Самолетостроение

Г.Д. Аралов. Обозреватель "КР", к.т.н. "Шагая по Лондону"

«А еще жить хорошо оттого, что можно путешествовать», - сказал наш великий соотечественник Николай Михайлович Пржевальский. Целиком согласившись с этим заявлением, я решил посетить Лондон. Поехал, как говорится, на людей посмотреть и себя показать. И вот что удивительно, с каждым годом «себя показать» удается все хуже. Если раньше я в той или иной степени представлял могучий Советский Союз, вторую сверхдержаву мира, выпускающей сотни самолетов в год, то теперь я – представитель развивающейся (или как теперь говорят «догоняющей») страны, загубившей свою авиационную, да и все остальные отрасли промышленности, живущей за счет природных ископаемых и не выпускающей вообще никакой значимой промышленной продукции. Остальные развитые страны ушли далеко в отрыв, что для меня особенно стало заметно после сравнения музеев авиации в Москве и Лондоне. 

Оставив за спиной 3000 км, наш Боинг 767-300 авиакомпании «Бритиш Эруэйз», пробил облака и облегченно вздохнул, почуяв невдалеке родной аэропорт Хитроу. Промелькнули под крылом сотни ветряков, медленно машущих своими огромными лопастями и вот, наконец, самолет, сделав три круга, мягко касается бетонки и салон взрывается аплодисментами в знак благодарности экипажу.

«Не народ для королевы, а королева для народа». Английская королева Елизавета II

Туманный Альбион оказался совсем не туманным, напротив, на протяжении почти всех 7 дней поездки, здесь стояла ясная солнечная погода. Восьми миллионный Лондон оказался чистым, уютным городом, без автомобильных пробок и чада выхлопных газов. Этим он обязан многочисленным паркам, занимающих 40 % территории города. Было начало мая, но повсюду глаз радовали вовсю цветущие вишни, яблони и какие-то диковинные кусты и деревья, свезенные сюда со всех концов света. Рядом с огромным и чистейшем Кенсингтон Гарденс раскинулся Гайд Парк, с трибуны которого можно нести любую чушь с одним условием – не ругать королеву. Тут и там на травке расположились отдыхающие. Что удивительно, они не оставляют после себя горы мусора и пустых бутылок, не оставляют на платанах и статуях надписи типа «Тут были Вася и Ася». В парках разрешен выгул собак, но сотням бегающим от инфаркта жителям нечего опасаться сюрпризов. Я сам был не раз свидетелем того, как хозяева собирают в пакет остатки собачьей жизнедеятельности и бросают их в специальные баки с надписью «для собачьих отходов». Темза по ширине такая же, как Москва река, но очень чистая. Говорят, англичане даже пьют из нее воду. На вид вода в ней темная, но это оттого, что быстрое течение поднимает ил со дна реки. На улицах мы тщетно пытались разглядеть чопорных джентльменов в котелках и длинными зонтиками. Толпа как и в Москве, вечно куда-то бегущая с озабоченным видом. А озаботиться есть чем. Все очень дорого, особенно транспорт. Куриное бедро в кафе 11 фунтов, чашка кофе 2,5 фунта. Приходится вертеться. Вот почему средняя рабочая неделя жителя Лондона 56 часов.

Что отличает Лондон от других европейских столиц - так это наличие большого количества первоклассных музеев мирового уровня, заполненных до краев замечательными и часто редчайшими экспонатами, которых больше нигде не встретишь. Повсюду надписи: «Внимание! Вход в музеи бесплатный». Чаще всего их спонсирует Королевская семья. Особое внимание уделяется занятиям в музеях школьников всех возрастов, в программу которых гармонично включены уроки по экспозициям. Вместо того, чтобы бесцельно болтаться по улицам и пить пиво в подъездах, они с детства впитывают в себя культуру и историю своей страны.

Бесценные коллекции доставлены сюда отважными мореплавателями со всех концов света. Это неудивительно - во времена правления королевы Виктории в Британскую империю входило 53 колонии, она была так велика, что над ней никогда не заходило Солнце. На борт кораблей Ее Величества специально брали ученых, чтобы те за бесценок отбирали по всему миру самые ценные и удивительные экспонаты. Так что за два века чего только англичане не натаскали в свои музеи. Здесь уникальные предметы из Египта, Бирмы, Индии, Греции, Юго-Восточной Азии, Океании и со дна морского и еще бог весть откуда.. Поражает воображение Британский музей – один из крупнейших в мире. Здесь собрано более семи миллионов экспонатов, да каких ! Жемчужина музея – мраморные скульптуры, вывезенные в начале ХIХ века из Афинского акрополя. Обратного хода собранным шедеврам нет.

Когда греки заикнулись было о возврате около 400 ценнейших фресок, украшавших в былые времена стены Парфенона, англичане очень вежливо объяснили тем, что в Британском музее фрески сохранятся лучше. Здесь на них не льется дождь, на падает снег, не попадают выхлопные газы, здесь они находятся под наблюдением опытных научных сотрудников.

Красив и величав Виндзорский замок, - самый старый обитаемый замок в мире, любимая резиденция английской королевы Елизаветы II. Несмотря на свои 87 лет, королева полна сил и энергии. Каждую пятницу он прилетает сюда на вертолете, проводит уик-энд, а в воскресенье возвращается в суетный Лондон, на свое, так сказать, рабочее место. Что удивительно, над резиденцией королевы то и дело пролетают идущие на взлет и посадку рейсовые самолеты. Аэропорт Хитроу отсюда в 20 минутах езды на автомобиле. Проносятся на малой высоте вертолеты. Когда спросили королеву, не мешает ли ей вся эта шумная компания, она ответила: «Не народ для королевы, а королева для народа. Так что если народу нужен аэродром, путь так оно и будет». В Виндзорском замке нам показали одну из самых обширных частных коллекций шедевров искусства в мире – великолепное собрание полотен фламандских мастеров (Ван Дейк, Рубенс, Рембрандт), рисунки Леонардо да Винчи, уникальные предметы старинного фарфора, мебели и старинного дорогого оружия, которого здесь столько, что им, кажется, можно было бы вооружить целую армию.

Авиация – показатель развития нации.

А теперь о главной цели поездки. Ничто не говорит об уровне культуры нации, как уважение к своей истории, бережное отношение к памятникам прошлого, сохранение традиций. Это в полной мере относится и к авиации, впитывающей в себя все достижения науки и техники. Самолет – квинт- эссенция блестящих технических решений, плод труда многотысячных коллективов, олицетворение мощи нации, залог ее независимости и безопасности. Есть разные примеры отношения к истории отечественной авиации в разных странах. Например, был у нас в России (сейчас его экспонаты частью сдали в металлолом, а частью растащили) национальный авиационный музей на Ходынке. Хотя расположен он неподалеку от центра Москвы, представлял он из себя жалкое зрелище. Рядами выстроились унылые силуэты. Пробившаяся через асфальт березка кое-как поддерживает крыло истребителя. Фюзеляж покрывают многочисленные граффити. Самолеты опираются друг на друга, будто раненые бойцы после боя. Когда-то эти поражавшие воображение реактивные красавцы под грохот турбин со свистом проносились над переполненными трибунами, вызывая восторг и восхищение нашей авиационной промышленностью, идущей в ногу со стремительным ХХ веком. Но собранные в кучу, стоя годами, без ухода, под дождем и снегом, под открытым небом, эти соколы сложили крылья, потеряли былой блеск, превратились в груду металлолома, а порой и в ночлежки для бомжей. Тут и там следы от вывернутых болтов. За минувшие 20 лет из семи десятков экспонатов уцелели лишь 47. Одни воздушные суда порезали на металлолом, другие просто рассыпались под тяжестью прожитых лет. Пожилые авиаторы приходили сюда с внуками как на кладбище. Сейчас на месте бывшего музея строятся дома. А что же авиация ? Похоже, о ней вспоминают только после очередной авиакатастрофы.

Совсем другое отношение, заботу и любовь к своей авиации, нам довелось увидеть в Лондоне, где неподалеку от метро Colindale, на территории бывшего аэродрома Хендон на севере Лондона, расположился один из крупнейших авиационных музеев мира Royal Air Force Museum (RAF Museum), - музей королевских военно-воздушных сил Великобритании. Он посвящен истории мировой боевой авиации и Королевских ВВС Великобритании. Вход в него, как впрочем и во все остальные лондонские музеи, бесплатный. Музей является зарегистрированной благотворительной организацией и спонсируется министерством обороны Великобритании.

В этой сокровищнице собрана уникальная коллекция поршневых и реактивных боевых летательных аппаратов от «птеродактилей» начала ХХ века до наших дней. Вторая часть коллекции представлена в Музее Королевских ВВС в Косфорде, недалеко от Бирмингема. Территория бывшего аэродрома Хендон в Лондоне была выбрана для музея из-за своей многолетней истории, связанной с авиацией. Здесь 15 ноября 1972 года Королева Великобритании официально открыла музей Королевских ВВС. На момент открытия коллекция музея насчитывала 36 самолетов. В последующие годы музеем были приобретены еще более 130 самолетов, собранных со всех частей света. Большая часть экспонатов находится в Лондоне, часть выставлена в музее в Косфорде, а часть находится в запасниках и на реставрации. Сейчас коллекция музея Королевских ВВС в Лондоне насчитывает более 100 самолетов. Музей состоит из пяти выставочных залов: Вехи истории полетов (Milestones of Flight), Зал бомбардировщиков (The Bomber Hall), Исторические ангары (Historic Hangars), Зал битвы за Британию (The Battle of Britain Hall) и Завод Грэхэма-Уайта (The Graham-White Factory). Надо сказать, устроители площади не жалели, экспонатам здесь не тесно, можно обойти каждый самолет и рассмотреть его с разных сторон. Пройдемся и мы по этим залам, уделяя внимание самым значимым экспонатам. Большего сделать невозможно, ведь даже за день осмотреть все собранные экспонаты невозможно.

«Битва за Францию окончена, битва за Англию только начинается»   Уинстон Черчилль, 1940 год.

Перед входом на выставку над зеленой лужайке на высоте 2-3 метра зависли в воздухе самые известные английские истребители времен Второй Мировой войны «Харррикейн» и «Спитфайр», символизирующие несломленный боевой дух Великобритании. О весомом вкладе этих самолетов в победу рассказывает экспозиция «Битва за Англию» - первая и решающая воздушная баталия, когда Королевские ВВС стояли один на один с немецкими «Люфтваффе». После ошеломляющего разгрома Франции и поспешного бегства британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка, враг оказался в 20 милях от Англии, по другую сторону Ла-Манша. Располагая четырехкратным численным превосходством по самолетам, немцы рассчитывали быстро подавить английскую авиацию и нейтрализовать флот ударами с воздуха. В воздушном сражении, вошедшем в историю как «Битва за Англию", участвовали 3000 английских лётчиков, противостоявших германской авиации летом и осенью 1940 года. Угроза вторжения и беспощадные бомбардировки английских городов должны были заставить англичан заключить мир, признав захват немцами европейских государств.

Английская авиация, потерявшая в боях над Францией свыше 900 самолётов (половину всех посланных), не казалась немецкому командованию серьёзным препятствием. В самом начале немецких бомбардировок Геринг, командовавший "Люфтваффе", заявил, что ему понадобится 4 недели, чтобы очистить небо от английских самолётов. Однако новые типы истребителей, которые уже выпускала английская промышленность, - «Харрикейны» и «Спитфайры» были значительно лучше тех, на которых англичане воевали во Франции. Оба эти самолета стали символами «Битвы за Англию». Обладая равной скоростью 483 км/час и вооруженные 8 пулеметами калибра 0,303 дюйма, они различались концепциями проектирования. Традиционно прочный и простой по конструкции, «Харрикейн» стал прекрасной летающей платформой для вооружения. В Советский Союз было поставлено 3000 «Харрикейнов». Более легкий «Спитфайр», из-за особенностей шасси, был менее управляемым на земле, но прекрасно вел себя на больших высотах. «Спитфайры». Он буквально стал иконой для англичан, увидевших в нем с спасение от налетов «Люфтваффе». «Спитфайры», хотя и уступали по ряду технических характеристик «Мессершмиттам», уже могли с ним вступать в единоборство, в отличие от самолётов старых конструкций. Вдвое более дешевые «Харрикейны» использовались, в основном, против немецких бомбардировщиков.

  Немецкий эквивалент «Спитфайра» и «Харрикейна» - «Мессершмитт 109» был разработан в конце 1930-х гг. и испытан в гражданской войне в Испании. Ко времени «Битвы за Англию» он был модифицирован и получил наименование «Messerschmitt Bf109E». По некоторым параметрам он превосходил «Харрикейн» и состязался на равных со «Спитфайром». Всего было выпущено 30 тысяч самолетов Ме-109 разных модификаций.

Если верить проспекту с описанием Музея RAF, вероятно лучшим истребителем Второй мировой являлся американский North American Р-51 "Мустанг", имевший к концу войны абсолютное превосходство над всеми типами самолетов нацисткой германии. Разработанный по английской спецификации и оснащенный двигателями Merlin фирмы Rolls- Royce, обладавший максимальной скоростью 700 км/час, Р-51 был единственным одноместным истребителем союзников, который мог (правда, с подвесными баками) сопровождать тяжелые бомбардировщики до Берлина и обратно, защищая их от вражеского огня. Появление «Мустангов» над Берлином стало неожиданностью и прозвучало как похоронный звон для Третьего Рейха. Выставленный на площадке в Музее Р51D «Mustang» пилотировал капитан Donald Emerson, который погиб в бою на Рождество 1944 года в возрасте 21 год. Самолет раскрашен в цвета, которые выбрал этот пилот.  

Еще один истребитель Рипаблик Р-47 «Тандерболт», выставленный в Музее, наряду с Р-38 «Лайтнинг» и Р-51 «Мустанг», считается одним из наиболее выдающихся истребителей армейской авиации США, выпускавшихся в США во время Второй мировой войны. Причем не знаменитый «Мустанг», а именно «Тандерболт» стал самым массовым американским истребителем — всего до остановки производства было выпущено 15 683 самолета этого типа. В 1944 году самолет поступил на вооружение британских ВВС. «Тандерболты» воевали на всех фронтах Второй Мировой войны, включая юго-восточную Азию, причем в этом случае красный круг опознавательного знака английских ВВС закашивался, чтобы не путать этот символ с японской национальной маркировкой в форме красного круга. За два с половиной года боевой карьеры «Тандерболты» совершили более полумиллиона боевых вылетов, уничтожив и повредив 12 000 вражеских самолетов в воздухе и на земле при собственных потерях в 5222 «Тандерболтов», из которых только 824 были сбиты в воздушных боях. Всего было потеряно 54 процента всех направленных на фронт «Тандерболтов» - приемлемый уровень потерь среди истребителей в военное время. Причем уровень потерь «Тандерболтов» по отношению к количеству боевых вылетов - менее одного процента - был очень низкий. К концу войны «Тандерболты» достигли впечатляющего рейтинга воздушных побед 4,6 на один потерянный самолет. А еще «Тандерболты» сбросили 132 482 тонны бомб, выпустили 59 567 ракет и израсходовали 135 млн. патронов. С момента высадки союзников в Европе и до конца войны «Тандерболты» активно привлекались к ударам по наземным целям. Истребители-бомбардировщики Р-47 уничтожили 86000 вагонов, 9000 локомотивов, 6000 танков и 68000 других транспортных средств. К концу войны «Тандерболты» сбили 3752 самолета противника и 3315 уничтожили на земле.

«Ни один вражеский самолет не пролетит над территорией Рейха» Герман Геринг 

Это высказывание немецкого рейхсмарашалла на поверку оказалось слишком хвастливым и заносчивым. За годы Второй Мировой войны тысячи тяжелых бомбардировщиков союзников утюжили немецкие города, превращая их в руины. Английский бомбардировщик Aвро «Ланкастер» стал самым удачным английским тяжелым бомбардировщиком периода Второй Мировой войны. Его разработка началась, когда в Европе уже три месяца гремела война, но к тому времени, когда война кончилась, их было построено уже около 7300. "Ланкастер" так интенсивно использовался королевскими ВВС, что около половины этого парка, - 3345 единиц были потеряны при выполнении боевых заданий. "Ланкастеры" Бомбардировочного командования королевских ВВС совершили между 1942 и 1945 годами 156 000 вылетов, сбросив свыше 600 000 тонн бомб, включая 10-тонные бомбы глубокого проникновения "Грэнд Слэм", которые не мог нести ни один другой серийный самолет времен войны. Бомбы "Тэллбой" весом 5448 кг и известные «прыгающие бомбы» Уоллиса применялись для разрушения плотин. Больше всего «Ланкастеры» прославились благодаря ряду специальных рейдов, одним из которых стал точный сброс «прыгающих бомб» Уоллиса на плотину в Руре в мае 1943 года. Оснащенный 4-мя двигателями Merlin мощностью по 1280 л.с., «Ланкастер» мог нести феноменальную бомбовую нагрузку – почти 10 тонн в огромном бомбовом отсеке. Такими бомбами был уничтожен флагман немецкого флота линкор «Тирпиц» в одном из фиордов Норвегии. На фюзеляже выставленного в Музее легендарного «Ланкастера» изображено 137 бомб, по числу 137 боевых вылетов, - второй по наибольшему числу вылетов результат среди бомбардировщиков союзных ВВС во время Второй Мировой войны. Это выдающееся достижение, если учесть, что по статистике, в среднем жизнь «Ланкастера» заканчивалась на 21 вылете, и только 20 самолетам удалось совершить более 100 вылетов.

В составе союзных ВВС прославились стратегические тяжелые бомбардировщики Боинг В-17, прозванные «Летающими крепостями» за чрезвычайную насыщенность стрелковым вооружением, - 13 пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 мм. Поднимаясь с разных аэродромов «непотопляемого авианосца» Великобритании, они собирались в «стаи» -

боевые порядки до 850 и более машин и летали даже в дневное время на бомбежку объектов на территории Германии. Самолеты Бомбардировочного командования королевских ВВС летали в основном в ночное время. «Летающие крепости» показали себя надежными, живучими и везучими машинами, за что их очень любили американские пилоты. Были случаи, когда В-17 возвращался на аэродром с одним работающим двигателем. «Крепости» были вооружены радиолокационным прицелом «Норден», который позволял вести бомбометание с высоты 7000 метров, что делало его неуязвимым от зениток противника. По окончании войны В-17 использовались для тушения пожаров Калифорнии. Установленный в Музее В-17 самостоятельно пересек Атлантику и прибыл на вечную стоянку в 1983 году. Всего был выпущен 12 731 самолет В-17 различных модификаций, из которых 200 было передано Королевским ВВС. На пике производства из сборочного цеха выходил один самолет каждые 90 минут.

В Музее представлен еще один американский тяжеловес Консолидейтед В-24 «Либерейтор», который стал самым массовым американским самолетом периода Второй мировой войны и самым массовым четырехмоторным самолетом в истории авиации. С 1940 по 1945 гг. было выпущено 19 257 самолетов В-24, из которых Королевские ВВС получили 1900 машин. Задачи, решаемые этим самолетом, были ответственнейшие и самые разнообразные: бомбардировки немецких объектов, в том числе городов, нанесение бомбовых ударов по нефтяным промыслам в Румынии (Плоешти), по островам Тихого океана, борьба с подводными лодками Германии, ведение дальней разведки с использованием радиолокационных средств. Ни один тип бомбардировщиков не уничтожил большее число немецких истребителей, чем В-24. В начале 1945 года ударам В-24 подвергались немецкие города, прежде всего, Берлин. 13-14 февраля несколько сот В-24 участвовали в налете на Дрезден, вследствие которого город превратился в бушующий огненный факел. B-24 был весьма неплохим самолетом — своего «одноклассника» Boeing B-17 он превосходил по дальности полета, скорости, маневренности, бомбовой нагрузке. По мощи оборонительного вооружения обе машины были примерно равноценны. Вместе с летающей крепостью В-17 он составлял основу мощи бомбардировочной авиации США. Представленный в Музее экземпляр был передан Индийскими ВВС Музею в 1968 году.

В 1982 году коллекцию Музея пополнил еще один американский бомбардировщик В-25 «Митчел». Именно эти самолеты, стартовав в апреле 1942 года с палубы авианосца «Хорнет», совершили отважный налет на Токио, имевший скорее психологическое, чем военное значение.

Богато представлена «реактивная эра» авиации, боевое применение которой начал Мессершмитт Ме-262. Он был оснащен совершенно новым, революционным типом двигателей, над созданием которых велись секретные работы в Германии и Великобритании с конца 1930-х гг. Как гласит проспект Музея, «Создание реактивного двигателя стало вторым по значимости событием в истории авиации после полетов братьев Райт в 1903 году». Первые Ме-262, появившиеся в небе Европы в конце 1943 года, вызвали у союзников настоящий шок. Они перевели воздушные бои на качественно новый уровень. Истребители Ме-262 тщетно пытались в 1944 году предотвратить массированные дневные налеты американских бомбардировщиков на Германию. Во многих отношениях этот самолет превосходил реактивные аналоги союзников. Его технические особенности и аэродинамические секреты были скопированы союзниками после войны.

Ближайший конкурент Ме-262 «Глостер Метеор»— первый британский реактивный истребитель, единственный реактивный самолёт союзников, принимавший участие во Второй мировой войне..Опытный Gloster Meteor Mk.I свой первый полёт совершил 15 мая 1941 года. К 1944 году самолёт был доработан, испытан и принят на вооружение Королевских ВВС Великобритании 12 июля 1944 года. Первые боевые вылеты состоялись 27 июля 1944 года, и вскоре «Метеоры» перехватили и сбили 2 самолёто-снаряда Фау-1 (всего ими было сбито 14 таких аппаратов). Далее эскадрилья была снята с боевого дежурства и с их помощью отрабатывалась тактика противодействия нападениям немецких реактивных истребителей на построения тяжелых бомбардировщиков. Послевоенная модификация «Метеор F.Mk IV» была оснащена более мощными двигателями «Дервент» Из 657 построенных экземпляров 465 самолётов было поставлено в ВВС Великобритании. 7 ноября 1945 года специально подготовленный «Глостер Метеор F.Mk IV» установил мировой рекорд скорости — 969,6 км/час, вплотную приблизившись к скорости звука. В Музей «Глостер Метеор F8», который стоял на вооружении ВВС Великобритании с 1950 по 1955 гг., попал в 1980 году.

Преодоление скорости звука удалось другому английскому истребителю Инглиш Электрик «Лайтнирнг», напоминающий своим лобовым воздухозаборником с центральным коническим телом наш МиГ-21. Этот одноместный истребитель-перехватчик достиг скорости звука в 1957 годку, а через год он дважды превзошел скорость звука. Набирая высоту 12 192 метра за 2 мин. 30 сек., он был предназначен для перехвата советских самолетов, подлетавших слишком близко к британскому воздушному пространству.

При входе во все залы Музея ослеплял блеск ярко раскрашенных самолетов, словно только что вышедших из сборочных цехов авиазаводов. Экспозиции некоторых самолетов оживляли манекены летных экипажей и персонала, представлявшие процедуры отправки и обслуживания самолетов. Как бы оттеняя путь, пройденный авиацией за 100 лет, при входе в первый ангар, были поставлены рядом Блерио ХI, на котором Луи Блерио перелетел Ла-Манш в 1909 году, и самый современный истребитель Королевских ВВС Еврофайтер «Тайфун», который развивает скорость, вдвое превышающую скорость звука. Рядом с самолетом впечатляющая надпись «Сверхзвуковой самолет может обогнать выпущенные им пули» и еще: «Как пилот Еврофайтера наводит на цель вое оружие? Простым поворотом головы!». И, наконец, венец современного авиастроения малозаметный истребитель- бомбардировщик Локхид Мартин «Лайтнинг II». Самолет является развитием истребителя пятого поколения F-22 и предназначен для ВВС НАТО. Самолет является «артельным» продуктом, в разработке которого принимала участие и английская компания BAE Systems. F-35 совершил первый полет в феврале 2011 года и сейчас проходит летные испытания. Завершает экспозицию прекрасный магазин с сувенирами, памятными значками, моделями самолетов, футболками, куртками, кепками, кружками, зажигалками, тарелками и прочей амуницией с изображением самолетов и другой авиатехники мировой авиации. И мы купили кое-что на память об этом чудесном музее, славящем не только авиацию, но свою страну и нацию.

Быстро пролетело время, время поездки подошло к концу. Могучий Боинг 747-400 той же «Бритиш Эруэйз» уносит нас из Лондона. За спиной осталась страна, в которой бережно и любовно относятся к своей авиации, помнят и высоко ценят ее историю с первого шага до наших дней, чтут достижения своих инженеров, ученых, конструкторов и пилотов. Вот уж воистину никто не забыт и ничто не забыто! Нам бы так!