Гражданская Авиация

Компания «Авиаперсонал» выступила с докладом о проблемах инженерно-технического персонала рынка MRO России на конференции MRO Russia & CIS, 5—6 марта

Консалтинговая компания «Авиаперсонал» приняла участие в 14-й международной конференции и выставке MRO Russia & CIS, которая состоится в Москве 5—6 марта 2019 года в Центре Международной Торговли.

Участники сессии «Обор рынка труда. Инженерно-технический персонал» обсудили ключевые проблемные зоны кадрового ресурсного обеспечения рынка технического обслуживания и ремонта авиационной техники в России и за рубежом.

По мнению, генерального директора компании «Авиаперсонал» Анастасии Мирошниченко российский рынок труда инженеров и техников послепродажного обслуживания авиационной техники испытывает аналогичные проблемы конкурентных зарубежных рынков. Ключевой задачей остается борьба с дефицитом кадров и актуализация требований к компетенциям. Учитывая, что более 80% авиационной техники российских авиаперевозчиков зарегистрировано за рубежом, отечественные центры технического обслуживания и ремонта вынуждены работать в законодательном поле не только России, но и других стран регистрации, совмещая требования российских федеральных авиационных правил и требований EASA. Гармонизация требований к персоналу могла бы решать массу проблем отечественных авиаперевозчиков. Российские государственные учебные заведения котировались бы на международном рынке и могли бы претендовать на долю рынка международного образования. Сегодня в России уже 5 частных авиационных учебных центра имеют подтверждение EASA и решают задачи по подготовке персонала для всего отечественного рынка. Государственные же учебные заведения по мнению участников рынка сильно прибавили в качестве оказываемых услуг за счет обновления практической базы. В планах государственных учебных заведений увеличение набора, которое должно помочь решить количественные проблемы растущего дефицита рынка труда. После выхода из учебных заведений для обслуживания основного парка воздушных судов ведущих авиаперевозчиков выпускникам требуется еще несколько лет, чтобы получить валидацию по европейским требованиям, чтобы работать в ведущих авиакомпаниях России. Кроме того, обновление технологий в техническом обслуживании требует новых компетенций, направленных на оперирование баз данных, диджитализация трудовых процессов вносит коррективы в компетенции, также как и в сам процесс обучения, в котором во всем мире активно используется виртуальная и дополненная реальность, позволяющие сократить сроки получения умений и навыков в учебном процессе.

Общемировой дефицит инженеров и техников складывается, в том числе, благодаря активному старению кадров этого сегмента, более 50% техников - старше 50 лет, что требует крайне активного омоложения. В России благодаря старению инженерно-технического состава более 5000 (более 60%) специалистов уйдут с рынка на пенсию в ближайшие 5 лет, и замена им пока не набрана в достаточном количестве. По данным АТЕС Совета авиационно-технического образования 30% выпускников инженерно-технических учебных заведений не идут работать по профессии. Поэтому другой важнейшей задачей является ранняя профориентация - вовлечение молодежи с 15 лет, (рекомендации программы NGAP ICAO) и курирование учащихся будущими работодателями. Также одним из решений проблемы дефицита должно стать массовое вовлечение женщин в профессию, которое сейчас затруднено российским трудовым законодательством, но учитывая тенденцию замены ручного труда и снижения физической нагрузки, мировое сообщество рассматривает вовлечение женщин, как перспективную тенденцию.

От скорости решения кадровых задач зависит будет ли рынок MRO существовать в России. В себестоимость услуг по техническому обслуживанию и ремонту затраты на персонал достигают 40% и пока ручной труд полностью не автоматизирован, эти затраты будут расти прямо пропорционально растущему дефициту, так как дефицит вынуждает поднимать заработные платы и затраты на обучение персонала. В России заработные платы специалистов MRO - выше средней зарплаты по стране на 50% (в США - на 44%), темп роста зарплат специалистов данного сегмента существенно выше темпа роста средней зарплаты по стране. Тот факт, что заработная плата техников - выше зарплаты инженеров- конструкторов в России еще раз подтверждает растущий дефицит рынка труда послепродажного обслуживания.

Ключевыми трендами рынка труда инженерно-технического персонала эксплуатации авиационной техники можно выделить следующие:

- multytypes, то есть сочетание компетенций в обслуживании многих различных типов воздушных судов, необходимость компетенций в обслуживании новой техники, приходящей с 2000-х на смену топливо-неэффективной и той, что массово эксплуатировалась до 2000-х годов, кроме того, необходимость обслуживать различные типы популярных воздушных судов с новейшими технологиями;

- умение работать с композитными материалами;

- диджитализация, то есть необходимость обрабатывать большие данные информационных систем в качестве оператора данных, особенно в процессах мониторинга состояния воздушных судов и агрегатов, аналитики и прогноза;

- непрерывное автоматизация и роботизация трудовых процессов, замена ручного труда.

Автоматизация системы мониторинга здоровья воздушного судна по данным компании ICF дает 10% к производительности труда. Сегодня MRO - наименее диджитализированная фаза цикла эксплуатации воздушного судна, однако наиболее затратная. Несмотря на то, что не все международные эксперты согласны с автоматизацией ручного труда и не все авиакомпании готовы перейти на замещение трудовых процессов роботами, учитывая высокую стоимость переходов, процесс перехода на новейшую эффективную технику так или иначе вынуждает инженеров и техников становится операторами информационных систем, отказываясь от ручного труда в MRO. Этот процесс неизбежен, и должен учитываться при изучении перспектив рынка труда и образования инженерно-технического персонала. Скорость такого перехода зависит от того, как будет расти цена на нефть и соответственно, как быстро будет обновляться техника на более топливо-эффективную или топливо-альтернативную.

Пресс-служба «Авиаперсонал»