Двигателестроение

О.А. Корниенко. Школа жизни (К 85-летию В.М. Чуйко)

23 ноября свой 85-летний юбилей отметил президент АССАД В.М. Чуйко.

Имя Виктора Михайловича Чуйко неразрывно связано с Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко(ныне ГП «Ивченко-Прогресс»),куда он пришел в 1956 году после окончания Харьковского авиационного института. Молодой специалист прошел все ступени от рядового инженера-конструктора до заместителя главного конструктора, каковым он был с 1970 по 1979 годы. Он зарекомендовал себя не только грамотным инженером, но и способным организатором, талантливым ученым.

В Запорожье Виктор Чуйко приехал весной 1956 года по распределению вместе с семьей. В трудовой книжке Чуйко записано, что он принят на работу на завод № 478 инженером-конструктором в ОКБ. Через десяток лет ОКБ стало самостоятельной организацией, ОКБ-478 (это номер завода). Позже ОКБ получило свой п/я – 57.

– Нас сразу же пригласили к главному конструктору Александру Георгиевичу Ивченко, – рассказывал Виктор Чуйко. – С каждым прибывшим он разговаривал отдельно. Конечно, я волновался. Зашел в кабинет. И с первых мгновений, с первых же слов Ивченко мне стало спокойнее на душе – он как-то сразу расположил к себе.

– Пойдешь в бригаду компрессоров, к Алексею Николаевичу Зленко. Почему туда? Во-первых, это серьезный узел. Хотя, конечно, второстепенных узлов в двигателе не существует. Но в воздушном реактивном двигателе все идет от компрессора .Во-вторых, этой бригаде сегодня требуются грамотные специалисты, и сразу же будет тебе работа. И, в-третьих, там есть опытные люди, которые помогут. Сейчас мы организовываем расширение бригады Алексея Николаевича – хотим сделать отдел, и там требуются расчетчики и конструкторы.

Бригада «компрессоров» работала, как единое целое. Затем она была преобразована в отдел с тремя бригадами: расчетная, конструкторская и экспериментальная. Как вспоминал бывший главный конструктор ГП «Ивченко – Прогресс» А. П. Щелок, костяк конструкторского бюро тогда составляли конструкторы, имевшие богатый опыт конструирования поршневых двигателей, но недостаточный объем специальных знаний по ГТД, а также молодежь с хорошей теоретической подготовкой – в основном, выпускников ХАИ.

Весь коллектив предприятия был охвачен творческим и трудовым порывом – хотелось доказать, что мы умеем создавать газотурбинные двигатели и делать это можем не хуже, а лучше других

Государственные испытания двигателя АИ-20 были проведены успешно и в заданные сроки. По результатам летных испытаний пассажирских самолетов Ан‑10 «Украина» и Ил-18 «Москва» для серийного производства выбран двигатель АИ-20.

Это была победа, равноценная по своей значимости второму рождению предприятия. Свой вклад в эту победу внес и В.М. Чуйко. Потребность в двигателях АИ-20 была настолько велика, что для их производства были подключены сразу два крупных серийных завода – Запорожский и Пермский. На правительственном уровне были установлены жесткие сроки наращивания объемов производства АИ-20.

Уже в процессе эксплуатации двигателя АИ-20 на самолете Ил-18 возникла необходимость в доработке мотора, что повлекло, в том числе и совершенствование системы запуска ГТД.

В шестидесятые годы А.Г. Ивченко организовывает в ОКБ конструкторскую бригаду по запуску двигателей. Ее начальником Александр Георгиевич назначил Ф.М. Муравченко, а В.М. Чуйко – его заместителем. Оба они хорошо зарекомендовали себя в бригаде компрессора. Но при таком назначении Ивченко исходил из того, что Федор Михайлович пришел в ОКБ на два года раньше. Вскоре Муравченко возглавил бригаду камер сгорания, а Виктор Михайлович занимался проблемой запуска двигателей до ее решения. При этом у Чуйко проявились ценные для руководителя способности – видеть практическое значения проблемы уже в начале ее изучения.

Всегда нацеленный на новые решения В.М. Чуйко выступил с инициативой разработать для двигателя АИ-20 воздушную систему запуска, как наиболее простую, легкую и имеющую большие возможности, в сравнении с громоздкой электрической. В 1960 году под руководством Виктора Михайловича была завершена разработка первой в Советском Союзе воздушной системы запуска турбовинтовых двигателей АИ‑20 на самолете Ил-18.

В 1962 году при непосредственном участии Виктора Михайловича воздушной системой запуска был оборудован самолет Ил-18, на котором эта система впервые в Советском Союзе успешно прошла испытания в различных атмосферных условиях, показав значительные преимущества перед электрической системой

Успехи в работе конструкторской бригады по запуску двигателей, возглавляемой В.М. Чуйко, достигались не только благодаря инженерным способностям коллектива бригады и его руководителя. В большей степени это достигалось за счет организаторских способностей Виктора Михайловича, умением создать дружный коллектив единомышленников, живших одним общим делом и помогавших во всем друг другу.

Принципиально новым шагом для коллектива ОКБ А.Г. Ивченко стало создание двухконтурного двигателя АИ-25 с тягой 1500 кгс. Это был действительно важный этап в развитии предприятия. Двигатель был создан на конкурсной основе с мотором ОКБ С.К. Туманского и предназначался для самолета Як-40. Легкий и экономичный двигатель АИ-25, последнее конструкторское творение А.Г. Ивченко, блестяще доказал свои превосходные качества. Прекрасные профессиональные знания и организаторские способности, приобретенный практический опыт во время руководства бригадой по запуску двигателя АИ-20 выдвинули В.М. Чуйко в число ведущих специалистов ОКБ. Именно по инициативе Виктора Михайловича и для запуска двигателя АИ-25 была заложена воздушная система. Благодаря энергии, высокой инициативности и организаторской способности Чуйко, все вопросы, касающиеся разработки системы управления запуском, законов регулирования топлива и разработки нового воздушного стартера СВ-25 велись бригадой запуска быстро и успешно решались Именно благодаря В.М. Чуйко, в разработке предприятия появился двигатель АИ-9, а следом – и его модификации АИ‑9В и АИ9-3Б. Так в июле 1964 года В.М. Чуйко был назначен ведущим конструктором по двигателю АИ-25.

– С тех пор для меня АИ-25 – самый любимый двигатель, – говорит В.М. Чуйко.

С двигателя АИ-25 воздушная система запуска прочно вошла в жизнь и применялась на всех последующих разработках маршевых двигателей предприятия. Впоследствии новая система запуска ГТД нашла широкое применение на летательных аппаратах транспортной и пассажирской авиации, стала своего рода визитной карточкой ГП «Ивченко-Прогресс».

«Впервые» - это слово может быть своеобразным индексом для многих разработок и исследований В.М. Чуйко на посту заместителя главного конструктора по серийному производству, назначенному в 1970 году Благодаря инициативе Виктора Михайловича, именно в ЗМКБ «Прогресс» и ЗПО «Моторостроитель» (ныне АО МОТОР СИЧ) совместно с ЦИАМ была создана и внедрена система обеспечения надежности авиационных газотурбинных силовых установок, позволившая за 5 лет повысить надежность двигателей разработки ЗМКБ «Прогресс» в 2,5 раза.

Уже работая в Москве, ис­пользуя опыт запорожских моторостроителей, ОКБ Н.Д. Кузнецова, ЦИАМ и других предприятий подотрасли, Чуйко подготовил и защитил докторскую диссер­тацию по теме «Управление надежностью авиационных га­зотурбинных двигателей». Тема эта, конечно, возникла в период его работы в ЗМКБ «Прогресс».

Работа в ГП «Ивченко-Прогресс», по словам В.М. Чуйко, - не просто важная часть его трудовой биографии, а, скорее, - настоящая школа жизни и профессиональ­ного мастерства. А лучшей оценкой его деятельности служит тот факт, что Виктор Михайлович был приглашен на работу на самые высокие министерские должности в Москву.

Ныне известный организатор отечественного авиационного двигателестроения, ученый с мировым именем, доктор технических наук, профессор, академик Академии авиации и воздухоплавания и Академии транспорта - В.М. Чуйко является бессменным Президентом и Генеральным директором Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД). Созданная по инициативе предприятий авиационного двигателестроения в мае 1991 года АССАД в настоящее время объединяет на добровольной основе более 100 отечественных и зарубежных фирм различного профиля.

Неудержимо движется река времени, многое стирая в пережитом. Но где-то в уголках памяти остались навсегда нетронутыми дела и дни, вспоминая которые, наверняка Виктор Михайлович наполняется безотчетной радостью и вдохновением.