Двигателестроение

В.В. Агеев, спецкор журнала «КР». Конференция, посвященная созданию авиационных двигателей для малой и региональной авиации, прошла в Москве

3 октября в Москве во ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» состоялась научно-техническая конференция «Технические концепции и проекты создания авиационных двигателей для малой и региональной авиации».

Ее организаторами стали «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова».

На конференции было представлено и обсуждено состояние работ (проектов) в области создания перспективных двигателей для малой и региональной авиации, реализуемых в Российской Федерации как с помощью мер государственной поддержки, так и за счет собственных средств организаций и инвесторов; оценены их возможные перспективы, а также потребности (возможности) кооперационного взаимодействия; сформировано общее видение (концепция) развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации, включая необходимые меры государственной поддержки.

В мероприятии участвовали представители компаний (организаций), занимающихся разработкой и производством воздушных судов легкой и малой авиации.

Была разработана и согласована программа развития авиационного двигателестроения для малой и региональной авиации в Российской Федерации.

В целом, развитию малой и региональной авиации в России в последние годы уделяется достаточно большое внимание, в т.ч. на уровне решений (поручений) президента и правительства Российской Федерации. Предпринимаемые правительством РФ и отдельными субъектами Российской Федерации меры по субсидированию местных и региональных авиаперевозок, местных аэропортов (аэродромов), развитию (реконструкции) аэропортов (аэродромов) в определенной степени обеспечивают решение задач

транспортной доступности отдельных территорий (регионов) Российской Федерации.

В то же время динамика изменения показателей (объемов) местных и региональных авиаперевозок, осуществления авиационных работ, развития авиации общего назначения свидетельствует о крайне низком уровне развития данных сегментов рынка; устойчивых позитивных тенденций пока, к сожалению, не наблюдается.

Основные проблемы в области развития малой и региональной авиации в нашей стране связаны, прежде всего, с отсутствием комплексного подхода к решению имеющихся проблем и поставленных (сформулированных) задач. Безусловно, субсидирование стоимости местных и региональных авиаперевозок, включая затраты на содержание и развитие наземной инфраструктуры, является одним из важнейших элементов государственной политики в области транспортного обеспечения и социальной защиты населения.

В то же время, большой нереализованный потенциал повышения доступности авиаперевозкок на местных и региональных авиалиниях, увеличения объемов авиаработ, развития авиации общего назначения (частной и деловой) – имеется в проведении организационно-технических мероприятий, связанных с устранением избыточных требований, предъявляемых к участникам рынка, и оптимизацией (совершенствованием) нормативно-правовой базы. Это касается, как правил осуществления полетов и функционирования объектов наземной инфраструктуры, так и правил допуска ВС к эксплуатации, а также условий и порядка сертификации авиационной техники.

Необходима разработка специальных мер, стимулирующих привлечение частного бизнеса в данную сферу. Для этого должны быть разработаны четкие и прозрачные правила, стабильные на долгосрочную перспективу и не допускающие двояких толкований. К числу основных вопросов, требующих решения, следует также отнести наличие механизмов государственного субсидирования расходов на НИОКР и сертификацию авиационной техники малой авиации.

Абсолютный приоритет должен уделяться вопросам обеспечения безопасности полетов и недопущения незаконного вмешательства в деятельность авиационных предприятий и авиационного персонала. Для этого необходимо максимально широко информировать общественность и авиационных специалистов о причинах авиационных происшествий и авиакатастроф, привлекать к разработке (совершенствованию) нормативно-правовых актов всех заинтересованных организаций и лиц.

Важнейшим направлением развития малой и региональной авиации является развитие (совершенствование) конструкции и технологий ВС, авиационных двигателей, систем и оборудования ЛА, а также объектов системы управления воздушным движением и наземной авиационной инфраструктуры. Улучшение летно-технических, экономических и эксплуатационных характеристик авиационной техники малой и региональной авиации также может дать существенный импульс к развитию данного сегмента рынка.