Космос

Жидкий метан и воздушный старт как формула космического лидерства

<p><b>В АСИ анонсировали новейшие космические разработки </b></p>

<p> </p>

<p><i>Ситуация в российской космической отрасли более оптимистичная, чем принято это принято подавать в отечественных СМИ. Такой вывод можно сделать после заседания круглого стола, посвященного космическим инновациям, который состоялся 4 июня в Агентстве стратегических инициатив. Круглый стол собрал полный спектр направлений космической отрасли - химическое обеспечение, ракетостроение и авиация. Мероприятие было организовано ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» (ГИПХ) и прошло в рамках деловой программы празднования 100-летнего юбилея предприятия. </i></p>

<p> </p>

<p> </p>

<p>Главной темой круглого стола была заявлена перспектива пилотируемых полетов в дальний космос за пределы околоземной орбиты. Именно такое направление задал модератор мероприятия – представитель ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» <b>Кирилл Владимирович Блохин</b>. </p>

<p>Круглый стол открыло сообщение ведущего специалиста<b> ГИПХ</b> – начальника отдела жидких ракетных топлив <b>Николая Сергеевича Прохорова</b>, принимавшего участие в запуске «Энергии-Бурана» и входившего в состав стартовой команды на аэродроме Байконур. Он сообщил о перспективах <b>применения жидкого метана в качестве горючего для сверхтяжелой космической ракеты</b>, предназначенной <b>для межпланетных перелетов</b>. Основные требования к ракетному горючему на основе метана уже разработаны специалистами ГИПХ. По словам ученого, метановый двигатель позволит вывести пилотируемые аппараты <b>за пределы околоземной орбиты на траекторию межпланетных перелетов</b>. Николай Сергеевич отметил, что создание метанового двигателя является <b>вопросом ближайших трех-пяти лет</b>. </p>

<p>Напомним, что ранее генеральный директор Роскосмоса <b>Дмитрий Олегович Рогозин</b> сообщил о скором создании отечественного ракетного двигателя, работающего на жидком метане, <b>в течение ближайших трех лет</b>. </p>

<p>Еще одной разработкой ГИПХ, представленной Николаем Прохоровым, стало <b>«Зеленое топливо», </b>предназначенное <b>для двигателей малой тяги космических аппаратов</b>. По своим свойствам оно не уступает используемому сегодня топливу, но отличается гораздо меньшим уровнем токсичности, низкой температурой замерзания, а также высокой плотностью. «Зеленое топливо» уже запущено в производство, а в перспективе может быть использовано в лунной программе России.</p>

<p>Профессор Московского авиационного института, <b>Алексей Борисович Агульник</b> посвятил свое выступление разработке <b>гиперзвуковых воздушно-реактивных двигателей для выведения на орбиту космических аппаратов</b>. По его словам, изучение применения гиперзвуковых самолетов в качестве средств выведения космических аппаратов начинались еще в советское время под руководством конструктора Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, а в 90-е гг. даже был разработан <b>гибридный российско-французский летательный аппарат LEA</b>, однако затем этот проект был свернут в силу геополитических причин. Алексей Борисович продемонстрировал видео испытаний таких двигателей в лабораторных залах МАИ.</p>

<p>Представитель авиационной отрасли директор фонда «НАШЕ НЕБО» <b>Алексей Юрьевич Николаев</b> рассказал о возможном внедрении в России <b>технологии воздушного старта</b>, или иначе говоря,<b> авиационно-космических систем малого и легкого класса</b>. По его словам, эта технология была спроектирована еще в 70-е гг. в КБ Антонова и Туполева. В качестве платформ воздушного старта то время рассматривались самолеты Ту-160 и Ту-22М3. Николаев сообщил, что при участии фонда «НАШЕ НЕБО» спроектирована авиационно-космическая система «Стрелец», включающая <b>самолет-носитель МиГ-31, авиационную ракету-носитель, навигационный комплекс на основе системы «Глонасс» и аэродром базирования</b>. Испытания этой системы он анонсировал в ближайшее время время на одном из аэродромов в московском регионе. </p>

<p>Алексей Николаев также подчеркнул, что фонд «НАШЕ НЕБО» готов к максимально возможной поддержке <b>стартапов и инноваций в авиационной и космической сферах</b>, в том числе со стороны малого и среднего бизнеса. </p>

<p>Специалист ОАО «НПО им. С.А. Лавочкина» <b>Дмитрий Сергеевич Хмель </b> неожиданно обозначил <b>дирижабли в качестве средств выведения космических аппаратов</b>. Он отметил, что при соблюдении расчетов аэростаты могут быть использованы как <b>для запуска летательных аппаратов в космос</b>, так и <b>для исследования других планет</b>. Хмель наглядно обрисовал возможность их применения при изучении поверхности Венеры.</p>

<p>Участники круглого стола пришли к выводу, что настало время внедрения в космической отрасли <b>радикально новых инновационных технологий</b>. И вопрос лидерства России в космической гонке зависит сегодня от финансирования и политической воли.</p>