Самолетостроение

Как легче летать? Конференция к 100-летию академика Фридляндера

25–26 сентября 2013 г. при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и содействии Российской академии наук во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) проходит Международная научно-техническая конференция «Развитие фундаментальных основ материаловедения легких сплавов и композиционных материалов на их основе для создания изделий аэрокосмической и атомной техники», которая приурочена к 100-летию со дня рождения выдающегося ученого, академика РАН, доктора технических наук, профессора Иосифа Наумовича Фридляндера.

Мероприятие открыл Генеральный директор ВИАМ, академик РАН, профессор Евгений Николаевич Каблов.

Он поприветствовал гостей конференции и поблагодарил «за память о выдающемся ученом, которого знает весь мир и который посвятил свою жизнь ВИАМ, науке и служению Отечеству».

По словам Евгения Каблова, сегодня очень важно сохранить взаимодействие прикладной и фундаментальной науки, тот научный базис и школу, которые были созданы нашими великими учеными, необходимо также активнее использовать их опыт и знания. «Наша наука способна стать основным двигателем социально-экономического развития России, перехода страны к новому технологическому укладу. Главное в достижении этой цели – поддержка государства и общества, контроль и реальные результаты», – отметил он. По мнению Евгения Каблова, очень важна в этом процессе роль Российской академии наук.

В создании новых образцов техники глава ВИАМ подчеркнул особую роль и значимость генерального конструктора, который, как правило, очень тесно взаимодействует с учеными-материаловедами. «Если бы великий ученый средневековья Леонардо да Винчи обладал необходимыми материалами, он мог бы воплотить в жизнь намного больше своих гениальных идей и изобретений», – напомнил Евгений Каблов.

Он выразил особую благодарность Российскому фонду фундаментальных исследований, Совету РФФИ и его руководителю академику РАН Владиславу Яковлевичу Панченко за помощь в организации конференции.

Далее участникам конференции был продемонстрирован документальный фильм, посвященный жизненному пути и научным достижениям выдающегося ученого.

Теплые слова благодарности за почитание памяти об Иосифе Наумовиче прозвучали в адрес организаторов и участников конференции от его внучки Алины Поддьяковой.

«Он был любящим мужем, отцом и дедушкой, а также очень оптимистичным человеком с хорошим чувством юмора, умел просто и увлекательно рассказывать о сложнейших научных процессах», - рассказала она и продемонстрировала слайд-шоу из семейного альбома.

В свою очередь Председатель Совета РФФИ, академик РАН Владислав Яковлевич Панченко заявил: «То, что в ВИАМ свято хранят память о выдающихся ученых, работавших в институте, наглядно демонстрирует эффективность системы преемственности поколений и передачи опыта».

«Как результат – большой процент молодежи в институте, новые идеи и научные инициативы, активное участие в работе различных программ РФФИ, реальные успехи и достижения в области материаловедения», – подчеркнул он.

С приветственными словами к участникам конференции обратились академики РАН Олег Александрович Банных и Александр Александрович Берлин.

О.А. Банных рассказал о своем сотрудничестве с академиком Фридляндером в составе редакционной коллегии журнала «Металловедение и термическая обработка металлов» и отметил, что Иосиф Наумович был очень многогранным человеком, жизнерадостным и веселым, «готовым дать оптимистичную оценку любой жизненной ситуации». Выдающиеся научные разработки Фридляндера, по его словам, «будут долго служить российской науке».

А.А. Берлин представил вниманию собравшихся новейшие разработки американских ученых, относящиеся к созданию нанотрубок и непрерывной нити для изготовления непрерывного волокна. Он выразил надежду, что «в российской науке, в частности, в ВИАМ, всегда будут работать такие ученые, как академик Фридляндер, а передовые технологии будут создаваться именно в России».

В ходе пленарного заседания дважды Герой Социалистического Труда, Генеральный конструктор авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина в 1970-2005 гг., академик РАН Генрих Васильевич Новожилов рассказал о вкладе Иосифа Наумовича Фридляндера в создание отечественных самолетов семейства «Ил».

Он сообщил, что в 2013 году КБ Ильюшина отмечает 80-летний юбилей, и за этот период создано 60 тысяч самолетов марки «Ил». Все эти самолеты изготовлены из сплавов, которые были разработаны учеными ВИАМ, в том числе – под руководством Фридляндера. В настоящее время эксплуатируется 793 самолета «Ил», из них 356 – в России, 253 – в странах СНГ и 184 – за рубежом. Их летную годность в любых климатических условиях обеспечивают материалы ВИАМ. «Появление нового материала означает появление новой технологии, а следовательно – новых возможностей для создания конструкции, – отметил академик Новожилов. – И в этом вопросе невозможно переоценить вклад ученых ВИАМ, в частности – академика Фридляндера».

Представитель Института электросварки им. Е.О. Патона, академик НАН Украины Константин Андреевич Ющенко выступил с докладом «Материаловедение свариваемости сплавов на основе алюминия и других сплавов для создания изделий авиационной техники».

Он остановился на следующих вопросах: влияние скандия на стойкость алюминиевых сплавов к образованию горячих трещин в швах при аргонодуговой сварке; металловедческие особенности управления свариваемостью в шве и околошовной зоне и др. В заключение К.А. Ющенко отметил, что в докладе были использованы результаты работ сотрудников ИЭС, с которыми на протяжении десятилетий работал академик Фридляндер.

Современным информационным автоматизированным системам акустического контроля сварки и материалов было посвящено выступление директора Научно-учебного центра «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н.Э. Баумана, академика РАН Николая Павловича Алешина.

В частности, он рассказал об автоматизированной установке ультразвукового контроля «АВТОКОН-МГТУ», акустической системе сканера-дефектоскопа «АВТОКОН-АР-МГТУ», аппаратном средстве бесконтактной акустической тензометрии, а также привел сравнительные характеристики этих устройств и их зарубежных аналогов.

Освоению новых алюминиевых сплавов в условиях развития и модернизации Каменск-Уральского металлургического завода было посвящено выступление представителя УК «Алюминиевые продукты», доктора технических наук Владимира Ильича Скорнякова.

В частности, он отметил, что академик Фридляндер «был твердо убежден в том, что организация технологических работ играет большую роль в освоении новых сплавов». Именно поэтому Иосиф Наумович проводил много времени в цехах КУМЗ, решая технологические задачи вместе с сотрудниками завода. И в наши дни ученые ВИАМ осуществляют научное сопровождение каждой работы, проводимой на КУМЗ.

С обзором тем по сотрудничеству между ВИАМ и EADS/Airbus, разработанных под руководством академика И.Н. Фридляндера, выступил представитель компании Airbus, доктор Ричард Форстер.

Он остановился на таких разработках, как применение алюминий-литиевого сплава 1424, созданного в ВИАМ, в исследовательском проекте по созданию перспективного металлического фюзеляжа (в проекте участвовал также КУМЗ); использование сплава 1933 разработки ВИАМ при изготовлении поперечно-соединительных фитингов (совместно с СМЗ); конструкция панели 1441 GLARE и др. «Выдающийся вклад академика Иосифа Наумовича Фридляндера в установление научного и технического сотрудничества ВИАМ и EADS/Airbus является прочной основой для его дальнейшего развития», – подчеркнул докладчик.

В своем выступлении генеральный директор ЦНИИ КМ «Прометей», доктор технических наук Алексей Сергеевич Орыщенко рассказал о сотрудничестве с ВИАМ по важнейшим направлениям отечественного материаловедения. Он отметил выдающийся вклад Иосифа Наумовича Фридляндера в развитие материаловедения и рассказал о совместных разработках ВИАМ и ЦНИИ «Прометей».

В конце выступления докладчик поблагодарил руководство ВИАМ за организацию и проведение конференции, отметив ее высокую значимость для научного сообщества. «Пока предприятие помнит свою историю – у этой истории есть будущее», – отметил он.

После обеда работа продолжилась по двум секциям.

Секцию «Фундаментальные исследования в области легких сплавов и композиционных материалов на их основе» открыл ее руководитель – заместитель Генерального директора ВИАМ, кандидат технических наук Владислав Валерьевич Антипов.

Эволюции структурных состояний в нанокомпозитных частицах, образованных при старении Al–Li–Sc сплавов, был посвящен доклад представителя Института металлофизики им. Г.В. Курдюмова НАН Украины, кандидата физико-математических наук А.Л. Березиной.

Выступающий от ИФМ УрО РАН доктор физико-математических наук В.Г. Пушин рассказал о структуре и фазовых превращениях в промышленных алюминий-литиевых сплавах, подвергнутых мегапластической деформации и термообработке.

Лазерной сварке легких сплавов с применением нанопорошковых модифицирующих добавок был посвящен доклад представителя ИТПМ СО РАН, доктора физико-математических наук А.М. Оришича.

Далее последовал доклад сотрудника ИМЕТ РАН им. А.А. Байкова, доктора физико-математических наук В.Ф. Шамрая «Структурные состояния листов из сплавов системы Al–Cu–Li, термоупрочненных наночастицами Т1-фазы».

Получению скандийсодержащих сплавов инжекцией технологического порошка в алюминиевый расплав посвящалось выступление представителя ИХТТ УрО РАН В.М. Скачкова.

От Института электрофизики УрО РАН с докладом «Модификация структуры и свойств алюминиевых сплавов пучками ускоренных ионов» выступил доктор физико-математических наук В.В. Овчинников.

Физико-химическим исследованиям алюминиевых сплавов с несколькими переходными металлами было посвящено выступление представителя ИМЕТ РАН им. А.А. Байкова, доктора технических наук Л.Л. Рохлина.

О перспективах применения сварки трением с перемешиванием при изготовлении тонкостенных профилированных конструкций из алюминиевых сплавов систем Al–Mg и Al–Mg–Si рассказал представитель ЦНИИ КМ «Прометей», кандидат технических наук Е.А. Алифиренко.

Особенности микроструктуры и механических свойств высокопрочных стареющих сплавов типа В96ц3 после термической и термомеханической обработки раскрыл в своем докладе представитель ИФМ УрО РАН, доктор физико-математических наук В.Г. Пушин.

Выступающий от МАТИ–РГТУ им. К.Э. Циолковского доктор технических наук С.Я. Бецофен рассказал о количественном и фазовом анализе сплавов Al–Mg–Li и Al–Cu–Li.

Секцию «Прикладные исследования и внедрение легких конструкционных материалов в изделия авиационно-космической и атомной техники» открыл ее руководитель – представитель ВИАМ Роман Олегович Вахромов.

Разработке и внедрению технологии производства обшивочных листов из дуралюминов с регламентированным размером зерна было посвящено выступление представителя ОАО «СМК», кандидата технических наук В.П. Горохова.

Представитель ОАО «Туполев» С.В. Тепаев рассказал о применении легких сплавов разработки ВИАМ в самолетах «Ту», опыте проектирования и эксплуатации.

Доклад «Экспериментальные исследования полуфабрикатов из высокопрочного алюминиевого сплава В96ц-3п.ч. применительно к конструкции планера самолета» сделал представитель ГП «Антонов» (Украина), кандидат технических наук И.М. Ромашко.

Представитель ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» В.Б. Дюдин посвятил свое выступление применению Al–Li сплавов в конструкции гидросамолетов.

«Гнутые листовые профили из перспективных алюминиевых сплавов в конструкциях летательных аппаратов» стали темой доклада сотрудника ОАО «Ульяновский «НИАТ», кандидата технических наук М.В. Илюшкина.

Моделирование процесса формообразования обтяжкой крупногабаритных листовых деталей обшивок сложных геометрических форм с учетом реологического состояния алюминиевого сплава стало темой выступления представителя СГАУ им. С.П. Королева НИУ, доктора технических наук В.А. Михеева.

Представитель ВИАМ, кандидат технических наук Л.Б. Хохлатова осветила перспективы применения плит из жаропрочного свариваемого сплава В-1461 пониженной плотности в самолетных конструкциях.

Исследованиям процесса автоклавного формообразования верхних крыльевых панелей самолета из высокопрочных алюминиевых сплавов в состоянии ползучести посвятил свое выступление представитель ОАО «ВАСО» П.С. Огурцов.

Следует отметить, что по итогам международной конференции будет издан сборник докладов.

Примечательно, что в преддверии юбилея выдающегося ученого вышла книга, изданная Российской академией наук, которая была вручена участникам конференции. Она посвящена жизненному пути И.Н. Фридляндера и подготовлена под общей редакцией Генерального директора Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, академика РАН, профессора Евгения Николаевича Каблова.

Пресс-служба ВИАМ

***

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ФРИДЛЯНДЕР ИОСИФ НАУМОВИЧ

(1913 – 2009)

Академик АН СССР и РАН,

доктор технических наук, профессор,

Почетный авиастроитель

Иосиф Наумович Фридляндер родился 28 сентября 1913 года в городе Андижане (Узбекистан, Ферганская область) в семье служащего.

Отец Фридляндера, Наум Абрамович, в течение длительного времени работал литературным сотрудником газеты «Правда Востока». Мать, Черна Осиповна, была домохозяйкой.

В 1931 г. по рекомендации ЦК комсомола Таджикистана Иосиф Фридляндер поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана и был зачислен на кафедру металловедения, которую возглавлял Иван Иванович Сидорин (научный руководитель ВИАМ в 1932–1937 гг.).

В 1936 г., еще будучи студентом МВТУ им. Н.Э. Баумана, Иосиф Наумович пришел на работу в ВИАМ на должность техника-дипломника. Тема дипломной работы Фридляндера – «Плавка и литье алюминиевых сплавов в вакууме» – была определена И.И. Сидориным.

Работа выполнялась в лаборатории физики металлов, руководил которой известный ученый, член-корреспондент Академии наук СССР Георгий Владимирович Акимов.

При выполнении дипломной работы были установлены важные технологические параметры плавки и литья алюминиевых сплавов и выданы конкретные рекомендации, обеспечивающие получение слитков высокого качества – плотных, без единой поры. Работе была дана высшая оценка, И.Н. Фридляндер получил диплом с отличием и рекомендацию в аспирантуру МВТУ им. Н.Э. Баумана.

В декабре 1937 г. И.Н. Фридляндер возвращается в Москву после поездки в Душанбе, опаздывает с поступлением в аспирантуру и выходит на работу в ВИАМ в лабораторию алюминиевых сплавов. Первая работа, которую ему поручили в ВИАМ, – создание электротигелей вместо графитовых тиглей для модифицирования литейных алюминиевых сплавов типа силумин. Работа была успешно выполнена, ее результаты позволили снизить температуру модифицирования с 1000 до 800°С, исключить использование в технологическом процессе токсичных продуктов и обеспечить нормальные условия труда.

Следующая важная работа была посвящена исследованию влияния скорости охлаждения при кристаллизации на структуру и свойства алюминиевых сплавов.

В связи с большим объемом работ по деформируемым сплавам, лабораторию алюминиевых сплавов разделили на две: деформируемых алюминиевых сплавов и литейных алюминиевых сплавов. В декабре 1941 г. И.Н. Фридляндер был назначен заместителем начальника лаборатории алюминиевых деформируемых сплавов (№17).

Благодаря работам по кристаллизации, уже к концу Великой Отечественной войны все металлургические заводы, выпускающие продукцию для авиационной промышленности, полностью перешли на непрерывный метод литья алюминиевых сплавов с непосредственным охлаждением водой. Качество металла резко улучшилось, в области металлургии легких сплавов наша страна намного опередила страны Западной Европы.

Именно разработки по непрерывному методу литья легли в основу кандидатской диссертации Фридляндера на тему: «Непрерывная отливка и бесслитковая прокатка металлов», которую Иосиф Наумович защитил в 1943 г. Вскоре, в 1946 г., ему было присвоено ученое звание старшего научного сотрудника.

Важнейшим направлением, которое последовательно развивает И.Н. Фридляндер и его школа, стало создание новых алюминиевых сплавов с заданным комплексом свойств. В 40-е годы в связи с бурным развитием самолетостроения требовались новые конструкционные алюминиевые сплавы, обладающие более высокими механическими свойствами по сравнению с широко использовавшимися сплавами типа дуралюмин системы Al–Cu–Mg (особенно сплав Д16).

В докторской диссертации И.Н. Фридляндера «Изыскание высокопрочных алюминиевых сплавов системы Al–Zn–Mg–Cu» (1958 г.) были подробно изучены закономерности изменения структуры, механических, физических и коррозионных свойств, эффекты закалки и старения в четвертной системе Al–Zn–Mg–Cu и прилегающих к ней тройных системах. Была установлена фундаментальная закономерность при определенных соотношениях Zn, Сu и Mg: медь целиком входит в пересыщенный твердый раствор и не участвует в образовании фаз, интегральная прочность сплава увеличивается не только за счет образования метастабильных частиц упрочняющих фаз, но и благодаря повышению прочности пластичного пересыщенного твердого раствора. В определенной концентрационной области четвертной системы Al–Zn–Mg–Cu при увеличении содержания Сu одновременно возрастают прочность, пластичность, вязкость сплавов и их коррозионная стойкость.

Используя эти соотношения, удалось создать серию высокопрочных алюминиевых сплавов – В95 и других, которые на 20–40% превосходят по прочностным характеристикам сплавы типа дуралюмин. Они нашли самое широкое применение в авиаракетной и атомной технике.

Несколько лет спустя сплав В95 был использован при создании нового истребителя МиГ-23 – из этого сплава изготовили верх и низ крыла. Нижняя панель крыла из столь высокопрочного сплава была выполнена впервые в мировой практике, обычно для этого использовались менее прочные, но более вязкие сплавы. В процессе освоения сплава В95 при экспериментах с натурными крыльями было установлено, что конструктивная прочность серийного крыла из сплава В95 в полтора раза ниже, чем прочность лабораторных образцов. Восстановить конструктивную прочность удалось в результате очень резкого ограничения содержания примесей железа и кремния в сплаве. Так появились сплавы марок В95п.ч. и В95о.ч. (повышенной чистоты и особой чистоты). Впоследствии из этих сплавов выполнили крылья 16-ти тысяч самолетов МиГ-23, и никаких нареканий в их адрес не было.

За разработку сплава В95 и его промышленное внедрение И.Н. Фридляндеру вместе с группой ученых (в том числе Е.И. Кутайцевой – от ВИАМ) присуждена Сталинская премия (1949 г.). Вскоре после войны И.Н. Фридляндер развернул масштабные работы по сплавам системы Al–Be–Mg, которые были выбраны в связи с необычайно высоким модулем упругости бериллия: магний способствовал одновременному повышению прочности, жесткости и пластичности сплавов.

В результате были разработаны сплавы АБМ-1, АБМ-2, АБМ-3, АБМ-4. Аналогов этим трехкомпонентным сплавам за границей не было. В 1989 г. Государственный комитет по изобретениям зарегистрировал открытие группой ученых под руководством И.Н. Фридляндера уникального явления одновременного роста жесткости, прочности и пластичности сплавов при введении элементов, отличающихся пониженной плотностью по сравнению с другими компонентами сплавов этих систем (Диплом на открытие №346 от 22.12.1989 г. «Закономерность увеличения жесткости двухфазных систем»).

В 1957 г. для изготовления крупногабаритных поковок и штамповок под руководством И.Н. Фридляндера создан оригинальный отечественный сплав В93 системы Al–Zn–Mg–Cu, легированный небольшим количеством железа вместо элементов–антирекристаллизаторов Mn, Cr, Zr. Такая композиция предложена впервые в мировой практике. Это обеспечило повышенную прокаливаемость, однородность и изотропность механических свойств массивных штамповок из сплава В93. Он широко применяется в силовом каркасе больших транспортных самолетов (в том числе «Антея»), из него изготовлены шпангоуты фюзеляжей большинства российских пассажирских (Ил-86, Ил-96) и самых крупных в мире транспортных самолетов – «Руслан» и «Мрия».

Еще одним важным этапом в этой области явились работы, проводившиеся под руководством И.Н. Фридляндера, по созданию нового высокопрочного ковочного сплава 1933, отличающегося высоким уровнем вязкости разрушения и трещиностойкости. Сплав 1933 широко применен для силовых деталей в новых отечественных самолетах Як-130, SSJ-100, МС-21, Ан-148. Изготовленные из него на Самарском металлургическом заводе крупногабаритные и сложные по форме фитинги для европейских самолетов Аэрбас успешно прошли испытания во Франции и России.

Под руководством И.Н. Фридляндера создан самый прочный в мире алюминиевый сплав В96Ц. Из него строятся разработанные И.Н. Фридляндером сотни тысяч сверхскоростных (1500 оборотов в секунду) ядерных центрифуг, предназначенных для получения обогащенного урана 235 центрифужным методом (в отличие от малоэкономичного термодиффузионного способа, используемого в США).

И.В. Курчатов, руководитель советского атомного, а впоследствии и ядерного проекта, предложил новые технологии обогащения урана 235. Но реализовать их без авиационных сверхлегких сверхпрочных материалов было невозможно, и такой сплав – В96Ц – был создан под руководством И.Н. Фридляндера.

По соглашению РФ–США «ВОУ-НОУ» Россия перерабатывает высокообогащенный оружейный уран (ВОУ: 92%) в низкообогащенный (НОУ: 3–5%) для американских атомных электростанций.

За создание сплава и освоение для газовых центрифуг в 1963 г. И.Н. Фридляндеру и его коллегам была присуждена Ленинская премия.

Позднее был разработан сплав В96ЦЗ, из которого в годы «холодной войны» серийно изготавливались твердотопливные ракеты среднего радиуса действия. А затем на базе этого сплава был создан сверхпрочный сплав В96ЦЗп.ч. авиационного назначения.

В 1965 г. группой ученых под руководством И.Н. Фридляндера был открыт эффект упрочнения при термической обработке обширной группы сплавов в тройной системе Al–Li–Mg (Диплом на открытие №390 от 18.10.1990 г. «Явление повышения прочности и жесткости сплавов системы алюминий–магний–литий с одновременным понижением плотности» («эффект Фридляндера»). На этой основе был создан самый легкий, высокомодульный, свариваемый сплав 1420, благодаря которому мы действительно оказались впереди планеты всей (российский приоритет от 1964 г.).

В 1970–1971 гг. началось серийное производство самолетов вертикального взлета Як-36 и Як-38 с клепаными фюзеляжами из сплава 1420. Такие самолеты базируются на палубе и в трюме морских крейсеров, которые передвигаются с ними по всему земному шару, в том числе недалеко от берегов США. Несмотря на жесткие условия эксплуатации за все годы не было зарегистрировано коррозионных повреждений фюзеляжей.

Совместно с ОКБ им. Микояна проведены работы по созданию первого в мире сварного самолета из сплава 1420 – вариант самолета МиГ-29 со сварными кабиной и фюзеляжем. Результатом работ стало реальное снижение массы на 24%. Этот вариант МиГ-29 успешно прошел все испытания и был передан в серийное производство.

В 1999 г. И.Н. Фридляндеру и группе специалистов присвоено звание лауреатов Государственной премии РФ за разработку сверхлегких алюминийлитиевых сплавов и за участие в создании первого в мире сварного самолета МиГ-29 из этих сплавов.

Под руководством И.Н. Фридляндера разработаны новые конструкционные алюминиевые сплавы с литием системы Al–Cu–Mg–Li (1441) и системы Al–Cu–Li (1460, 1461, 1469), сочетающие высокую прочность с пониженной плотностью.

Большая работа выполнена коллективом специалистов под руководством И.Н. Фридляндера по свариваемым, криогенным и жаропрочным сплавам (1201 и 1460) для баков жидкого кислорода и водорода. Сплав 1201 широко применен и показал высокие эксплуатационные характеристики в ракете «Энергия» и в конструкции космического самолета «Буран». Отличительная особенность сплава – рост прочностных характеристик и пластичности при снижении температуры вплоть до температуры кипения гелия -268°С.

Весомый вклад в развитие теории старения внесли фундаментальные работы И.Н. Фридляндера, посвященные изучению закономерностей изменения свойств при старении – главного процесса упрочнения алюминиевых сплавов. И.Н. Фридляндер установил основные закономерности изменения свойств алюминиевых сплавов для трех стадий старения. Широкое применение в промышленности получили смягчающие режимы искусственного старения Т2 и ТЗ сплавов системы Al–Zn–Cu–Mg, соответствующие коагуляционной стадии старения, для обеспечения повышенной коррозионной стойкости.

В 1991–2001 гг. разработаны и освоены высокопрочные и среднепрочные сплавы с высокими ресурсными характеристиками, которые являются основой конструкций нового поколения самолетов – Ту-204, Ил-96 и других.

В 1995–2002 гг. создан и широко применен в морских машинах Бе-200 и Бе-103 высокотехнологичный алюминийлитиевый сплав 1441, обеспечивший снижение массы конструкции до 12%. Нельзя не отметить слоистые композиционные материалы СИАЛ (стеклопластик и тонкие листы из алюминиевых сплавов) и КАС-1А (высокопрочная стальная проволока и тонкие листы из алюминиевых сплавов). Основная особенность и привлекательность этих материалов – трещины усталости практически не растут. Кроме того, СИАЛ задерживает распространение огня в случае пожара на самолете. Материал КАС-1А по удельной прочности превосходит лучшие алюминиевые и титановые сплавы. СИАЛ и КАС-1А являются перспективными материалами для фюзеляжей самолетов.

Производство разработанных алюминиевых сплавов освоено на Каменск-Уральском (КУМЗ), Верхне-Салдинском (ВСМПО), Ступинском (СМК), Самарском (СМЗ) и Белокалитвинском металлургических заводах (БКМПО).

И.Н. Фридляндер является автором более 700 научных трудов, в том числе двух открытий, более 200 авторских свидетельств и патентов. Его материалы запатентованы за рубежом. Он научный редактор многотомных капитальных изданий «Металловедение алюминия и его сплавов», «Промышленные алюминиевые сплавы», «Применение алюминиевых сплавов», «Композиционные металлические материалы» (на английском языке), «Цветные металлы. Композиционные материалы» и других трудов, которые способствуют развитию легких сплавов и служат учебными пособиями для молодых специалистов.

Фридляндер занимался и преподавательской деятельностью. С 1945 г. вел в МАТИ им. К.Э. Циолковского для студентов 4-го и 5-го курсов специальный курс «Термическая обработка цветных металлов». Выступал перед студентами с проблемными лекциями. При его участии и с его помощью был снят фильм «Исследование процессов кристаллизации под микроскопом», который рекомендован Министерством высшего и среднего специального образования в качестве учебного пособия для машиностроительных и металлургических вузов. И.Н. Фридляндер – почетный доктор МАТИ–РГТУ им. К.Э. Циолковского.

С 1994 до 2008 г. И.Н. Фридляндер представлял Российскую академию наук в Международном комитете по алюминиевым сплавам, проводящем систематические научные конференции широкой проблематики – от фундаментальных основ металловедения, производства (от литья и шихты) до применения сплавов в различных отраслях (авиации, автомобилестроении и т. д.).

В настоящее время многочисленные ученики и соратники И.Н. Фридляндера ведут перспективные и уникальные исследования, способствуя развитию мировой и российской науки и техники.

За высокие достижения в освоении новых видов изделий и материалов и многолетнюю творческую работу при проведении исследований в области авиации Иосиф Наумович Фридляндер награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знак Почета» (дважды), «За заслуги перед Отечеством» III степени. Он является лауреатом Ленинской премии, Государственных премий СССР и Российской Федерации, премии Совета Министров СССР, награжден Почетной грамотой Правительства РФ. В 2005, 2006, 2007 гг. Фондом содействия отечественной науке И.Н. Фридляндеру присваивались гранты по номинации «Выдающиеся ученые Российской академии наук».