Гражданская Авиация

NAIS 2023: «Алмаз – Антей» представит новейшее оборудование для аэронавигации

С 7 по 8 февраля АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» примет участие в юбилейной X Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2023. Они пройдут в год столетия гражданской авиации России и пятидесятилетия Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД).

В столичном МВЦ «Крокус Экспо» холдинг и его дочерние общества продемонстрируют новейшие натурные образцы и макеты различного оборудования, а также некоторые инновационные решения в области аэронавигации.

В частности, ПАО «НПО «Алмаз» впервые представит дистанционный диспетчерский пункт (ДДП), который предназначен для обеспечения аэродромного диспетчерского обслуживания на удаленном аэродроме. В перспективе эта разработка Концерна сможет заменить традиционные командно-диспетчерские пункты, расположенные непосредственно на аэродромах. Для визуального наблюдения за воздушной и наземной обстановкой в удаленных аэропортах ДДП способен обеспечить режимы «Вид из окна» (наблюдение за площадью маневрирования, ВПП, перронами, а также воздушным пространством в районе аэропорта), «Бинокль» (детальное наблюдение за интересующими объектами наблюдения), «Панорама» (отображение дополнительной информации об объектах наблюдения в воздухе и на земле, метеообстановке). На текущий момент по всему миру реализовано и успешно эксплуатируется лишь немногим более десятка ДДП для управления воздушным движением посредством использования автономных модулей наблюдения, установленных на удаленных аэродромах. В России сегодня ДДП создается для аэродромного диспетчерского обслуживания из Якутского центра ОВД на аэродроме Маган, который расположен на левом берегу реки Лена в 13 километрах к северо-западу от Якутска и имеет невысокую интенсивность полетов. Реализация данного пилотного проекта позволит в дальнейшем существенно снизить финансовые затраты на оснащение региональных аэродромов без ухудшения качества аэродромного диспетчерского обслуживания и снижения уровня безопасности полетов.

ПАО «НПО «Алмаз» также продемонстрирует комплекс средств автоматизации деятельности аэропорта «Авиапортал», натурные образцы модульного командно-диспетчерского пункта серии «КМБЗ Топаз», бортового передатчика для оснащения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Москит» и передвижного радиомаяка «Прайм». Специалисты смогут ознакомиться с макетами доплеровского метеорологического локатора «ДМРЛ-3», радиолокационно-оптического комплекса обеспечения безопасности объектов и нейтрализации БПЛА «ROSC-1», трассового радиолокационного комплекса «Сопка-2», аэродромного радиолокационного комплекса «ЛИРА-А10» и аэродромного радиолокационного комплекса «РЛК-10РА».

АО «ВНИИРА» представит пульт диспетчера полетно-информационного обслуживания, макеты мобильного командно-диспетчерского пункта, наземной станции вещательного автоматического зависимого наблюдения АЗН-В 1090 ES HC-1 c секторной антенной, моноимпульсного вторичного радиолокатора «Аврора-2» и натурный образец транспондера «Мангуст».

Кроме того, соэкспонентами Концерна на NAIS 2023 выступят АО «Азимут» и НППФ «Спектр». Эти компании продемонстрируют образцы продукции, которую холдинг комплексно использует при переоснащении аэродромов и центров ОВД. АО «Азимут» представит радиосредства ОВЧ и УВЧ диапазонов серии 2000, автоматический радиопеленгатор DF 2000, азимутальный доплеровский радиомаяк DVOR 2000, инструментальную систему посадки ILS 2700, дальномерный радиомаяк VOR, моноимпульсный вторичный радиолокатор «Крона-М», аэродромный радиолокатор S диапазона со встроенным моноимпульсным вторичным каналом АМИ 2700, автоматизированное рабочее место диспетчера управления воздушного движения и систему коммутации речевой связи VCS 2700. Также будут представлены средства обеспечения информационной безопасности и биометрических систем безопасности.

НППФ «Спектр» продемонстрирует сверхвысокоточную корректирующую станцию глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), комплекс наземных и летных проверок со станцией внешнетраекторных измерений, сертифицированный в Российской Федерации авиационный трекер определения местоположения по ГЛОНАСС – «Спектр-ГЛОНАСС», малогабаритные модули для беспилотных авиационных систем: комплекс наземных и летных проверок, бортовой GLS/ГНСС приемник-трекер.

Специалисты Концерна также расскажут гостям и участникам NAIS 2023 о ведущей роли Концерна в создании и модернизации ЕС ОрВД.

Как сообщил Генеральный директор АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» Ян Новиков, «сегодня можно с уверенностью сказать, что система организации безопасного воздушного движения в России выведена на принципиально новый уровень». По его словам, в рамках выполнения Программы модернизации ЕС ОрВД России к концу прошлого года Концерном в тесной кооперации с Росавиацией, ФГУП «Госкопорация по ОрВД» и предприятиями российской промышленности создано и переоснащено 12 укрупненных центров единой системы организации воздушного движения (Московский, Санкт-Петербургский, Ростовский, Хабаровский, Магаданский, Иркутский, Новосибирский, Красноярский, Самарский, Тюменский, Екатеринбургский, Якутский) и трех особых центров (Калининградский, Петропавловск-Камчатский и Симферопольский). «Тем самым мы как головной исполнитель завершили масштабный проект по строительству, реконструкции и оснащению оборудованием укрупненных центров Единой системы организации воздушного движения в России», – заявил он. «В текущих условиях это особенно актуально и важно: мы используем и внедряем только отечественные передовые технологии, оборудование и программное обеспечение», – подчеркнул Ян Новиков. Он напомнил, что Концерн поставил оборудование и выполнил работы в интересах аэронавигационной системы России на сумму свыше 100 миллиардов рублей. «В результате комплекса испытаний автоматизированные системы ОрВД и их последующая эксплуатация подтвердили высокие технические характеристики и функциональные возможности, которые обеспечивают персоналу комфортную работу в условиях любой интенсивности воздушного движения и безопасность полетов», – сообщил глава Концерна. Ян Новиков также отметил, что в прошлом году сдан в эксплуатацию укрупненный центр ОрВД в Санкт-Петербурге и завершено переоснащение отечественной автоматизированной системы ОрВД укрупненного центра ЕС ОрВД в Ростове-на-Дону.

Заместитель генерального директора по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Концерна Дмитрий Савицкий сообщил, что в рамках решения задач, стоящих перед отечественной гражданской авиацией, холдинг смог создать уникальные перспективные системы с высочайшей степенью надежности и эффективностью работы в любых условиях. «Если говорить об опыте Концерна по модернизации ЕС ОрВД – важно понимать, что все отечественные автоматизированные системы управления воздушным движением, как аэродромные, так и районные, созданные в период 70-80 годов ХХ века, разработаны и произведены предприятиями, в дальнейшем вошедшими в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей», - отметил Дмитрий Савицкий.

ЕС ОрВД Российской Федерации обслуживает территорию общей площадью свыше 26 миллионов квадратных километров, протяженность маршрутов – более 800 тысяч километров. Для этих целей установлено более ста комплексов автоматизации управления воздушным движением, около 800 единиц средств наблюдения, а также порядка двух тысяч единиц средств навигации и посадки.

АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» является головным исполнителем модернизации ЕС ОрВД, в рамках которой холдинг создает современные средства наблюдения, управления и связи, а также задействует весь отечественный научно-технический и промышленный потенциал.

Пресс-служба АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»