Двигателестроение

В Санкт-Петербурге простились с выдающимся конструктором авиационных двигателей Александром Саркисовым

Тринадцатого января после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни выдающийся конструктор авиационных двигателей Александр Александрович Саркисов – крупный советский и российский ученый, организатор производства, генеральный конструктор, доктор технических наук, профессор, Лауреат Ленинской премии.

Похороны конструктора состоялись 16 января в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. В церемонии прощания приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов, исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин, управляющий директор - генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев, президент АССАД Виктор Чуйко и другие.

Александр Александрович Саркисов родился в Москве 19 мая 1936 г. После окончания в 1959 г. Уфимского авиационного института получил специальность инженера-механика авиационных двигателей. Первым местом работы молодого специалиста стало уфимское ОКБ-26, главной задачей которого было обеспечение серийного производства новейших реактивных двигателей. Александр Саркисов работал в группе турбин, занимался расчетами, в 1966 г. стал начальником группы камер сгорания.

В конце 1960-х гг. в рамках модернизации двигателей самолетов МиГ-21 было создано три варианта двигателей - Р13-300, Р13Ф-300, Р25-300, позволивших повысить эффективность боевого применения МиГ-21 и Су-15. За участие в этих разработках Александр Саркисов был награжден орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.

В 1972 г. он был назначен заместителем главного конструктора ОКБ. Ему было поручено возглавить работы по созданию короткоресурсного ТРД для крылатых ракет морского базирования типа «Базальт» и «Гранит». Комплексы «Базальт» и «Гранит» с маршевыми ТРД КР-17-300 и КР-21-300 были приняты на вооружение атомных подводных лодок нового поколения. За участие в создании комплекса «Гранит» Александру Саркисову была присуждена Ленинская премия.

В 1978 г. он защитил в ЦИАМ диссертацию на тему «Исследование высокотемпературных камер сгорания при форсированном скоростном режиме», занялся преподавательской деятельностью, став доцентом кафедры конструкции авиационных двигателей в Уфимском авиамоторном институте.

В должности главного инженера 3-го Главного управления Министерства авиационной промышленности Александр Саркисов работал над созданием двигателей 4-го поколения РД-33 и АЛ-31Ф для истребителей МиГ и Су совместно с коллективами основных ОКБ – ленинградского КБ им. В.Я. Климова и московского КБ им. А.М. Люльки. В 1984-85 гг. результаты совместных усилий общей команды моторостроителей увенчались государственными испытаниями ТРД 4-го поколения РД-33 и АЛ-31Ф. Их внедрили в серийное производство, оснащенные ими самолеты поступили на вооружение ВВС СССР. Решались новые задачи: наращивание ресурса двигателей, обеспечение надежности, безопасности полетов, развитие экспортного потенциала. Александр Саркисов не раз повторял, что за двигатель РД-33, «доводкой» которого он занимался около 20 лет, всегда испытывал гордость.

Создание двигателя Р95-Ш для штурмовика Су-25 также стало одной из ярких страниц профессиональной деятельности Александра Саркисова. Одним из основных преимуществ его конструкции стала ее непревзойденная безотказность, простота и надежность эксплуатации.

В конце 1987 г. Александра Саркисова назначили генеральным конструктором НПО им. В.Я. Климова. Коллективу удалось увеличить межремонтный ресурс двигателя РД-33, были созданы уникальные модификации силовой установки. Другой значимый проект - турбовинтовой двигатель ТВ7-117С (СМ) для авиалайнера Ил-114 и транспортного самолета Ил-114Т. На базе ТВ7-117С были созданы «вертолетный» вариант двигателя и силовая установка для высокоскоростных катеров различного водоизмещения и назначения.

Александр Саркисов руководил проектом создания управляемого вектора тяги реактивного двигателя. В стране подобный двигатель был разработан впервые. Он предложил сделать сопло с управляемым вектором тяги – всеракурсным. При использовании такой конструкции значительно повышается безопасность полетов, увеличиваются возможности маневра боевой машины, особенно на критических углах атаки. Новую конструкцию назвали «КЛИВТ» (Климовский вектор тяги). Был создан двигатель РД-133, предназначенный для оснащения самолетов, базирующихся на авианесущих крейсерах ВМФ.

В 1991 г. Александру Саркисову была присвоена ученая степень доктора технических наук. Его диссертация была посвящена научно-техническим проблемам создания силовых установок сверхзвуковых боевых летательных аппаратов.

В 1998 г. А.А. Саркисов организовал на НПО им. В.Я. Климова комплекс систем управления, специалисты которого стали создавать цифровые электронные блоки автоматического регулирования и контроля (БАРК).

Новый вертолетный турбовальный двигатель ВК-2500, сертифицированный Авиарегистром МАК в 2000 г., позволил вертолетам брать на 2 тонны груза больше или подниматься на 2 км выше. Во время испытаний, проводимых в 2001 г. в Тибете, вертолет Ми-17 поднялся почти на 9 000 м. Таким образом, был создан отечественный двигатель, позволяющий существенно улучшить характеристики российских.

В 2004 г. Александр Саркисов стал заместителем генерального директора - генеральным конструктором рыбинского ОАО НПО «Сатурн». В 2005 г. он занял пост заместителя генерального директора – генерального конструктора НТЦ им. А.М. Люльки. В этот период был создан турбореактивный двигатель АЛ-55. Модульное решение АЛ-55 позволяет создавать целый спектр модификаций, двигатель имеет хороший экспортный потенциал.

Коллеги Александра Саркисова всегда отмечали его талант, профессионализм, увлеченность и преданность делу, говорили о его уникальном опыте и знаниях, в том числе, о таких, о которых не расскажешь ни в одном учебнике. Он был дипломатом, чутким человеком, замечательным мужем и отцом, имел отличное чувство юмора. Он был Личностью, Инженером, Конструктором.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.

Госкорпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В её состав входят более 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 11 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 4 – в гражданских отраслях промышленности, а также более 80 организаций прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, "Вертолёты России", ВСМПО-АВИСМА, Уралвагонзавод и т. д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 100 стран. Консолидированная выручка Ростеха в 2017 году достигла 1 трлн. 589 млрд. рублей, консолидированная чистая прибыль – 121 млрд. рублей, а EBITDA – 305 млрд. рублей. Заработная плата в среднем по Корпорации в 2017 году составила 46 800 рублей. Согласно стратегии Ростеха, основной задачей Корпорации является обеспечение технологического преимущества России на высококонкурентных мировых рынках. Одной из ключевых задач Ростеха является внедрение нового технологического уклада и цифровизация российской экономики.

Пресс-служба АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»