Самолетостроение

АО «121 АРЗ» – 80 ЛЕТ СТАБИЛЬНОСТИ И УСПЕХА

Нижний фон последней стр.JPG

В ноябре 2020 года акционерное общество «121 авиационный ремонтный завод» отпраздновало свой юбилей, 80 лет со дня основания. В истории 121 АРЗ можно проследить все этапы становления и развития авиаремонтной сети в России: от ремонта самолетов с поршневыми двигателями до освоения ремонта суперсовременных машин. Времена менялись, но отношение к делу, к качеству выпускаемой продукции всегда оставалось неизменно высоким. Колоссальный опыт, приобретенный за эти годы, продемонстрированные темпы и качество выполняемых работ убедительно свидетельствуют о соответствии нашего предприятия самым строгим критериям.

Ерёмин 11.jpg

Юрий Николаевич ЕРЁМИН, управляющий директор
АО «121 авиационный ремонтный завод»

Самоотверженный труд первых рабочих-авиаремонтников стал отправной точкой славной истории 121 авиаремонтного. По существу, история завода – это история тех, кто своим мастерством, ответственностью и прозорливостью, коллек­тивным стремлением к успеху и процветанию помогли заводу не только выжить в трудные времена, но и достичь нынешнего статуса, заслужить уважение коллег по отрасли, доверие и авторитет у заказчиков. Специалистов, сыгравших важную роль в истории предприятия, было немало – и среди руководителей высшего звена, и среди рядовых сотруд­ников. Заводу всегда везло на замечательных, талантливых и добросовестных людей – настоящих мастеров своего дела. Заводчане и сегодня остаются главным богатством предприятия. Накопленный ветеранами опыт и трудовые традиции из года в год приумножаются новыми поколениями преданных авиации работников, крепнут трудовые династии. Смело можно назвать коллектив большой и дружной семьей. И сегодняшнее устойчивое положение 121 авиа- ремонтного завода – зримый и достойный результат усилий всех сотрудников.

История завода уходит в далекий 1940 год. Начиналась она с 55 стационарных авиационных мастерских (55 САМ), сформированных при 25 авиационно- ремонтной базе ВВС Красной Армии, дислоцированной в г.Каунас. Личный состав насчитывал около 40 человек. Создание мастерских было обусловлено сложившейся в предвоенные годы системой технической эксплуатации авиационной техники. В то время стационарный ремонт самолётов (капитальный и средний) выполнялся авиаци­онными ремонтными базами (АРБ) и стационарными ремонтными мастерскими (САМ). Важнейшей задачей для 55 САМ являлось обеспечение ремонта наиболее массовых боевых самолётов ВВС – И-16, СБ и Р-5.

С началом Великой Отечественной войны 55 стаци­онарные авиационные мастерские стали, по сути, мобильными, передвигаясь вместе с линией фронта. Уже на второй день войны они были перебазированы в г. Двинск (сейчас – Даугавпилс), затем в города Идрицу, Андреаполь, Крестец, Торжок, Шуя… За четыре тяжелых года поменяли 11 мест дислокации, осваивая ремонт новой техники практически с колес, переучиваясь на ходу, осваивая ремонт самолетов «Кингкобра», «Аэрокобра», «Харрикейн». Этого требовало время.

10 мая 1944 года 55 САМ прибыли на постоянное место дислокации – в посёлок Старый городок Московской области. Численность рабочих выросла до 200 человек. Несмотря на то, что Подмосковье было уже глубоким тылом, вплоть до самой Победы мастерские в усиленном режиме продолжали работать для фронта как «смешанные» предприятия, днем и ночью по 12-14 часов в сутки ремонтируя как самолеты, так и двигатели. В тяжелейшее для страны время работники завода сумели отремонтировать и вернуть в строй 1120 боевых самолетов и 554 авиационных двигателя. Именно в те годы на предприятии была заложена система комплексного восстановления авиационной техники.

10 августа 1946 года 55 САМ были преобразованы в 321 авиационную ремонтную базу (321 АРБ), а затем, 27 июня 1952 года – 121 авиационный ремонтный завод ВВС (121 АРЗ). В послевоенные годы в фокусе завода было освоение ремонта реактивной авиатехники. С 1952 года завод приступил к ремонту самолётов МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Ил-28 и двигателей ВК-1. В то же время на предприятии продолжали ремонтироваться и поршневые самолёты – Ил-10 и Як-12. Столь широкая номенклатура ремонтируемой авиатехники, спроектированной в разных конструкторских бюро, станет отличительной чертой 121 авиационного ремонтного завода, сохранившейся до наших дней. Следуя за обновлением авиационной техники, стоящей на вооружении ВВС, изменялась и продукция, выпускаемая 121 АРЗ. Каждый новый тип самолета и двигателя знаме­новал очередную ступень в развитии предприятия.

За 80 лет своей деятельности предприятие освоило ремонт более 30 типов самолетов и 40 типов авиационных двигателей, отремонтировало и вернуло в строй свыше 16 000 двигателей и 4 200 самолетов. Трудовые заслуги коллектива не остались незамеченными. В феврале 1981 года завод был награждён памятным знаком «За высокую эффективность и качество работы в пятилетке» с занесением на Всесоюзную Доску Почета ВДНХ. За выдающиеся успехи в выполнении заданий по ремонту авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1986 года предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а в 2009 году «Золотой медалью «Европейское качество» Международной Академии Качества и Маркетинга.

В настоящее время, имея современный производ­ственный, интеллектуальный и творческий потенциал, АО «121 АРЗ» выполняет ремонт и сервисное обслужи­вание самолетов типа МиГ-29, Су-25, Су-27, Як-130 и их комплектующих изделий; авиационных двигателей ГТДЭ-117, ГТДЭ-117-1, АИ-9, АИ-9В и их комплектующих изделий; агрегатов КСА-2, КСА-3, ВКА-99; а также модер­низацию самолетов Су-25 в вариант Су-25СМ3.

4.jpg

7.JPG

IMG_1388.JPG

На предприятии внедрена и успешно функцио­нирует интегрированная система менеджмента качества, подтвержденная необходимыми лицензиями и сертифи­катами соответствия.

Но ремонт авиатехники – не единственное направ­ление деятельности 121 АРЗ. Кроме ремонта, завод давно и успешно осуществляет модернизацию самолетов.

Еще в годы Великой Отечественной войны в 55 САМ осуществлялась модернизация поставляемых по «ленд- лизу» самолетов Хаукер «Харрикейн», уже уступавших на то время самолётам противника. На рубеже 40-50 годов на 321 АРБ проводилась доработка самолета «Кингкобра» в двухместный учебно-тренировочный самолет П-63У. В конце 50-х - переоборудование фронтовых реактивных бомбардировщиков Ил-28 для полетов в полярных районах, а на рубеже 60-х – в беспилотные самолеты-мишени. В начале 80-х на заводе проведена модернизация самолетов МиГ-23МЛ в вариант МиГ-23МЛД.

В период 2001-2014 гг. АО «121 АРЗ» было единственным предприятием в России и странах СНГ, одновременно проводящим ремонт и модернизацию самолетов Су-25 в вариант Су-25СМ. Модернизация позволяет повысить точность пилотажно-навигационных систем, эффектив­ность поражения наземных объектов в любых клима­тических условиях и в любое время суток, надежность эксплуатации и боевую живучесть самолета. Это позволяет самолету быть встроенным в автоматизированную систему управления ВКС и в разведывательно-ударные контуры межвидовых группировок войск. С 2015 года предприятие приступило к новому этапу модернизации самолета Су-25 и Су-25СМ в вариант Су-25СМ3. Это явилось дальнейшим развитием парка штурмовой авиации России.

IMG_1544.JPG

IMG_2655.JPG

Нижний фон.JPG

121 авиаремонтный завод, сотрудничая с ведущими производителями авиационной техники в России, ведет постоянную работу по реконструкции и техническому перевооружению производства на основе создания новых и модернизации существующих производственных участков, внедрению новых технологических процессов изготовления (восстановления) деталей и узлов авиаци­онной техники. Заканчивается реконструкция участка окраски самолетов. Идет реконструкция участка металло­обработки, что даст возможность значительно расширить номенклатуру изготавливаемых деталей и узлов.

Продолжается глубокая реконструкция и техническое перевооружение цехов и участка гальванических покрытий, с целью обеспечения ремонта новых образцов авиационной техники. Все это позволит повысить качество ремонта авиатехники при снижении его себестоимости.

Приоритетным направлением деятельности АО «121 АРЗ» на период 2015-2025 гг. является освоение ремонта новых типов авиационной техники, таких как Як-130 и его комплектующих, ремонт ранее модернизированных Су-25СМ, а также модернизация самолета Су-25 в вариант Су-25СМ3. В соответствии с этим разработана и реализуется стратегия развития производственных систем АО «121 АРЗ» в рамках программ «Реконструкции технического перевоору­жения АО «121 АРЗ» на период 2015-2027 годы» и «Рекон­струкции и технического перевооружения АО «121 АРЗ» на период 2021-2027 годы». Реализация программы осущест­вляется в рамках государственной программы вооружения «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2018-2027 годы».

На протяжении последних лет предприятие по-прежнему остается активным участником и победителем в прави­тельственных, региональных и отраслевых конкурсах, по результатам которых имеет множество дипломов, медалей и почетных грамот. Участие 121 авиационного ремонтного завода в составе ОАК в выставках и салонах необходимо предприятию в плане продвижения услуг по ремонту самолетов и их комплектующих для зарубежных стран, эксплуатирующих российскую авиационную технику.

Во многих государствах Европы, Африки, Ближнего и Дальнего Востока знают авиаремонтный завод в Кубинке как надежного партнера по ремонту авиационной техники. Предприятие имеет огромный опыт работы с иностранным заказчиком. За весь период междуна­родного сотрудничества на 121 АРЗ отремонтировано и модернизировано более 200 самолетов, а также более 1100 авиационных двигателей для ВВС 27 стран мира.

Во все времена основным капиталом нашего предприятия были и остаются люди. Профессионализм и преданность делу отличают тех, кто трудится сегодня на 121 авиационном ремонтном заводе. Забота о людях – один из приоритетов корпоративной политики нашего предприятия. Этот тезис реализуется в АО «121 АРЗ» не на словах, а в конкретных делах.

Все то, из чего складывается жизнь человека, все, о чем он мечтает и к чему стремится, и есть предмет социальной заботы предприятия. Реализуемые социальные проекты разнообразны и масштабны, они разрабатываются с учетом интересов и потребностей наших сотрудников. Это программы оздоровления работников предприятия, органи­зации культурного досуга, обучения и отдыха персонала, обеспечения и поддержки материнства, комплекс компен­саций и мер материального стимулирования, программа улучшения жилищных условий работников предприятия.

использовать как нижний фон.jpg

Сегодня авиаремонтную отрасль, Одинцовский район и всю Московскую область нельзя представить без 121 авиационного ремонтного завода. В канун юбилея завод не останавливается на достигнутом, смело идет вперед, внедряет современные подходы к организации и обеспечению ремонта авиатехники, находит возмож­ности для роста, создавая задел будущих побед.

Впереди у нас покорение новых вершин и реали­зация крупных проектов. Предприятие ждет интересный, успешный и насыщенный яркими событиями путь!

Источник: Национальный авиационный журнал «Крылья Родины» №11-12 за 2020г.