Космос

Максим Рыбников, ученик 11 класса. Покорение космоса. Программа спираль

НАША СПРАВКА:

Рыбников Максим Дмитриевич (2).jpg

Рыбников Максим Дмитриевич родился 14 февраля в 2006 году в городе Москве. Отец выпускник МАИ, к. т. н., мать – закончила Институт иностранных языков. Максим в настоящее время является учеником 11 класса АНО ПО «Старая школа».

После окончания 9 класса в 2021 году и успешной сдачи ОГЭ поступил в ГКОУ МО КШИ с ПЛП имени А. И. Покрышкина. Из-за сложившихся семейных обстоятельств перешёл в другую школу, но любовь к авиации не пропала. В настоящее время с удовольствием занимается на подготовительных курсах при МАИ для дальнейшего поступления на инженерную специальность: самолёто – и вертолётостроение, или технологии авиастроения, или двигатели летательных аппаратов в зависимости от проходного балла. Принимает участие в олимпиаде от МАИ, недавно прошёл в финал олимпиады «Траектория взлёта».

Очень серьёзный, искренний с активной жизненной позицией, стремящийся узнать что-то новое и экспериментировать, к выбору будущей профессии и ВУЗа относится очень ответственно.

С самого раннего детства проживает в городе Щёлково Московской области в непосредственной близости от действующего аэродрома Чкаловский и Центрального музея ВВС (Монино), являющегося хранителем истории и традиций авиации в России. Это послужило толчком к окончательному решению в выборе специальности.

Ещё в начальной школе выбрал изучение самолётов и самолётостроение своей будущей профессией. Увлечённо изучает физику, историю, обществознание, географию, математику, информатику. Музыка (флейта, фортепиано), художественная, научная литература, журналистика (печатался в школьной газете) – хобби. Имеет дипломы, грамоты, благодарности, принимал участие в конференциях, конкурсах.

Стремление познать то, что даёт возможность летательным аппаратам покорять небесные просторы привело к изучению различной научной литературы авиационной тематики.

Большие возможности для достижения цели в изучении мира авиации предоставил ЦМ ВВС в Монино. Благодаря подлинным образцам летательных аппаратов, раритетам, книгам, материалам из научных изданий, лекторам музея в лице научного сотрудника Ю. Л. Калиничева, историка В. П. Андрейчикова, военного лётчика первого класса, кандидата военных наук, профессора Козлова В. И. узнал много полезного и интересного для дальнейшего усовершенствования в выбранной будущей профессии инженера-конструктора.

Увидев способности и повышенный интерес к изучению самолетостроения администрация ЦМ ВВС поручила провести исследовательскую работу, изучить имеющиеся в экспозиции музея подлинные образцы БОР-5 и аналог ЭПОС 105-11.

Также написать реферат по теме «Покорение космоса. Программа спираль» с целю изучения и популяризации истории космонавтики и авиации. Некоторые из имеющихся в коллекции музея экспонаты сохранились в единственном во всём мире экземпляре. 

Введение

Тема данной исследовательской работы была выбрана неслучайно. Сбылась мечта многих поколений. То, что считалось несбыточной фантазией многих писателей, которые старались с помощью сказочных средств выразительности, используя вымысел, воображение и художественное мастерство, передать своё красочное, придуманное представление о том, что находится за пределами нашей планеты, зарождая и подпитывая желание осуществить путешествие в космос - стало реальностью. Человечество смогло освоить внеземные просторы мироздания.

Величайший философ, учёный, изобретатель, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский говорил: "Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчёт". Он верил в возможность космоплавания. Всем смыслом его жизни стало одно - строить ракеты и летать на них, пробиться к звёздам... “Надо попытаться создать ракету для полёта в заатмосферное пространство. Дело сложное, прежде всего надо создать самолёт с реактивным двигателем, а прообразом такого самолёта должен стать планер на реактивной тяге.”

Сергей Павлович Королёв — советский учёный, конструктор и основоположник практической космонавтики подтвердил: “Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце.... Космонавтика имеет безграничное будущее, и её перспективы беспредельны, как сама Вселенная. Нет преград человеческой мысли. Ракета под водой — это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это.”

Юрий Алексеевич Гагарин - лётчик-космонавт, первый человек совершивший полет в Космос доказал на своём примере свои слова: “Чтобы стать крылатым, нужно стремление к полёту.”

Хронология исторических событий

«Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным» - К. Э. Циолковский.

Многие поколения учёных вносят большой вклад в изучение и развитие космоса. Основоположниками современной космонавтики являются К. Э. Циолковский и С. П. Королев, которые положили начало освоению космоса.

К. Э. Циолковский - автор первых научных планов проникновения человека в межпланетное пространство и завоевания космоса. Он смог дать теоретическое обоснование возможности полётов в космическое пространство в целом ряде научных трудов и статей, в частности таких, как: «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903), «Ракета в космическое пространство» (1924) и в последующих, где он теоретически обосновал реальность использования ракетных аппаратов для межпланетных сообщений, исследовал влияние силы сопротивления воздуха на движение ракеты и многое другое. Блестящие теоретические разработки К. Э. Циолковского указали на ракету как средство для преодоления силы тяготения и открыли путь, по которому пошли его ученики и последователи.

В своих классических работах К. Э. Циолковский показал всю важность энергетики ракетного двигателя. Для осуществления полётов в космическом пространстве определяющими факторами являются: уровень развития ракетных двигателей, качество конструктивных характеристик ракеты и систем управления её полётом. Скорость, приобретаемая ракетой, в первую очередь определяется энергетическими характеристиками её двигателей.

Рождение достаточно мощных и надёжных ракетных двигателей стало обязательным начальным этапом зарождения ракетной техники и дало возможность для разработки на их основе ракет различных назначений.

В 1921 году в Москве для проведения практических работ в области космонавтики была основана первая советская научно-исследовательская и опытно-конструкторская государственная организация по разработке ракетных двигателей и ракет - Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). Основателем ГДЛ был изобретатель, спе­циа­лист в об­лас­ти ра­кет­ной тех­ни­ки, инженер-химик Н. И. Тихомиров, посвятивший ракетной технике свою жизнь. Он пред­ла­гал ис­поль­зо­вать для дви­же­ния ра­ке­ты ре­ак­цию га­зов, по­лу­чаю­щих­ся при сго­ра­нии взрыв­ча­тых ве­ществ ли­бо лег­ко­вос­пла­ме­няю­щих­ся жид­ких то­п­лив в со­че­та­нии с эжек­ти­руе­мым воз­ду­хом. Изо­бре­те­ние Тихомирова Н. И. по­лу­чи­ло по­ло­жительную оцен­ку экс­перт­ной ко­мис­сии под пред­се­датель­ст­вом Н. Е. Жу­ков­ско­го и с 1928 в ГДЛ начались лётные испытания его пороховых ракет. Имя Тихомирова Н. И. при­свое­но од­но­му из кра­те­ров на об­рат­ной сто­ро­не Лу­ны.

В 1929 и 1931 были проведены первые испытания электрических и жидкостных РД разработчиком и конструктором В. П. Глушко.

Королёв С. П. ув­ле­кал­ся про­бле­мами по­лё­та в верх­них сло­ях ат­мо­сфе­ры с ис­поль­зо­ва­ни­ем ра­кет­ных дви­га­телей. В 1931 совместно с Ф. А. Цан­де­ром он ор­га­ни­зо­вал Группу изучения реактивного движения (ГИРД. Москва, среди сотрудников аббревиатура расшифровывалась как Группа Инженеров, Работающих Даром), ко­то­рую воз­гла­вил в 1932. В ГИРД под его ру­ко­во­дством были раз­ра­бо­та­ны и осу­ще­ст­в­ле­ны за­пус­ки пер­вых российских ра­кет на гиб­рид­ном то­п­ли­ве (жид­кий кис­ло­род + от­верж­дён­ный бен­зин) «ГИРД-09» и на жид­ком то­п­ли­ве «ГИРД-Х».

В 1933 в ГИРД С. П. Королёвым были проведены первые пуски ракет с жидкостыми реактивными двигателями (ЖРД). Также в 1933 на базе ГДЛ и ГИРД был основан Реактивный институт (РНИИ).

В 1934 С. П. Королёвым был опуб­ли­ко­ван пер­вый на­учный труд «Ра­кет­ный по­лёт в стра­то­сфе­ре».

В июле 1945 года, будучи в звании подполковника, С. П. Королёв был включён в группу специалистов по изучению трофейной немецкой ракетной техники в соответствии с Постановлением государственного комитета обороны. С этого периода берёт своё начало основной этап творческой деятельности С. П. Королёва - создание ракетной техники.

9 августа 1946 года приказом министра вооружения СССР Д.Ф. Устиновым С. П. Королёв назначается Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. Он же является и начальником отдела № 3 СКБ-88 (Специальное конструкторское бюро), входящего в состав НИИ-88 (Государственный союзный головной научно-исследовательский институт № 88 Министерства вооружения СССР, созданный Приказом министра вооружения Д. Ф. Устиновым 13 мая в 1946 году на базе артиллерийского завода № 88). Здесь и начинается коллективная работа ведущих специалистов под руководством начальника отдела, а также главного конструктора С. П. Королёва по созданию ракетно-космических комплексов.

Затем 26 апреля 1950 года в соответствии с приказом министра вооружения СССР Д.Ф. Устинова было образовано Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1) в составе подмосковного НИИ-88 по разработке ракет дальнего действия под руководством конструктора Сергея Павловича Королёва.

Решением Совета Министров СССР от 13 августа 1956 конструкторское бюро вместе с опытным заводом выделились в самостоятельное предприятие ОКБ-1. Главным конструктором нового предприятия также был С. П. Королёв. Он же был главным основоположником объединения КБ с производственной базой завода № 88.

ОКБ-1 считается родоначальником всех основных направлений создания отечественной ракетно-космической техники.

Сейчас это Ракетно-космическая корпорация «Энергия», одно из ведущих предприятий космической промышленности СССР и России по настоящее время, занимающееся разработкой и производством космической техники. Главная организация корпорации находится в городе Королёве в Московской области, а филиал - на космодроме Байконур (Казахстан). РКК «Энергия», входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»

В ОКБ-1 были разработаны и произведены первый искусственный спутник Земли, автоматические межпланетные станции, запущенные к Луне, Венере и Марсу.

Началом космической эры принято считать:

4 октября 1957 - день запуска в СССР первого в мире искусственного спутника Земли (ИСЗ), созданного под руководством С. П. Королёва.

3 ноября 1957 года, когда был запущен второй искусственный спутник. В его кабине была собака Лайка, снабжённая всем необходимым для жизни.

4 октября 1959 в СССР произведён запуск автоматической межпланетной станции «Луна-3», и были впервые получены и переданы на Землю фотографии обратной стороны Луны.

С легендарной фразы первого лётчика - космонавта Юрия Алексеевича Гагарина «ПОЕХАЛИ!» началась эпоха пилотируемого освоения космоса.

1.jpg

Днём празднования триумфа науки является 12 апреля 1961 года!

Это одна из величайших и знаменательных дат в истории человечества. Через годы упорной работы была достигнута основная цель. Исполнилась большая мечта - исторический полет состоялся: впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.

Именно 12 апреля в 1961 году в 6:07 с советского космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель 8К72, впоследствии названная РН «Восток», которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток» 3КА №3.

Корабль пилотировал советский лётчик-космонавт старший лейтенант Гагарин Юрий Алексеевич, который совершил первый орбитальный полет вокруг Земли.

Запуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководили Главный конструктор Сергей Павлович Королев, а также инженер-полковник А.С. Кириллов (первый начальник) и Л.А. Воскресенский.

Полет длился 1 час 48 минут (108 минут, его позывной был «Кедр»). Это стало началом истории покорения космоса.

После совершения одного оборота вокруг Земли в соответствии с намеченной программой, на высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт Ю. А. Гагарин катапультировался и совершил посадку вблизи спускаемого аппарата на парашюте на мягкую пашню у берега Волги около деревни Смеловка Терновского района Саратовской области в 10 ч 55 мин по местному времени. В сообщении ТАСС, которое было распространено в 10:13 по московскому времени ешё до приземления, говорилось: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник „Восток“ с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника „Восток“ является гражданин Союза Советских Социалистических Республик, летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич». Приказ Министром обороны о присвоении внеочередного воинского звания «майор» был подписан перед полётом, 12 апреля 1961 года, но Ю. А. Гагарин узнал об этом после посадки. 14 апреля 1961 года Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Юрий Алексеевич Гагарин своим полётом подтвердил возможность нормального пребывания человека в космическом пространстве и стал одним из самых известных людей планеты.

Запуск «Востока-1» 12 апреля 1961 года доказал высокий технический и научный уровень СССР и ускорил развитие космической программы.

Программа спираль

В начале 60-х в период холодной войны, в советском союзе в ответ на американскую программу Dyna soar, начинает разрабатываться Авиационно-космическая система «спираль». Спираль – система космического назначения, состоящая из орбитального самолёта и гиперзвукового самолёта-разгонщика. Орбитальный самолёт выводился в космос по технологии воздушный старт, а затем ракетной ступенью выводился на орбиту.

В 1964 году в ЦНИИ 30 ВВС была разработана концепция, и летом 1966 года началась разработка проекта в ОКБ-155 А.И.Микояна. В период с 1969 по 1978 были проведены испытания сбрасываемых макетов, и с 1976 по 1978 год были проведены 7 успешных испытаний Миг-105.11. Программа спираль состояла из кораблей БОР и Миг-105.11.

2.jpg

Корабли БОР (беспилотный орбитальный ракетоплан)

В ходе программы для отработки создания самолёта и демонстрации его реализуемости были созданы аналоги МиГ-105.11, суборбитальные аппараты-аналоги БОР 1,2,3,4,5.

БОР-1, БОР-2 и БОР-3

Первый бор был полностью сделан из дерева и имел длину 3 метра и массу 800 кг. БОР-1 являлся масштабной копией Орбитального самолёта в масштабе 1:3 и был запущен 15 июля 1969 года по суборбитальной траектории на высоту 100 км. При входе в плотные слои атмосферы аппарат конечно же сгорел, но на высоте 60-70 км он успел передать ценную информацию.

3.jpg

Последующие версии БОР-2 и БОР-3 были изготовлены из металла и имели одноразовую теплозащиту.

Аппараты запускались в космос по баллистической траектории тем же носителем, что и БОР-1.

Первый запуск БОР-2 состоялся 6 декабря 1969 года.

БОР-4

В период разработки «Бурана» перед советскими инженерами была поставлена задача создать надёжное и технологичное многоразовое теплозащитное покрытие различных типов. Высокая сложность и стоимость создания и лётных испытаний корабля требовала тщательного подхода к отработке всех систем. Разработка разделилась на несколько этапов, в один из которых испытания в космосе проводились как раз на орбитальных моделях БОР-4, на которых нужно было подтвердить работоспособность элементов теплозащиты в условиях полёта по траектории, похожей на траекторию «Бурана». Свой первый испытательный запуск БОР-4 провёл в декабре 1980 года. На первом аппарате была установлена уносимая абляционная теплозащита. Успешный полёт этой модели подтвердил надёжность такой теплозащиты.

4.jpg

В период с 1982-1984 было произведено ещё 6 запусков аппаратов БОР-4 с космодрома Капустин Яр.

Во время одного из полётов БОРа-4 3 июня 1982 года, обнаружился промах с расчётным местом приводнения, который составлял почти 200 км. К БОРу-4 устремились все поисковые корабли. К моменту приводнения его там ждали уже не только советские военные корабли, но и представители ВМС Австралии, которые сделали множество снимков советского аппарата. Эти снимки были переданы в ЦРУ, а также в НАСА.

5.jpg

6.jpg

Австралийцам удалось с воздуха детально отснять весь процесс вылавливания и подъёма ракетоплана на палубу судна "Петропавловск".
Советские участники спасательных операций вспоминали, что австралийский "Орион" так низко ходил над палубой "Петропавловска", что вихри, срывающиеся с его крыльев, чуть не сбивали людей с ног. Поэтому неудивительно, что снимки, сделанные с "Ориона", оказались настолько подробными.

БОР-5

БОР-5— экспериментальный аппарат, модель орбитального корабля «Буран» в масштабе 1:8. Использовался для проверки аэродинамических характеристик, распределения давления по поверхности аппарата, определения тепловых нагрузок, проверки методов аэродинамического расчёта, применявшихся при проектировании корабля «Буран».

БОР-5 изготавливался на ЭМЗ им. Мясищева при участии специалистов ЛИИ им. М.М. Громова и НПО «Молния».

В период с 1984 по 1988 было произведено 5 запусков аппарата с космодрома Капустин Яр.

7.jpg

Первый пуск состоялся 6 июля 1984 года и закончился неудачно: не отделилась первая ступень ракеты-носителя. Однако все последующие запуски прошли успешно.

В центральном музее ВВС в подмосковном посёлке Монино представлен БОР-5 № 502, совершивший первый из этой серии удачный суборбитальный полет 17 апреля 1985 года. Имеет сертификат памятника науки и техники.

На БОРе-5 закончилась история летавших моделей, но это не конец судьбы "БОРов". Постепенное свёртывание, в связи с работами по программе "Буран" не позволили провести интересные эксперименты по обеспечению двухсторонней командной радиосвязи на плазменном участке спуска в атмосфере, для чего на базе "БОРа-4" был изготовлен "БОР-6" со специальными охлаждаемыми антеннами, вынесенными в набегающий поток.

БОР-6

БОР-6 – нереализованный проект, который должен был в натуральных условиях провести эксперименты по установлению радиосвязи сквозь облако плазмы во время гиперзвукового спуска в атмосфере.

8.jpg

БОР-6 был построен на базе БОРа-4. Он имел специальные охлаждаемые жидким азотом антенны, которые вынесли на набегающий поток. И по настоящее время на спускаемых аппаратах на данном участке траектории полёта связь отсутствует.

Спираль

«Спираль» - Авиационно-космическая система «Спираль» — система космического назначения, состоящая из орбитального самолёта, который по технологии воздушный старт должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.

Аналог ЭПОС (Миг 105.11)

Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт МиГ-105.11 - лётный дозвуковой аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолёта, создававшегося в ОКБ А. И. Микояна в рамках советской программы «Спираль».

9.jpg

Аппарат был спроектирован конструкторским бюро А. И. Микояна во время активного развития программы «Спираль». Миг-105.11 выполнен по схеме «бесхвостка» с несущим корпусом, низкорасположенным треугольным крылом, однокилевым оперением, одним двигателем в хвостовой части и четырехопорным шасси. Фюзеляж состоит из 4 частей: носового отсека с оборудованием и кабиной, фермы с рамами (силовая пространственная сварная конструкция из стали), панелей с воздухозаборником и нижнего экрана, который защищает ферму от термодинамического нагрева и создаёт основную несущую поверхность.

Оборудование изделия включает стандартный набор пилотажно-навигационных приборов, размещённых на приборной доске в кабине лётчика.

10.jpg

Турбореактивный двигатель РД-36К конструкции П.А.Колесова (в авиации ВМФ такие эксплуатировались в качестве подъёмных на палубных штурмовиках вертикального взлета-посадки Як-38) обеспечивал в испытаниях перелёты с одной посадочной площадки на другую.

Первый пуск Миг 105.11 с самолёта Ту-95 окончился аварией. При посадке было сильно повреждено шасси и корпус орбитального самолёта. Сборка самолёта-аналога 105-11 завершилась в 1974 г. Первый этап испытаний - пробежки с постоянным увеличением скорости разбега и, наконец, подлёт. После всем известного курьёзного случая с арбузами, подложенными под шасси для смазки, передние стойки были переоборудованы в пневматические колеса. К лётным испытаниям в лыжно-колесном варианте приступили в мае 1976г.

В таких подлётах в мае 1976 г. опробовали аппарат лётчики-испытатели И.П.Волк, В.Е.Меницкий и шеф-пилот из компании А. И. Микояна А.В.Федотов. Ими было выполнено 15 пробежек и 10 подлётов (первый - 20 июля). Наряду с микояновцами в испытаниях участвовали и военные лётчики и инженеры ГНИИ ВВС. Но основная нагрузка легла на плечи А.Г.Фастовца.

11 октября 1976 г. он поднял Миг-105-11 в воздух, совершив перелёт с одной грунтовой ВПП на другую. Перелёт протяжённостью 19 км проходил на высоте 560 м.

В следующем году приступили к полётам на подвеске у самолёта Ту-95КМ (используемого ранее для испытаний крылатых ракет «воздух-земля» Х-20). Подвеска Миг 105-11 под фюзеляжем Ту-95КМ была полувнешней: кабина до половины остекления уходила за обрез бомбоотсека, с которого были сняты створки.

Вначале в полётах без отцепки проверялись возможности только выпуска ЭПОС в воздушный поток на специально удлинённых держателях и включение в таком положении его двигателя. Так как воздухозаборник оказался в бомбоотсеке, для обеспечения запуска двигателя пришлось смонтировать дополнительную систему наддува. Лётчик переходил из самолёта Ту-95 в кабину орбитального самолёта непосредственно перед сбрасыванием.

27 октября 1977 года самолёт-носитель Ту-95КМ, пилотируемый экипажем во главе с заместителем начальника службы лётных испытаний подполковником А.Н.Обеловым, впервые сбросил аналог 105.11 пилотируемый А. Г. Фастовцом, с высоты 5000 м в створ посадочной глиссады аэродрома. Балансировочный щиток был заранее установлен на пикирование, и «птичка», как любовно называли аппарат конструкторы и испытатели, резво нырнула вниз со скоростью 50 - 70 м/сек., аэродинамическое качество аналога составляло менее 5.

После, в 1977-78 годах, состоялось ещё 9 полётов, 4 из которых были произведены с летающего аэродрома, которым командовал командир испытательной эскадрильи полковник А. П. Кучеренко. Один полёт после воздушного старта на аналоге также совершил заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза П. М. Остапенко. Затем для проведения второго этапа испытаний была произведена замена колёсного шасси на лыжное.

В 1978 г. дозвуковые лётные испытания 105-11 по определению ЛТХ при отцепе от самолёта-носителя были завершены. Окончание лётных экспериментов на аналоге 105.11 случайно совпало с его поломкой при посадке в сентябре 1978 года. В тот раз его пилотировал военный лётчик-испытатель полковник В. Е. Урядов. Наблюдал за ним, сопровождая в полете на МиГ-23, Авиард Фастовец. Заходить на посадку пришлось против закатного солнца, видимость ограничивала дымка. Руководитель полётов был опытный Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР генерал-майор авиации В. И. Петров, но и его подвела плохая видимость. По ошибке приняв уклонившийся влево МиГ-23 Фастовца за аналог, Вадим Иванович дал команду Урядову довернуть вправо. Тот выполнил. Снижаясь против солнца, он поздно заметил, что вот-вот приземлится правее полосы. Реакция опытного испытателя позволила ему отвернуть в последний миг и войти в зону флажков, но на большее высоты не хватило. Аппарат грубо приземлился на неровности почвы.

Аналог не разрушился - обошлось лишь трещиной в районе силового шпангоута. Его вскоре восстановили. Только летать ему больше уже не пришлось. Позже его передали в Центральный музей ВВС в Монино.

Слава покорителям космоса

В 2022 году в подмосковном Монино исполняется 60 лет монументу «Слава покорителям космоса», созданному скульптором Постниковым Г.Н. и архитектором Лавребсовым Л.Н., в честь великого события - Покорение космоса человеком.

Памятник, посвящённый покорителям космоса, представляет собой скульптуру атлета, устремлённого в небо и несущего в правой руке первый искусственный спутник земли. Он в невероятном прыжке отрывается от земли навстречу к мечте, прокладывая дорогу человечеству в космос.

Торжественное открытие памятника состоялось 12 апреля 1962 года и приурочено к началу новой космической эры.

На мероприятии присутствовал первый человек, побывавший в космосе, Юрий Алексеевич Гагарин.

На памятнике выгравированы росписи первых космонавтов: Гагарина Ю. А., Титова Г.И., Николаева А.Г. и Поповича П.Р.

Монумент расположен в живописном историческом посёлке Монино в Московской области в центре площади на фоне здания "Дома офицеров".

11.jpg

Это место было выбрано не с проста - посёлок Монино является хранителем истории отечественной авиации и космонавтики.

Изображение монумента «Слава покорителям космоса» в 1962 г. представлено на почтовых марках «Почта СССР». А в книге «История ВВА имени Ю. А Гагарина» (1984 г.) монумент назван «В космос».

Памятник был отремонтирован в 2017 году сотрудниками 121 Авиационного ремонтного завода под руководством управляющего директора Ю. Н. Ерёмина, о чём свидетельствует памятная табличка у основания.

ЦМ ВВС РФ в посёлке Монино в Московской области

ЦМ ВВС РФ в посёлке Монино - это удивительное, поистине завораживающее, богатое своей историей место для любителей авиации, а также космонавтики. Музей является одним из крупнейших музеев авиации в Европе.

Большое количество подлинной авиационной техники можно увидеть под открытым небом, часть в специальных ангарах.

Руководство музея в лице начальника А. М. Зарубецкого, его заместителя Ю.Л. Калиничева (по научно экспозиционной и выставочной работе), научного сотрудника, историка В. П. Андрейчикова и целого ряда сотрудников, а также военного лётчика первого класса, кандидата военных наук, профессора Козлова В. И. бережно сохраняют редкие документы, уникальные фотоматериалы, подлинные образцы техники Военно-воздушных сил. Каждый экспонат при необходимости реставрируют. Недавно В. П. Андрейчиковым были отреставрированы все металлические винты в экспозициях "Винты России". Также в музее регулярно организуются различные познавательные мероприятия для молодёжи, встречи с ветеранами авиации.

Ежегодно музей проводит Дни открытых дверей, посетителям предоставляется возможность пройти на борт многих летательных аппаратов, при этом на борту каждого из экспонатов экскурсоводы рассказывают о его истории создания и много интересных фактов.

В настоящее время коллекция музея насчитывает более 54 тысяч экспонатов: летательные аппараты, первый в мире сверхзвуковой авиалайнер, бомбардировщики, также образцы авиационных двигателей, винтов, авиамоторов, вооружения, средства спасения, большое разнообразие предметов авиационной техники, авиационное оборудование, относящееся ко всей истории отечественной авиации. Многие музейные предметы имеют сертификат памятника науки и техники.

В одном из ангаров можно увидеть космический Дископлан.

В историческом центре отечественной авиации - Центральном музее Военно-воздушных сил в экспозиции также представлены как БОР-5, так и аналог ЭПОС 105-11.

13.jpg

14.jpg

Используемая литература

1. Ларионов Ю. «Боры» над планетой // Новости космонавтики. 2000. №7

2. Лебедев В. БОРы: испытание морем // Морская Столица. 2001. №3

3. Авиационно-космические системы. Сборник статей под ред. Г. Лозино-Лозинского и А. Братухина. – М.: Изд. МАИ, 1997

4. Лукашевич В., Труфакин В., Микоян С. Воздушно-орбитальная система «Спираль» // Авиация и космонавтика. 2006. №10-12. 2007. №1-2

5. Боечин И. В космос на крыльях // Техника – молодёжи. 1993. №1