Самолетостроение

«Авиация будущего» глазами молодых специалистов и школьников

8 сентября на площадке Международной выставки по гидроавиации «Гидроавиасалон-2018» открылся Форум молодых специалистов Объединенной авиастроительной корпорации, который собрал более двухсот участников: лучших молодых работников корпорации и смежных отраслей, студентов профильных ВУЗов и школьников.

Президент ОАК Юрий Слюсарь выступил с приветственным словом перед представителями молодого поколения авиастроителей. Он рассказал о перспективах и приоритетах развития корпорации, планах по выводу на рынок новых воздушных судов, формировании гражданского дивизиона и будущем изменении промышленного ландшафта корпорации при переходе на новую индустриальную модель.

В отдельном павильоне «Авиация будущего» представлены инновационные разработки школьников – участников авиационных смен в детских лагерях «Артек» (Крым), «Океан» (Владивосток) и «Сириус» (Сочи), а также в детских технопарках Москвы.

К примеру, проект «Рой дронов» создан в «Артеке» для разведки очагов лесных пожаров. При обнаружении пожара «умные» беспилотники сообщают координаты отряду МЧС, который уже организует тушение. Авторы проекта школьники из Москвы и Воронежа Сергей Бережной, Максим Коробко и Софья Шишакова сами чертили проекты дронов, печатали отдельные детали на 3D-принтере и программировали аппараты в единую локальную сеть. «Ведущий» дрон получает все данные – координаты, направление, скорость – и корректирует программу полета, это позволяет при групповом пролете избежать столкновения. Причем ребята предусмотрели управление этим «роем» оператором и их автономный полет. Эти беспилотники помощники самолета-спасателя Бе-200. Подобные дроны могут стать «официантами» в парках и зонах отдыха, так как способны решать транспортные задачи, к примеру, напитков или закусок, отдыхающим не придется искать кафе или стоять в очереди за мороженым. Школьники рассказывают, что их программой уже заинтересовался один московский гольф-клуб.

Еще один проект «Цифровая фабрика» созданный участниками авиационной смены «Океан» Борисом Таракановым, Ильей Мазуром и Артемом Картунчиковым. Винглет, напечатанный на 3D-принтере с помощью робота-манипулятора, перемещается к сборщику, который вочках дополненной реальности монтирует его на крыле. Рабочий видит не только инструкцию по установке детали, но и контрольные точки крепления. Такая цифровая сборка в разы сокращает процент брака и упрощает процесс.

Воспитанники детских технопарков «Инжинириум» при МГТУ им. Н.Э. Баумана и «Москва» Федор Стрельцов, и Виктория Струнникова сделали модель истребителя пятого поколения полностью из композитов. Они целый год изучали свойства материала в зависимости от угла выкладки углеводородного волокна. Благодаря этому можно смоделировать оптимальную прочность материала в деталях, на которые приходятся максимальные нагрузки. Кроме того, композит легче традиционного авиационного алюминия на 30 процентов при одинаковой толщине детали и на 30-40 процентов прочнее.

Александр Дремов, Павел Атакишиев и Егор Зайцев вместе с другими участниками смены центра «Сириус» изобрели «умное изделие» - это цифровая модель и цифровой двойник с системой управления и электроснабжения. В проекте ребят реализована система предиктивной аналитики. Смоделирована деградация свойств аккумулятора при эксплуатации, что позволит точно определить срок ремонта и избежать внезапный выход изделия из строя. Цифровой мониторинг деталей и узлов повысит надёжность авиационной техники.

Почетные гости авиасалона министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и глава ОАК Юрий Слюсарь познакомились с инновационными разработками школьников. Глава Минпромторга подарил одному из юных конструкторов Максиму Кожевникову 3D-принтер и ноутбук для промышленного производства его разработки – беспилотника «ВЖИК», предназначенного для охраны и патрулирования акватории в автономном режиме. Два года назад министр, оценив разработку мальчика, посоветовал ему доработать аппарат и получить патент на изобретение, а в качестве стимула – обещал подарить оборудование.

«Мы стремимся максимально погрузить наших юных конструкторов и будущих инженеров в авиационную среду. Поэтому не только организуем профильные смены в лучших детских центрах страны, но и приглашает ребят на авиасалоны, где они могут увидеть, своими руками потрогать настоящие самолеты, посмотреть зрелищную полетную программу, задать свои вопросы руководителям компаний, специалистам КБ, летчикам-испытателям. Юные изобретатели уезжают с массой впечатлений, зарядом энергии. Надеемся, что после этого они сделают правильный выбор профессии в будущем», - прокомментировала итоги молодежного дня на авиасалоне директор по персоналу ПАО «ОАК» Любава Шепелева.

Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК») создана в 2006 году с целью консолидации активов крупнейших авиапредприятий России, в настоящее время государству в лице Росимущества принадлежит 92,31% акций холдинга. В состав ПАО «OAK» входят: Компания «Сухой», Корпорация «Иркут», РСК «МиГ», «Туполев», «Ил», «Гражданские самолеты Сухого», «Авиастар-СП», ТАНТК им. Г.М. Бериева, ВАСО, «АэроКомпозит», «ОАК-Центр комплексирования», ЭМЗ им. В.М. Мясищева, ЛИИ им. М.М. Громова. Корпорация выпускает самолеты таких всемирно известных брендов как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», а также новые - SSJ100 и МС-21. Предприятия OAK выполняют полный цикл работ от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники. Консолидированная выручка корпорации в 2017 году составила 451,8 млрд рублей, что на 8% выше результата 2016 года. Президент ОАК — Юрий Борисович Слюсарь.

Пресс-служба ПАО «ОАК»