Двигателестроение

Е.Д. Згировская, заместитель главного редактора "КР". «ЧТОБ В НЕБЕ ЛЕТАТЬ СТАЛО ПРОСТО, БЕЗУПРЕЧНОСТЬ МОТОРОВ НУЖНА»

27 апреля 2020 года исполняется 90 лет выдающемуся организатору отечественного авиадвигателестроения, награжденному 8 правительственными наградами, лауреату премии Совета Министров СССР и Государственной премии СССР, почётному гражданину города Бузулук, действительному члену Академии авиации и воздухоплавания, лауреату литературной премии имени маршала авиации дважды героя Советского Союза Николая Скоморохова, автору 29 поэтических сборников и автобиографической повести «Жизнешествие из Пробуждения в Москву» Валентину Михайловичу Толоконникову.

Толоконников.jpg

«Что может быть чудеснее моторов,

Прекраснее воздушных кораблей,

Когда у солнца в голубых просторах

Рисуют Славу Родины моей!»

«И нет предела вечному стремлению

Всегда и выше, и вперед!

И в творчестве душевному горению!

И к новым целям каждый день полет!»

В.М.Толоконников.

В истории авиации Валентин Михайлович Толоконников известен как выдающийся советский и российский моторостроитель, возглавлявший коллективы предприятий и 3 Главное управление Министерства авиационной промышленности СССР. Вся его жизнь связана с авиационными моторами.

«Почему я стал технарем, специалистом по двигателям? Мне было не более пяти лет, но я точно помню, что в областной газете тогда была напечатана статья. Читать я ее, естественно, не мог, но, наверное, слышал, как читали взрослые. Речь там шла о том, что энтузиасты, в том числе и мой отец, главный инженер совхоза, смогли отремонтировать немецкий дизель. Запчастей не достать, новый покупать было очень накладно. Как они исхитрились – не знаю, но отремонтировали. Центрального энергоснабжения тогда не было, и этот дизель дал в наш поселок электричество, зажглись электролампочки! А в шесть лет мне посчастливилось: летчик взял меня в кабину «кукурузника» У­2. Мотор ревел, тащил в небо самолет, а внизу все и далеко, и как на ладони: вон наш дом, вон поля, дорога, речка... Это не описать словами. Еще через несколько лет я сделал сам свой первый мотор. Это была моя гордость – получить значок «Юный авиастроитель». Я занимался в Бузулуке в авиамодельном кружке, и в 1940 году на городских соревнованиях моя модель с резиновым моторчиком пролетела 75 метров!», – рассказывает Валентин Михайлович о начале своего пути по направлению к большому авиастроению.

Родился Валентин Михайлович 27 апреля 1930 г. в деревне Пробуждение села Елшанка №1 Бузулукского района, которую в начале 1920-­х гг. основали переселившиеся из большого села ближе к плодородным землям поймы реки Самары крестьяне. Учился в Бузулукской школе №6. Во время войны вместе с товарищами все свободное время Валентин проводил на свалке разбитых авиадвигателей – добывали из клапанов советских и немецких двигателей натрий. В 1947 г., заручившись поддержкой отца Михаила Арефьевича Толоконникова, поступил в Куйбышевский авиационный институт, который окончил в 1953 г., а в 2013 г. КуАИ­СГАУ присвоило Толоконникову В.М. звание «Выдающийся выпускник КуАИ­СГАУ».

Выпускника Валентина Толоконникова распределили в Рыбинск – после Великой Отечественной местный моторостроительный завод страдал от нехватки кадров, и руководство отрасли придумало схему, как снабдить предприятие молодыми инженерами. На Рыбинский завод группами стали направлять выпускников авиационных вузов, в один из таких «десантов» попал и Валентин Михайлович, и последующие 23 года отдал заводу. Толоконников прошел путь от настройщика специальных станков для обработки зубчатых колес и лопаток газотурбинных двигателей, мастера и технолога механического цеха лопаточного производства до главного механика, проработал 10 лет главным технологом, затем главным инженером завода и заместителем генерального директора Рыбинского производственного объединения моторостроения.

Прекрасный изобретатель и рационализатор Толоконников в 1970 году был удостоен почетного звания «Заслуженный рационализатор РСФСР»: более 200 его предложений об усовершенствовании технологических процессов и восемь изобретений в области авиационной техники и технологии, 23 научные работы официально зарегистрированы в те годы.

В должности главного технолога он был участником создания технологии изготовления турбин самых первых турбореактивных двигателей, осваиваемых на Рыбинском заводе, ВД­-5 и его модификации ВД-­5М конструкции В.А. Добрынина, которые устанавливались на самолеты ЗМ.

Кутахов П.С.jpg

Толоконников В.М. и маршал авиации Кутахов П.С. ММЗ «Салют», 1978 год

«Если мотор – сердце самолета, то сердце мотора – лопатка турбины, а обработка «елочного» замка лопатки – «сердце» всего технологического процесса изготовления лопатки», – говорит Валентин Михайлович.

Именно благодаря Толоконникову В.М. в СССР был внедрен метод глубинного силового профильного шлифования – революция в обработке труднообрабатываемых сплавов и «елочного» замка, в частности. Это было прорывом в технологии обработки. Первый работающий по этому методу станок в Советском Союзе внедрили в начале 1970-х гг. на Рыбинском моторостроительном заводе, и далее этот опыт распространился по всей стране.

Так Валентин Михайлович Толоконников попал в поле зрения министра Минавиапрома СССР Петра Дементьева, и в 1976 г. его назначили главным инженером авиамоторостроительного завода «Салют» в Москве. Здесь он продолжил внедрять передовые разработки и методы, в том числе предложил пять принципов литья, благодаря которым были исключены трещины лопаток турбины двигателей АЛ­-31Ф после сдаточных испытаний и выход годного литья лопаток поднялся с 5% до 90%, тем самым был обеспечен надежный и ритмичный выпуск нового двигателя для самолета Су­-27. Толоконников начал реконструировать все цеха завода, предприятие наладило ритмичный выпуск двигателей для боевых самолетов Су­-17, Су­-24, МиГ-­25.

Через два года зона ответственности Валентина Михайловича Толоконникова расширилась – в 1978 г. его, Постановление Совета Министров СССР от 21.11.78г №941, утвердили членом Коллегии Минавиапрома СССР в должности начальника 3-­го Главного управления Минавиапрома СССР в области авиамоторостроения. Работая начальником 3 Главка, Толоконников В.М. успешно решал стратегические задачи для создания новых образцов авиационных двигателей. Под его крылом были уже более 40 предприятий на территории СССР, включая ОКБ, НИИ, заводы, и пр. Для исполнения задачи руководства страны по созданию и развертыванию большой серии истребителей Су­-27 требовалось в течение не более двух лет наладить ритмичное производство новых двигателей, по сути – один движок в сутки. Толоконников лично отвечал за все этапы создания новейших АЛ-­21Ф, буквально разрывался между московским и уфимским «Салютом» – был и конструктором, и технологом, и строителем нового цеха в Уфе. Работал он и в Тюмени, развертывая производство моторов для Як-­36 и Як­-38. В начале 1980-х гг. наладил ремонт и выпуск новых двигателей НК-8-­2У для пассажирских Ту­-154 на Казанском моторостроительном заводе, организовав там поточно­сборочную линию с принудительным тактом, реструктурировал завод.

Толоконников_1983.jpg

Толоконников В.М. среди специалистов завода УМПО г. Уфа, 1983 год

В 1982 г. за совместную с ВВС, гражданской авиацией и НИИ раз­работку стратегии использования ресурса двигателей (метод эксплуатации и увеличения ресурса по техническому состоянию) Толоконникова В.М. удостоили Премии Совета Министров СССР, а в 1990 г. – Государственной Премии СССР. Восемь правительственных наград получил Валентин Михайлович за многолетнюю производственную деятельность, успешное выполнение Государственных плановых заданий, освоение серийного производства двигателей для самолетов Су­-7, Ту­-22, Су-­24, Су­-17, Су-­27, МиГ-­29, Ил-­62М, Ту-­154М, Ил-­86, Ил-­76, Су-­25 и танка Т­-80У, личный вклад в создание и доводку двигателей ВД-­7, РД­-7М, АЛ-­7Ф, АЛ-­21Ф, АЛ­-31Ф, РД-­33, НК-25, Д-­18, ГТД-1250, Д-­36, НК-­86, Р-­95Ш, а также развитие производственной базы
авиадвигателестроения в Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Украине и в России. В 1990 г. ему присвоено звание «Почетный авиастроитель», в 1996 г. – «Заслуженный авиадвигателестроитель».

Силаев И.С.jpg

Толоконников В.М. и министр авиационной промышленности Силаев И.С. КМЗ г.Калуга, 1985 год

После распада СССР Толоконников В.М., вместе с коллегами по 3 ГУ Минавиапрома СССР, под руководством экс-­замминистра авиационной промышленности СССР по двигателестроению В.М. Чуйко создает Ассоциацию «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), где в 1991-­1996 гг. Валентин Михайлович был первым вице­-президентом.

В 1997 г. Толоконникова В.М. назначили начальником управления моторостроения в компании «МИГ­МАПО», а через год – заместителем генерального директора Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО). В 1999 г. Валентин Михайлович стал членом совета по проблемам реструктуризации и развитию промышленности при правительстве РФ, с 2000 г. – действительный член Академии наук авиации и воздухоплавания. В 2003 г. признан «Почетным моторостроителем УМПО».

В 2006 г. Валентин Михайлович Толоконников получил звание «Почетный гражданин г.Бузулук». «Здесь происходило мое узнавание жизни, людей, характеров, событий. Здесь все было в первый раз. Первый полет на самолете в 1936 году, впервые увидел авиационный двигатель», – говорит Валентин Михайлович о своей малой Родине. Талантливый организатор производства, Толоконников В.М. всю жизнь увлекается поэзией, автор двадцати девяти поэтических сборников и автобиографической книги, где он воспевает как родной край, так и авиадвигателестроение: «Тот памятник всю жизнь мы создавали // И стал он высочайшим обелиском // Всем, кто ему души пыл отдавал: Трудягам – авиадвигателистам», – пишет Валентин Михайлович в своем стихотворении «Памятник нам».

В статье использованы фрагменты из сборника «Созвездие», издаваемого Ассоциацией «Союз авиационного двигателестроения».

Источник: журнал "Крылья Родины" №3-4 за 2020 год