Кадры

БЕССМЕРТИЕ, ЗАВОЁВАННОЕ ПОДВИГОМ. К 100-летию Марии Васильевны Смирновой

Автор: Валентина Николаевна Дрокина, лётчик-инструктор Калининского (Тверского) Авиаспортклуба ДОСААФ с 1979 по 2004г., четырёхкратная абсолютная чемпионка СССР по самолётному спорту, ЗМС России

1.jpeg

Мария Васильевна Смирнова, Герой Советского Союза

В середине лета исполнится уже 18 лет с тех пор, как нет с нами Героя Советского Союза, Почётного гражданина города Твери, кавалера орденов Александра Невского и Михаила Тверского, легендарной лётчицы Марии Васильевны СМИРНОВОЙ. 31 марта этого года ей исполнилось бы 100 лет. Уже выросло целое поколение юношей и девушек, которые не слышали её захватывающих рассказов о своих полётах на боевые задания в небе войны. Вспомним о ней в канун 75-летия Дня Победы. Её довоенная жизнь почти не отличалась от судеб миллионов наших граждан: учёба в школе, получение образования в Педагогическом училище, работа в школе после учёбы. Но была ещё одна мечта, не дававшая ей покоя – желание летать. Для такой мечты было самое благодатное время: перелёты Валерия Чкалова, подвиги «челюскинцев», в тридцатые годы в стране открывались аэроклубы ОСОВИАХИМа, в числе которых был и Калининский аэроклуб – отрыт в 1934 году.

Был брошен легендарный клич: «Комсомолец – на самолёт!». Этот клич не оставлял равнодушным никого, с него началась всенародная любовь к авиации в нашей стране, стране, которая скоро стала великой авиационной державой. Миллионы юношей и девушек имели возможность научиться летать на самолёте и прыгать с парашютом. Аэроклубы воспитывали людей с сильным характером. В 1937 году, в свои 17 лет, Мария Смирнова поступила в Калининский аэроклуб, успешно освоила лётную программу, а с 1939 по 1941г. стала работать в аэроклубе лётчиком-инструктором. Подготовила более 30 курсантов-лётчиков. Как пригодились эти лётные кадры перед войной! Здесь надо сказать о том, что среди пилотов, подготовленных Калининским аэроклубом, 21 лётчик удостоился звания Героя Советского Союза. В это число входят и три женщины, служившие в разных полках и летавшие на разных типах самолётов. А один из выпускников стал дважды Героем Советского Союза. Грянула война, и Мария Смирнова стала проситься на фронт. Она писала рапорты, а ей приходили отказы. Наконец, нашей прославленной лётчице Марине Расковой, ставшей ещё перед войной Героем Советского Союза, разрешили создание трёх женских авиаполков, два из которых были «смешанными», там были и мужчины, и женщины, а третий полк был «чисто женским». В нём были только женщины: и лётчики, и штурманы, и авиатехники, и вооруженцы.

Мария Смирнова, конечно, была в первых рядах набранных лётчиц! Она была у истоков формирования 588 –го женского авиаполка ночных бомбардировщиков в октябре 1941 года. Прежде чем попасть на фронт,предстояло пройти обучение на самолёте «У-2» и овладеть новыми для всех мирных лётчиков навыками, освоить бомбометание, ночные полёты и технику ухода от лучей прожектора, полёты на сверхмалых высотах и в особых условиях, полёты с выключенным двигателем и многое другое. Всё это Мария Смирнова успешно освоила на курсах лётчиков при Энгельсской военной лётной школе.

Вот как пишет о ней в своих воспоминаниях однополчанка Марии Смирновой Марина Чечнева, летчица, командир эскадрильи, Герой Советского Союза:

«Все мы были почти одногодками, редкой девушке перевалило тогда за 20 лет. Среди них была и Маша Смирнова, но свой неоспоримый авторитет она завоевала не потому, что была чуть постарше нас. Её отличала от нас присущая ей собранность и серьезность. Ускоренный курс подготовки военных летчиков требовал от нас большого напряжения сил. Смирнова с первых дней пребывания в полку, на учебных занятиях стремилась добиваться предельной чёткости в выполнении каждого упражнения, любого задания, она хотела научиться владеть самолетом в любых условиях, при различных положениях и при любой погоде. Теорию самолетовождения она сдала на отлично. Приступили к ночным практическим полетам, когда летчик находится в кабине и от него требуется точное выдерживание режима полета, а при сложных метеоусловиях вождение самолета только по приборам. Но и тут Смирнова была одной из первых. Она не досыпала ночей, одолевая искусство вождения самолета в ночное время, училась точно выходить на цель и метко сбрасывать бомбы на учебном полигоне. По старой привычке инструктора, Маша помогала другим, более молодым и менее опытным летчикам, прибывавшим в полк на пополнение личного состава. Одновременно она оттачивала свое мастерство и педагогическое искусство. Она будто знала, с какими трудностями придется встретиться нам на фронте, и заранее готовила подруг к этому.»

Обучение проходило в очень сжатые сроки, по ускоренному курсу: шла война.Надо сказать, что не всё и не всем девушкам давалось легко, некоторые из них погибли ещё при обучении… 27 мая 1942г 588-й женский полк ночных бомбардировщиков прибыл на фронт. Его численность была 115 девушек, большинство в возрасте с 18 до 22 лет. Командиром полка была опытная, с десятилетним стажем, лётчица Евдокия Бершанская. Под её командованием полк сражался до конца войны. В начале войны в полку было всего 20 самолётов У-2, затем оно увеличилось до 45.

2.jpg

Летчицы 588-го женского полка ночных бомбардировщиков

У-2 авиаконструктора Н.Поликарпова, позже переименованный в По-2, был самым лучшим в то время самолётом для обучения, лёгкий и манёвренный, он был прост в управлении, почти никогда не сваливался в штопор, позволял садиться практически на любую площадку, его двигатель работал одинаково хорошо как на бензине, так на топливе «дизель». До 1944 года он назывался: У-2 (учебный). Но это был ничем не защищённый самолёт, без бронеспинки, его максимальная скорость была 120км в час, он был уязвим даже для пистолетного выстрела. Он был сделан из дерева и перкали и легко загорался, имел открытую кабину лётчиков. Для уменьшения полётного веса лётчицы летали на нём без парашютов. Многие экипажи отказывались брать с собой и пулемёты для отражения атаки. Лётчицы предпочитали взять с собой больше бомб, так, чтобы вес бомб доходил до 300 кг. Девушки в полку сами придумали систему крепления для навески бомб и тросовое управление сбросом бомб из кабины лётчика. В связи с большой уязвимостью самолёта полёты на бомбометание лётчицы выполняли ночью. За ночь они делали по 8-9 вылетов, а зимой, когда ночи намного длиннее, до 18 (!!!) вылетов. В таких полётах девушки отдавали все свои силы, бывало, что от усталости и засыпали в полёте,а многих из них после посадки прямо из кабин в казарму относили на руках…Базы полка находились рядом с линией фронта. Особенно в начале войны, когда немцы продвигались быстро, можно было вернуться на базу, и обнаружить там немецкие танки. Самолеты на базе стояли так, чтобы разлететься сразу в 4 стороны, одновременно в воздух поднималось4 самолета. Аэродромы маскировали, взлетали по единственной короткой вспышке фонарика. Нужно было очень хорошо ориентироваться на местности ночью, потому что если аэродром занят немцами, нужно было лететь дальше. И должно было хватить горючего. И в горах летать сложно, в зонах турбулентности или рядом с горами самолет терял своилётные качества. Фашисты маскировались. Подлетая, наши летчицы бросали фугаску, чтобы осветить место и найти цель. Подлетая на «бреющем» с выключенным мотором, всегда неожиданно, сбрасывали бомбы и уходили в сторону.

Фашисты вскоре научились прожекторами ловить их в воздухе. Тогда летчицы придумали летать парами. Первый самолет брал огонь на себя, второй заходил на цель, сбрасывал бомбы и уходил в сторону, после этого первый возвращался и завершал работу. А через10 минут летел следующий экипаж. Вот такой организованный кошмар придумали девочки для нацистов. Посчитали, что за ночь в среднем вооруженцы подвешивали 3 тонны бомб. Каждая весом по 100 кг. Зимой при температуре 10-12 градусов, подвешивали в темноте голыми руками. Каждая девочка по30 бомб за ночь.Суммарный вес бомб, сброшенных каждым экипажем за ночь,равнялся весу бомб, сброшенных большим бомбардировщиком.

3.jpg

Военные летчицы Вера Тихомирова и Мария Смирнова. 20 октября 1942 года (Фото ТАСС)

23 девушки погибли за годы войны, 13 лётчиц и 10 штурманов, ни одна из них не пропала «без вести», было потеряно 28 самолётов.Сюжет известного фильма Леонида Быкова « В бой идут одни старики» был взят из реальной жизни, в том числе из жизни женского авиаполка.

Вот как вспоминала Мария Смирнова свой 1-й вылет на боевое задание:

«На выполнение задания вылетела я со штурманом Наташей Меклин. Наш аэродром представлял простую полевую площадку. Старт обозначался тремя замаскированными фонарями «летучая мышь», они открывались только при взлёте и посадке самолёта. Взлёт разрешался включением карманного фонарика. Мы получили боевое задание бомбить одну из железнодорожных станций, чтобы не даль возможности немцам подтягивать подкрепления к линии фронта. Летели на высоте 1200 метров. Ночь была тёмная. В населённых пунктах, на станциях, аэродромах — нигде огонька, всё замаскировано. Трудно различать главные ориентиры: реки, населенные пункты, дороги.Пройдя линию фронта, которая обозначалась вспышками орудийных выстрелов и горящих ракет, мы правильно отбомбились и взяли курс на свой аэродром. Небо закрылось облаками. На оккупированной немцами территории видны алые, точки пожаров. Во многих местах одновременно зажигаются по нескольку прожекторов — ищут советский самолёт, стреляют зенитки. Но все опасности остаются позади».

Полк, в котором всю войну служила М.В. Смирнова, был уникальным, никогда, ни в одной другой армии мира не было и нет такого женского авиаполка. Он вошёл в историю войн как полк, который ни разу не был расформирован или переформирован, потому что потери в нём по меркам войны были невелики. Это было возможным благодаря высокому мастерству лётчиц и штурманов – имея «учебный» самолёт на вооружении, полк сам готовил лётчиков, восполняя потери. Мария Смирнова, выполнив полёты на бомбометание ночью, отдохнув пару часов, как один из самых опытных инструкторов в полку, занималась обучением «молодого пополнения» днём.

Однополчанки удивлялись: откуда брались силы у этой хрупкой девушки?! В полк брали всех желающих и физически здоровых девушек. Учили на вооруженцев, учили подвешивать бомбы. Позже вооруженцев переучивали в авиатехников, которые ремонтировали и обслуживали самолёты. Потом авиатехников переучивали на штурманов, а уже штурманов переучивали на лётчиков.

Женский полк вошёл в историю и благодаря своей результативности, в Советской Армии он стал самостоятельной боевой единицей с февраля 1943г. и был переименован из 588-го в 46-й Гвардейский Таманский полк. Наконец, полк вошёл в историю по беспрецедентному количеству лётчиц и штурманов, получивших звание Героя Советского Союза, в полку их было 23. 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками командиру эскадрильи гвардии капитану Смирновой Марии Васильевне было присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Ей было всего 24 года! Высокое звание Героя ей было присвоено в числе первых 5 лётчиц полка. Каждая из них на момент присвоения выполнила более 800 боевых вылетов. При этом не было никакого «снисхождения» на «женский пол». Лётчицы полка сами договорились между собой о том, что будут подавать документы на присвоение звания ГСС только после 800 боевых вылетов, если это не «посмертно». Хотя по существовавшему тогда «Положению» достаточно было выполнить 400 боевых вылетов. Такой максимализм! Наверное, по этой причине, в том числе, ни одной из отважных лётчиц времён войны звание «Дважды Герой Советского Союза» присвоено не было. Полк выполнил более 25 тысяч боевых вылетов, из которых 10 тысяч приходится на третью эскадрилью комэска М. Смирновой.

4.jpg

Летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Таманской дивизии. Командир полка Евдокия Бершанская (слева), командир эскадрильи Мария Смирнова (стоит) и штурман звена Полина Гельман

Из воспоминаний однополчанок Марии Смирновой лётчиц И.Ракобольской и Н.Кравцовой:

«Бесстрашный, смелый лётчик, командир эскадрильи Маша Смирнова 22 сентября 1943г. первая сделала свой 500-й вылет. Внешне Маша походила на мальчика-подростка. Небольшого роста, затянутая в талии так, что, казалось, вот-вот переломится, круглолицая, с голубыми открытыми глазами, всегда аккуратная до мелочей. Маша летала в нашем полку со дня его формирования и до конца войны. В эскадрилье её уважали и побаивались. Она была требовательна и справедлива. Звание Героя получила в первой пятёрке: Носаль, Никулина, Руднева, Смирнова, Пасько. На её груди красовался орден Александра Невского. Редкий в нашем полку.»

5.jpg

Между вылетами….

Полк начал свой боевой путь с юга, с Северного Кавказа. 12 июня 1942г. он остановил фашистов под Моздоком, отрезав путь к бакинской нефти. Он принял участие в освобождении Кубани, Таманского полуострова, Крыма, Белоруссии, Польши и Германии. Полк просуществовал ровно 4 года: с октября 1941г. по октябрь 1945г. Гвардии капитан, командир эскадрильи Мария Смирнова выполнила за 4 года войны 964 боевых вылета. Она была награждена кроме Золотой Звезды Героя ещё Орденом Александра Невского, таким редким, он был предназначен для «командного состава», Орденом Ленина, тремя Орденами Красного Знамени, Орденом Отечественной воны 1степени, Орденом Красной Звезды, медалями: «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы» и многими другими. Такие высокие награды вручались отважным из отважных за выдающиеся боевые подвиги. М.Смирновой поручали самые трудные задания, даже те, которые не смогли выполнить другие экипажи, ей верили, на неё надеялись и знали, что капитан Смирнова не подведёт. Мария летала больше всех, показывая пример мужества и неутомимости. Она внушала своим подчинённым: «В выполнении боевого задания нет тяжёлых положений, есть только слабая подготовка пилота. Из любого затруднения найдёшь выход, если в совершенстве владеешь машиной и не теряешь самообладания»

Марина Чечнева, комэск 4-й эскадрильи, пишет о ней:

«Ее пример рождал смелость у других летчиц и штурманов полка и уверенность в себе. Ее девизом было: бить точно по цели, бомбовый груз обрушивать только на скопление живой силы и техники противника. Она была верна этому девизу. Нередко она попадала в сплошную зону зенитного огня противника, но никогда не отворачивала свой самолёт. Бывало, что её самолет возвращался на аэродром весь изрешеченный осколками снарядов. Но не бывало случая, чтобы она возвращалась, не выполнив задания».

У Марии Васильевны было завидное самообладание. Ее штурман Татьяна Сумарокова вспоминает: "Уйдя в сторону от огня зениток, Маша снова разворачивает самолет на цель. Я ей говорю: «Маша, у нас поврежден самолет, нам лучше вернуться на базу». Маша абсолютно спокойным и ровным голосом отвечает: «Сейчас мы выполним задание, и потом вернемся на базу». Это похоже на спокойствие стрелы, летящей точно в цель.

Марина Чечнева вспоминает:

«Моздок, Мелгобек, Павлодольская, Екатериноградская, Луковская, переправы через Терек, железнодорожные эшелоны и военные грузы на станциях. Уничтожая живую силу и технику врага, изнуряя противника морально, с вечера до утра с интервалом 5-7 минут каждую ночь над расположением противника висели самолеты нашего полка, и экипажи, в том числе Смирновой-Сумароковой наводили страх и ужас на фашистских солдат».

Мария Васильевна, как и все девушки её полка, выносила на своих плечах всю тяжесть фронтового быта, все опасности и лишения. Их По-2 взлетал ночью с маленьких аэродромов, расположенных в прифронтовых лесах. И никто из них не был уверен, что вернётся назад. Каждый боевой вылет – это встреча со смертью, а в каждом из этих вылетов таких «встреч» могло быть несколько… Свои опасные вылеты в стан врага, «ввод в строй» начинающих лётчиц комэск Мария Смирнова считала не героизмом, а необходимой тяжёлой фронтовой работой, нужной в данный момент Отечеству.

Марина Чечнева вспоминает:

«В августе1944 года командира полка Евдокию Бершанскую и Машеньку Смирнову мы провожали на четвертый антифашистский женский митинг, который проходил в Москве. Мы так радовались за нее, ей одной из лучших была оказана такая честьпредставить наш коллектив. Несколько дней они были в столице, и мы их ждали с нетерпением в полк. Помню, когда они вернулись, мы расспрашивали обо всех подробностях. Маша смущенно улыбалась и говорила:

- Знаете, в перерывах заседаний ко мне неоднократно подходила группа корреспондентов различных стран, и они никак не верили, что я летчица и трижды орденоносец.

Я им говорила, что у нас все такие, но они всё равно не хотели этому верить, тогда с трибуны конгресса командир полка подробно рассказала о работе нашего женского гвардейского полка. Трудно было поверить иностранцам, когда перед ними стояла тоненькая девушка, розовощекая и подтянутая, в форме капитана».

Мария Смирнова била фашистов в Белоруссии, Польше, Восточной Пруссии и свой девятьсот шестьдесят четвертый боевой вылет она выполнила 5 мая 1945 года на остров Свинемюнде, в Балтийском море.…

Перелистав эти опалённые войной страницы истории женского авиаполка, истории лётчика-бомбардировщика Героя Советского Союза Марии Васильевны Смирновой, мы прикоснулись к её подвигу. Для нас она была и навсегда останется образцом беззаветного служения нашей Родине, образцом стойкости и красоты женской натуры.

6.jpg

Герои Советского Союза Н. Федутенко, А. Худякова и М. Смирнова после вручения юбилейных медалей "Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." 8 мая 1975 года (Фото ТАСС/Борис Клипиницер)

После окончания войны Гвардии майор Смирнова М.В. вышла в отставку. Она говорила мне, что хотела остаться летать и дальше. Но её здоровье было подорвано непосильным трудом - медицина её не допустила, и Мария Васильевна принялась вместе со всеми восстанавливать разрушенный войной родной город Калинин (Тверь), разрушенное войной народное хозяйство. И какой бы пост она ни занимала: будь то производство или общественная работа, она ко всему подходила с большой ответственностью и всегда добивалась успеха.

7.jpg

Мария Смирнова (вторая справа) во время посещения мемориального комплекса "Сопка Героев" в Крымском районе. 28 марта 1980 года (Фото ТАСС/Евгений Шулепов)

Существует утверждение, что лётчики не умирают… вот и Мария Васильевна от нас просто улетела, как сказал поэт, «в завоёванные подвигом века».

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы внучке М.В.Смирновой Марии Любимовой и Председателю Совета ветеранов Митрофанову В.Н.

От редакции: Хотели бы напомнить читателям, что в начале Великой Отечественной войны в составе советских Военно-воздушных сил были сформированы следующие женские авиационные полки:

586-й истребительный (командир – майор Т.А.Казаринова), воевал на Як-1 и других «Яках».

587-й бомбардировочный (командир – майор М.М.Раскова), воевал на пикирующих бомбардировщиках Пе-2.

588-й ночной легкобомбардировочный (командир – Майор Е.Д.Бершанская), воевал на самолётах У-2 (По-2).

Источник: Национальный авиационный журнал «Крылья Родины» №5-6 за 2020 год