО, НПО «Сатурн», НПЦГ «Салют», «СТАР»;

- поставлен рекорд наработки двигателя ПС-90А-76 на самолете Ил-76ТД-90 (12000 час без съема с крыла);

- подписан Акт Государственных стендовых испытаний АЛ-41Ф-1С для самолета Су-35;

- ОАО «Авиадвигатель» выиграл конкурс «Газпрома» на выполнение работ по созданию новой ГТУ мощностью 32 МВт;

- проведены первые стендовые испытания прототипа двигателя для ПАК ДА;

- поставлен первый военно-транспортный самолет Ил-476;

- существенно (на 40%) увеличен выпуск боевых самолетов;

- осуществлен первый полет модернизированного самолета Ту-160;

- Авиационным регистром МАК оформлено 8 Сертификатов типа, Дополнений к сертификату типа и Свидетельств о годности на двигатели и агрегаты.

В 2014 году увеличился выпуск и продажа региональных самолетов для гражданской авиации: 29 самолетов SSJ100 (в 2013 году – 24), 6 Ан-148 и 1 Ан-140. С учетом магистральных самолетов (2 Ту-204), суммарное количество составило 38 самолетов.

В 2014 году утверждена новая редакция Госпрограммы РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

Общий объем финансирования равен 991 млрд рублей, в том числе 714 млрд рублей средств из бюджета. Из этой суммы 24% финансирования предусмотрены на проекты по самолетам и вертолетам, 9% - на финансирование по авиадвигателям, главным образом, трех проектов: SaM146, ВК-2500, ПД-14; 4% - на агрегаты и 37% - на авиационную науку и технологии.

В соответствии с Госпрограммой на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по гражданской авиационной технике в 2014 году направлено бюджетных средств в объеме 59,1 млрд. рублей. На 2015 год предусмотрены бюджетные средства (с учетом секвестирования), в объеме 55,9 млрд. рублей.

В 2014 году «Объединенная двигателестроительная корпорация» представила «Стратегию развития до 2025 года». Общая инвестиционная составляющая равна 338 млрд рублей (60% - на расширение мощностей и техническое перевооружение предприятий, 40% - на НИОКР). Основные направления деятельности корпорации: расширение производства гражданских самолетных и вертолетных двигателей, развитие кооперации и специализации производства, расширение аутсорсинга, снижение уровня долговой нагрузки, развитие производства на основе lean-производства, существенное увеличение выработки на одного работающего, реализация 6 крупных НИОКР (3 – в ВА, 1 – в ГА, 1- вертолетный, 1 – наземный ГТД), вывод на рынок перспективных продуктов.

В условиях сложной политической обстановки и введения экономических санкций, ряд программ подверглись корректировке. В двигателестроении это, в основном, касается вопросов ускорения освоения серийного производства и обеспечения поставок судовых и вертолетных газотурбинных двигателей.

В части развития интеграционных процессов в авиастроении в 2014 году продолжалось переподчинение ряда предприятий, в частности, состоялась передача члена АССАД ОАО «150 АРЗ» в структуру «Вертолеты России», входящую в «Оборонпром».

Важные кадровые изменения произошли в Министерстве промышленности и торговли – заместителем министра, курирующим авиационную отрасль, назначен Богинский Андрей Иванович. Директором Департамента авиационной промышленности назначен Емельянов Сергей Владимирович.

Бывший заместитель министра Слюсарь Юрий Борисович избран Президентом «Объединенной авиастроительной корпорации».

В 2014 году Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации преобразована в Военно-промышленную комиссию Российской Федерации. Ее Председателем стал Владимир Владимирович Путин, Заместителем председателя и Председателем коллегии ВПК назначен Дмитрий Олегович Рогозин.

Издан Указ Президента РФ "О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники", который расширяет круг полномочий генеральных конструкторов, главным образом в техническом плане, поскольку распорядителем финансовых средств по-прежнему остается генеральный директор.

В целом по предприятиям двигателестроения и агрегатостроения в 2014 году относительно 2013 года сохранилась положительная динамика основных технико-экономических показателей и темпов роста.

Объем продаж продукции (выполненных работ) в 2014 году в целом по предприятиям вырос по сравнению с 2013 годом на 12% (в 2013 году - на 18,4%).

Наибольший рост объемов показали: из серийных предприятий – НПЦГ «Салют» (162%), ОАО «Красный Октябрь» (136,3%), ОАО «ММП им.Чернышева» (134%), ОАО «УМПО» (130%), ОАО «Высокие технологии» (120,2%), ОАО «ПМЗ» (119,1%).

Среди ОКБ значительный рост у ОАО «КБ «Электроприбор» (152%), ОАО «Омское машиностроительное КБ» (133,5%), ОАО «Омское моторостроительное КБ» (120,5%), ОАО «ЭОКБ «Сигнал» (120%).

У НИИ – рост от 103% (ОАО «ВИЛС») до 129% (ФГУП «ЦИАМ» и ОАО «Казанский ГАП») и до 148% (НИИД Филиал НПЦГ «Салют»). С падением объемов завершил год ОАО «Гипронииавиапром».

На ремонтных предприятиях большой разброс изменения объемов: наибольший рост у ОАО «150 АРЗ» (170%) вместе с падением у ОАО «УЗГА» (46,5%), ОАО «570 АРЗ» (67,4%) и ОАО «712 АРЗ» (80%).

Примерно 22% из общего числа предприятий в 2014 году показало падение объемов (в 2013 году было 28%). У 7-ми из их числа уменьшение более 10%.

Следует отметить уверенный рост объемов по группе серийных предприятий ОДК – 122%.

Численность работающих на предприятиях АССАД в 2014 году в целом увеличилась на 0,6% (в 2013 году было увеличение на 0,5%). Больше других численность выросла, как и в прошлый период, в УМПО (на 10,4%, что составляет 1920 человек), а также в «Омском моторостроительном КБ» (на 11%). На большинстве предприятий численность сохранилась или изменилась незначительно.

Средняя заработная плата в прошлом году выросла на 8% (в 2013 году – на 9,4%). Больше 20% темп роста зарплаты у ОАО «ПМЗ» и ОАО «КБ «Электроприбор». Средняя зарплата по предприятиям в 2014 году составила 30 тыс. руб.

Годовая выработка на одного работающего в среднем по предприятиям составила 1,85 млн. рублей. Средняя выработка по НИИ и на предприятиях ОДК - 2 млн. рублей.

Доля инвестиций, вложенных в развитие производства, в 2014 году составила 7,6% от объемов продаж (в 2013 году – 9,1%), что соответствует ~ 18 млрд. рублей. Среди серийных предприятий вложения были выше у «УМПО», НПО «Сатурн», «НПЦГ «Салют», «Красный Октябрь», «ПМЗ», среди НИИ и ОКБ – у ФГУП «ЦИАМ», «Омское моторостроительное КБ» и ТМКБ «Союз».

По соотношению кредиторской и дебиторской задолженностей в 2014 году большинство предприятий имело коэффициент в районе 0,5…1,5, хотя у 7-ми предприятий этот показатель > 2,5.

В 2014 году предприятиями АССАД получены сертификаты типа (дополнения к сертификатам типа) на ряд двигателей и агрегатов:

АО «Мотор Сич» («Сертификат типа» на двигатель МС-500В, «Дополнение к сертификату типа» на ТВ3-117ВМА-СБМ1В, «Дополнение к сертификату типа» на двигатель АИ-450-МС, «Одобрение главного изменения» на двигатель МС-14).

ГП «ЗМКБ «Прогресс» им. А.Г.Ивченко» («Дополнение к сертификату типа» на двигатель Д-436, «Дополнение к сертификату типа» на вспомогательный двигатель АИ-9В).

ОАО «Авиадвигатель» («Одобрение главного изменения» по двигателю ПС-90А).

АО «Элемент» («Свидетельство о годности комплектующего изделия» на Регулятор двигателя РДЦ-450М).

В 2014 году Правлением и Генеральной дирекцией проводились мероприятия, предусмотренные основными направлениями Перспективной программы АССАД на 2012-2016 годы.

Руководство и специалисты Генеральной дирекции в течение 2014 года принимали участие в ряде мероприятий, затрагивающих вопросы развития авиации и авиационной промышленности, с участием государственных и общественных организаций, акционерных обществ и бизнес-структур.

Правление и Генеральная дирекция взаимодействовали с Минпромторгом России, Минтрансом России, Аппаратами Правительства РФ, Советом Федерации и Государственной думой РФ, Военно-промышленной комиссией РФ, Правительством Москвы, ГК «Ростех», ОАО «ОАК», ОАО «ОПК «Оборонпром», ОАО «ОДК» и другими организациями.

Ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» в 2014 году приняла участие объединенными стендами в международных салонах «ИЛА» (Берлин), «Технологии в машиностроении» (Москва), «Гидроавиасалон» (Геленджик), «Неразрушающий контроль и техническая диагностика в промышленности» (Москва). В составе объединенных стендов принимали участие ряд предприятий, в том числе «СЭПО-ЗЭМ», Омское машиностроительное КБ, «Дельта НДТ», ЭОКБ «Сигнал» им. А.И.Глухарева, «ОКТАВА+» и другие. На указанных международных выставках состоялись встречи участников объединенных стендов АССАД с представителями зарубежных организаций, достигнуты взаимовыгодные договоренности.

Сотрудничество и взаимодействие предприятий Российской Федерации и Украины по выполнению межправительственных Соглашений между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения, координация работы и состояние кооперационных связей рассматривались на заседании Межгосударственного Координационного Совета (МКС) по сотрудничеству между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения.

10 июня 2014 года в г. Москве проведено тридцать восьмое заседание Межгосударственного Координационного Совета.

Большинство принятых решений выполнено. Проведение очередного, 39-го заседания МКС отложено в силу возникших объективных трудностей в организации мероприятия.

В соответствии с решением Правления Ассоциации Генеральной дирекцией продолжались работы по изданию многотомного сборника «Созвездие», рассказывающего о деятельности выдающихся конструкторов и руководителей предприятий авиационного двигателестроения и агрегатостроения. В 2014 году издана девятая книга сборника «Созвездие» и начат сбор материалов для десятой книги.

В 2014 году и в начале 2015 года подготовлены материалы по каталогу «АССАД-2015», в который включены данные о предприятиях и организациях – членах АССАД. Каталог издан в первом квартале 2015 года.

Учитывая значительный вклад в развитие авиационного двигателестроения выдающегося конструктора Александра Александровича Микулина и в связи с 110-летием со дня его рождения, решением Правления АССАД 2015 год объявлен годом А.А.Микулина.

Итоги 2014 года показывают, что объемы продаж продукции и выполненных работ на предприятиях двигателестроения и агрегатостроения увеличились. За прошедший год предприятия – члены АССАД выполнили комплекс важных работ по созданию и производству двигателей и агрегатов для гражданской и военной авиации. В институтах выполнен большой объем исследований по созданию научно-технического и технологического задела в обеспечение разработки, производства и эксплуатации двигателей.

Значительно возросла доля государственного заказа в планах производства на предприятиях двигателестроения.

Тем не менее, этот год не стал прорывным, ни в количественных, ни в качественных показателях авиационной деятельности.

Несмотря на принимаемые меры, остаются нерешенными отдельные проблемы отрасли. Ряд предприятий двигателестроения остаются в области убыточного производства. Выпуск отечественных пассажирских самолетов существенно не увеличивается.

На собрании также выступили: заместитель директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга России А.И.Ляшенко, генеральный директор ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» В.И. Бабкин, генеральный директор ОАО «Авиапром» В.Д. Кузнецов, генеральный директор НА «Союз авиапроизводителей» Е.А. Горбунов, управляющий директор ОАО «218 Авиационный ремонтный завод» А.В. Игнатьев, и др.

В рамках заседания дипломами Национального авиационного журнала «Крылья Родины» за активную поддержку были награждены:

Бурматов С. В., генеральный директор ОАО «Авиатехприемка»

Потапов И. А., генеральный директор ООО «НПП «МЕРА»

Тихомиров Б. И., генеральный директор ЗАО «Казанский Гипронииавиапром»

Шильников Е.В., генеральный директор ОАО «Металлургический завод «Электросталь».

Также на заседании генеральный директор НП «Союз авиапроизводителей» Е.А. Горбунов вручил президенту АССАД В.М. Чуйко Почетный знак «Союза авиапроизводителей». Собрание одобрило деятельность Правления и Генеральной дирекции АССАД в 2014 году и приняло план работ на 2015 год.

Несмотря на осложнение международных отношений в 2014 году, продолжались работы по взаимовыгодной кооперации с предприятиями и фирмами зарубежных стран.

В условиях сложной политической и экономической обстановки важно эффективно использовать потенциал предприятий, а также расширять свое участие на внешнем и внутреннем рынке.

Правлению, генеральной дирекции АССАД совместно с руководителями предприятий в текущем году предстоит приложить немало усилий для решения задачи повышения эффективности работы предприятий, и развития двигателестроения в целом. 

Поделиться
с друзьям