Двигателестроение

Итоги работы ЦИАМ на МАКС-2017: презентация перспективных технологий, научный обмен и стратегические соглашения

XIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2017 завершил свою работу. Подводя итоги участия ЦИАМ (входит в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в Авиасалоне, можно сказать, что он прошел для Института успешно.

Стенд ЦИАМ посетило большое число официальных лиц и специалистов. Среди них – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин, председатель совета директоров и советник президента ПАО «ОАК» Борис Алешин, глава города Лыткарино Московской области Евгений Серегин, делегация Министерства промышленности и информатизации КНР во главе с заместителем министра Синь Гобинем и многие другие.

Наибольший интерес со стороны посетителей экспозиции Института, отражающей результаты его актуальных исследований, вызывал макет гибридно-электрической силовой установки, состоящий из фрагмента крыла и мотогондолы самолета с электроприводным винтом. «Представленная нами гибридно-электрическая силовая установка – практический шаг к созданию полностью электрического самолета. Ее особенностью является применение электрического оборудования, использующего эффект высокотемпературной сверхпроводимости», – пояснил генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин, показывая макет Дмитрию Рогозину.

Поток посетителей, в том числе журналистов, желающих ознакомиться с инновационной силовой установкой, не иссякал на протяжении всех дней работы Авиасалона, и можно без преувеличения сказать, что она стала одной из сенсаций МАКС-2017.

Впрочем, без внимания не остались и остальные экспонаты: детали авиадвигателя из керамического композиционного материала, бортовые системы диагностики редукторов и трансмиссий вертолетов и другие разработки ЦИАМ.

Помимо работы на выставке, руководство и специалисты ЦИАМ приняли активное участие в мероприятиях деловой программы МАКС – совещаниях, круглых столах и конференциях, которые прошли как на площадке в г. Жуковском, так и в Институте.

18 июля в рамках деловой программы МАКС на территории ЦИАМ состоялась техническая встреча по международному проекту AGILE, посвященному многодисциплинарной оптимизации летательных аппаратов и силовых установок в условиях инновационного сотрудничества экспертов различного профиля в распределенной среде. Участники встречи, представляющие 15 организаций из разных стран мира, подвели итоги двух лет реализации проекта и обсудили планы на предстоящий год.

20 июля ЦИАМ совместно с Академией авиационных двигателей Китая (AECC, Aero Engine Academy of China), входящей в состав Двигателестроительной корпорации Китая (АЕАС, Aero Engine Corporation of China), провел первую Российско-китайскую конференцию по инновационному развитию авиадвигателей.

Основной темой мероприятия стало обсуждение возможностей и наличия необходимой базы для обеспечения технологического прогресса в гражданском двигателестроении. Участниками конференции было представлено 14 докладов, 7 из которых были подготовлены специалистами ЦИАМ.

Сотрудники Института также приняли участие в круглом столе «Ведущие ученые – предприятиям авиационной отрасли», состоявшемся 18 июля на площадке Авиасалона. Мероприятие было нацелено на поддержку диалога между наукой и бизнесом и обсуждение итогов реализации Постановления Правительства Российской Федерации № 220 о государственной поддержке НИР в целях стимулирования развития науки и ее инновационной составляющей.

Заместитель начальника отдела электрических установок, систем и летательных аппаратов ЦИАМ Виктор Захарченко выступил на конференции «Перспективные направления развития винтокрылых летательных аппаратов нетрадиционных схем».

Участие в Авиасалоне послужило ЦИАМ эффективным инструментом для установления и развития отношений с существующими и новыми деловыми партнерами. Был подписан ряд значимых соглашений, в том числе рамочное соглашение о научно-техническом сотрудничестве между ЦИАМ и Академией авиационных двигателей Китая.

В нем зафиксированы договоренности Института и AECC о направлениях совместной работы в области проведения фундаментальных и прикладных исследований и определен механизм взаимодействия.

Важной вехой на пути реализации проекта создания перспективного отечественного полностью электрического самолета стало подписание ЦИАМ и российским производителем высокотемпературных сверхпроводников ЗАО «СуперОкс» соглашения о сотрудничестве в разработке гибридных и электрических силовых установок.

В ходе работы на МАКС специалисты ЦИАМ провели ряд встреч с российскими и иностранными делегациями. На переговорах обсуждались вопросы текущего и будущего взаимодействия.

По итогам МАКС-2017 дирекция Авиасалона отметила значительный вклад ЦИАМ в становление и развитие Международных авиационно-космических салонов в России, вручив Институту памятную медаль.

Для справки:

ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения – от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» создан в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

Пресс-служба ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова»