Двигателестроение

ОДК представила на выставке в ВИАМ достижения в области аддитивных технологий

Москва, 14 октября 2021 г.

Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха представила достижения в области аддитивных технологий на VII Международной конференции «Аддитивные технологии: настоящее и будущее», которая прошла во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ). Сегодня ОДК совместно с ФГУП «ВИАМ» разрабатывают более 110 типов деталей с применением аддитивных технологий полного цикла изготовления.

Результатом совместной работы являются новые технологии изготовления деталей камеры сгорания, компрессора, турбины высокого и низкого давления современных двигателей ПД-35, ВК-650В, ВК-1600В, семейства двигателей ТВ7-117.

Ещё один проект - разработка сплава для завихрителя фронтового устройства камеры сгорания двигателя ПД-14. Деталь создана методом 3D-печати из отечественной металлопорошковой композиции. Технологический цикл производства составил всего шесть дней с абсолютным качеством, тогда как традиционный цикл литья по выплавляемым моделям составляет 60 дней, а вероятность дефекта достигает 60%. Производительность труда при этом была увеличена в десять раз.

Инженер-технолог «ОДК–Кузнецов» Иван Ермаков рассказал об исследовании полимерных материалов, применяемых при производстве двигателей в литье по выплавляемым моделям. Для этого в «ОДК-Кузнецов» внедряется полимерная 3D-печать.

«Создание полимерных моделей деталей и узлов газотурбинных двигателей позволяет проводить эксперименты по их стыковке ещё до отливки в металле. Благодаря новым технологиям значительно сокращаются время и трудозатраты. Максимум за сутки «выращивается» даже крупногабаритная деталь, при этом она не требует механической обработки. Кроме того, полимерный порошок значительно дешевле металла. Также технологию послойного наплавления полимеров можно применить для создания опытных образцов пресс-форм и оснастки. А замена восковых моделей для литья по выплавляемым моделям полимерными позволит отливать детали с большей точностью, меньшей шероховатостью поверхности и создавать отливки геометрически сложных конфигураций», - рассказал Иван Ермаков.

Генеральный директор ВИАМ, академик РАН Евгений Каблов отметил, что аддитивные технологии определяют переход промышленности к шестому технологическому укладу, обеспечивают повышение производительности более чем в 30 раз с одновременным повышением коэффициента использования материалов до 0,98 и снижением массы конструкций до 50%.

«За 2020–2021 годы в ВИАМ изготовлено более сорока пяти тонн металлопорошковых композиций сплавов на различных основах. В этом году объем отгруженных деталей увеличен в шесть раз. Кроме того, согласно требованиям ведущих конструкторских бюро авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности разработано для аддитивных технологий шесть уникальных сплавов и более двадцати адаптированных серийных материалов», — отметил Евгений Каблов.

По итогам конференции участники поддержали необходимость формирования и финансирования при государственной поддержке отдельной программы по развитию и внедрению аддитивных технологий в серийное производство новых изделий. Также была поддержана идея создания единого межотраслевого центра «Материалы и цифровые технологии их производства», обеспечивающего полный цикл разработки, изготовления и трансфера в серийное производство ресурсных деталей различных отраслей промышленности.

ПАО «ОДК-Кузнецов» — ведущее двигателестроительное предприятие России, где осуществляется проектирование, изготовление, ремонт и сопровождение в эксплуатации авиационных, наземных и ракетных двигателей. Входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Предприятие включает три ключевых составляющих — конструкторское бюро, завод серийного производства двигателей и уникальную испытательную базу.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологиии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе» и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

Пресс-служба АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»