Самолетостроение

ЛИНИЯ ЖИЗНИ ВЕТЕРЕНА ТРУДОВОГО ФРОНТА БУХИНА ГЕНРИХА МИХАЙЛОВИЧА

                                        ( к 110- летию со дня рождения)

«Когда мы видим в небе самолет, который создан нашими руками и нашим разумом,

мы испытываем радость и гордость за свой родной завод». ( Бухин Г.М.)

BS(1).jpg

Бухин Г.М. (1910г. рождения) окончил КАИ в 1935 г. по специальности самолетостроение.

Преддипломная практика на заводе №39.

Технологическую практику прошел на заводе 22 (Москва) в монтажно-сборочном цехе.

Конструкторскую практику на заводе №124.

Диплом на тему «Плоскостной цех серийного производства тяжелого самолета защитил с оценкой «отлично».

Диплом подписан Председателем Гос.квалификационной

комиссии - К. Архиповым.

Этапы производственной деятельности.

На Казанский авиационный завод Бухин Г.М. был принят после окончания КАИ в 1935 году (поступил в КАИ переводом из Казанского пединститута в 1932г.)

1935-1938 нач. конструкторской группы;

1939-1940 ИО нач. КОПР (конструкторский отдел приспособлений);

1941-1942 пом. Главного технолога завода;

1942- 1973 Зам нач. отдела ОКСР (отдел клепально-сборочных работ);

1974-1981 инженер-конструктор 1 категории.

Персональный пенсионер республиканского значения с 1974г.

В предвоенные и военные годы Бухин Г.М. был участником становления авиационной промыщленности в СССР. Энтузиазм и самоотверженность нашего народа позволили практически с нуля поставить технологию изготовления самолетов в СССР на мировой уровень в столь короткие сроки, испытывая огромные трудности: материальные, бытовые, продовольственные.

Круглосуточная работа в годы войны не была редкостью. Рабочие не выходили из цехов, пока не выполнят своих суточных заданий, а инженерно-технический состав вообще находились на казарменном положении.

Нашей стране в то время противостояла вся индустриальная Европа во главе с фашисткой Германией а, в дальнейшем, почти сразу после войны, надо было противостоять США, которая обогатилась на двух мировых войнах и возомнила себя мировым гегемоном с монополией атомного оружия, т.к. имела как атомную бомбу, так и самолеты носители Б-29.

Конечно, было очень непросто тягаться с Америкой, захватившей в плен огромное число (около 1500) немецких военных специалистов вместе с наработанными технологиями в Германии по оружию и самолетам.

Но нам это удалось и ответом были наши Ту-4, Ту-16, изготовленные на нашем Казанском заводе им. Горбунова. В дальнейшем завод выпустил целую линейку крылатых машин Туполева стратегического класса.

Появление в нашей стране атомного оружия и его носителя Ту-4 заставили США отказаться от реальных планов ядерной бомбардировки городов нашей страны в послевоенные годы.

На заре начала производства самолетов из дюралюмиевых сплавов не было ни опыта, ни какой-либо информации в области проектирования и производства сборочной оснастки. Технические проблемы еще более усложнялись при изготовлении самолетов различных типов.

Развитие сборочных технологий практически началось с Ту-4.

Технологии, обкатанные на стапелях этого самолета, применяются и в наше время, при производстве новых самолетов Ту-22 и т.д.

Необходимо отметить коллективный энтузиазм всех работников завода, которые в архи короткие сроки поставили на производство целый ряд самолетов Петлякова, Туполева.

Среди этих энтузиастов в первых рядах был и Бухин Г.М.

Большие математические способности Бухина Г.М. были замечены еще при учебе в пединституте известным казанским ученым, профессором КГУ Четаевым Николаем Гурьевичем и это помогло Бухину Г.М. при переводе его из пединститута, где он проучился уже два года, в КАИ в 1932 году (когда формировался первый набор в КАИ), т.к. Бухин Г.М. был не пролетарского происхождения (происходил из семьи предпринимателя). Кстати, будущий директор Авиационного завода в Казани (1960г) Николай Иванович Максимов, как член семьи «раскулаченных», поступил в КАИ в одно время с Бухиным только после того как заработал статус рабочего, отработав в ремонтной бригаде железнодорожной станции в Казани.

После окончания КАИ в 1935 г. Бухин Г.М. был назначен начальником конструкторской группы, а в начале Отечественной войны- помощником Главного технолога завода.

В 1942 году, в связи с острейшей необходимостью в организации массового производства самолетов для фронта, было организовано конструкторско-технологическое подразделение инженерного обеспечения выпуска оснастки для сборочных работ. Руководить этим фронтом работ по сборке самолетов было поручено Бухину Г.М.

Создание такого подразделения оправдало себя. Стапели и приспособления позволили обеспечить в военное время (когда времени на устранение отклонений при сборке практически не было) качественную сборку самолетов Пе-2, Пе-8 (при выпуске 10-12 самолетов в день).

Трудовые заслуги завода и многих его работников отмечены высокими государственными наградами.

В их числе одно из достойнейших мест занимает Генрих Михайлович Бухин, непосредственно руководивший всеми работами Конструкторских бюро ОКСР. Становлению и работе в ОКСР Бухин Г.М. посвятил более 40 лет своей трудовой деятельности в качестве руководителя конструкторскими подразделениями с 1942 по 1974 год. (32года) и далее до 1981г. конструктором 1 категории до выхода на пенсию.

Многие годы, начиная с тридцатых годов, Отдел клёпально-сборочных работ (ОКСР) является одним из основных структурных подразделений КАЗ (Казанский авиазавод), во многом определяющим техническую политику производства изделий.

Конструкторская школа, созданная в ОКСР КАЗ Генрихом Михайловичем, где проповедовались коллективное творчество, активность и инициатива, самосовершенствование и новаторство, была известна в инженерных кругах многих заводов авиационной отрасли СССР и называлась «бухинская школа». Были определены главные принципы проектирования - максимальное сокращение ручного труда, обеспечение свободных подходов к рабочим зонам, широкое применение универсальной и переналаживаемой оснастки, снижение металлоёмкости и рациональное использование производственных площадей.

В 1936 году конструкторская группа начала свою работу с проектирования приспособлений и стапелей для сборки узлов и агрегатов самолета (КОПР), собираемых в основном с использованием заклепочных соединений. Деятельность отдела (ОКСР) расширялась по мере применения новых видов соединений, освоением производства новых изделий, в том числе, не имеющих непосредственного отношения к авиации (гражданская продукция - лодки «Казанка» и т.п.).

По предложению Генриха Михайловича в структуре ОКСР в дополнение к пяти КБ, специализированным по агрегатам, были образованы еще два КБ - Прессовой клепки и Новой техники. В последствии они были преобразованы в КБ Механизации и образовано еще одно - КБ Сварки, выделившееся позднее в отдельное структурное подразделение - Отдел сварки.

В начале шестидесятых годов по предложению Генриха Михайловича приказом Директора КАЗ Николая Ивановича Максимова был создан Отдел Новой техники, а начальником его назначен начальник КБ Новой техники ОКСР А.П.Баландов. Основными функциями нового структурного подразделения были определены поддержка и продвижение в производство изобретений и рационализаторских предложений, а так же распространение информации о технических новшествах, публикуемых в специальной литературе, и помощь заводским рационализаторам и изобретателям в оформлении технических предложений и внедрении их в производство.

Изобретателям всегда нелегко (и с риском для карьеры) отстаивать и далее продвигать свои предложения, особенно в условиях больших производств.

Руководители, принимающие на свои плечи ответственность за изготовление и доводку опытной технологии или оснастки для сборки самолета также рискуют, т.к. в случае неудачи или затянувшейся доводки нового оборудования, можно сорвать сроки сборки или получить некачественную сборку, что не допустимо.

Генрих Михайлович брал на себя такую ответственность и всегда защищал конструкторов- разработчиков нового оборудования для оснастки и стапелей сборки самолетов, а часто был и инициатором новых разработок, о чем свидетельствуют его патенты и получившие признание в самолетостроении в СССР его идеи по технологии сборки, что конечно требовало больших усилий и мужества.

В ОКСР Казанского авиазавода за время его существования были основательно усовершенствованы методы сборки, применявшиеся с момента появления авиастроения как отрасли промышленности, разработаны и внедрены в производство новые оригинальные методы агрегатной и окончательной сборки и технические средства их реализации в производстве изделий авиационной техники:

- Сверлильно-зенковальный автомат с дистанционным телевизионным контролем рабочей зоны, автоматическая работа которого обеспечивалась пневматическим механизмом, а «программа» была выполнена в виде рядов отверстий на направляющей металлической линейке, по которой сверлильно-зенковальная головка оригинальной конструкции перемещалась вдоль обрабатываемого шва. - Автомат применялся в серийном производстве для обработки панелей крыла самолета Ту-16;

- Универсальные переналаживаемые приспособления для сборки «плоских» узлов конструкции (шпангоутов, нервюр, лонжеронов, панелей, стенок, перегородок и т.п.). - Конструкция приспособления защищена авторским свидетельством на изобретение;

- Специальные компактные дрели, прессы, мультипликаторы, насосы, универсальные кондукторы, балансиры и прочие переносные устройства для механизированного выполнения заклепочных и болтовых соединений в условиях стапельной и внестапельной сборки.- Конструкции защищены авторскими свидетельствами на изобретение.

Киностудией документальных фильмов по заказу НИАТ был снят и запущен в прокат ролик, на котором демонстрировался пример применения в цеху агрегатно-сборочного производства КАЗ одной из моделей ручной сверлильной дрели с автоматической подачей при стыковке в стапеле съемного носка крыла изделия Ту-16 с передним лонжероном;

- Безфундаментные стапели, монтирующиеся на монолитном полу, в котором заранее выполнены отверстия с заданным шагом для крепления силовых элементов каркаса стапеля (так называемые «перфорированные полы»), и стапели рамной конструкции с регулируемыми опорами, устанавливающиеся на монолитном полу, что обеспечивает возможность гибкой перепланировки сборочных цехов. Это техническое предложение реализовано;

- Метод монтажа и контроля сборочной оснастки и готового изделия и переносная система оптических измерений на основе оптического прицела ППС-11. - Способ контроля и устройство системы защищены авторским свидетельством на изобретение;

- Оригинальные стапели для сборки агрегатов самолета по координатно-фиксирующим отверстиям (это обеспечивает надежную фиксацию деталей и узлов в сборочном положении и свободные подходы к рабочим зонам). - Способ сборки и конструкция защищены авторскими свидетельствами на изобретение.

Применение этих методов и технических средств в производстве позволило существенно снизить финансовые, материальные, трудовые затраты, улучшить условия и безопасность труда, повысить качество выпускаемой продукции, сократить сроки производства.

Все эти работы выполнялись большей частью по инициативе и всегда под руководством и при непосредственном участии Генриха Михайловича. Он создал этот коллектив, многому научил молодых конструкторов, постоянно повторяя «хороший конструктор должен быть отличным технологом», создал в коллективе творческую дружественную атмосферу, что и обеспечило достигнутые результаты.

Знаменательной вехой в жизни Бухина Г.М., как технического руководителя по технологии сборки, был запуск в производство самолета Ил-62.

Ход подготовки производства данного самолета курировал лично министр авиационной промышленности Дементьев П.В., который при посещении завода высоко оценил конструктивные и технологические особенности стапельной оснастки, разработанной в ОКСР завода под руководством Бухина Г.М с использованием ранее запатентованных творческим коллективом новых технологий сборки.

За разработанный в ОКСР и примененный в производстве самолета Ил-62 метод сборки Генрих Михайлович Бухин в 1971 г. удостоен звания Лауреат Государственной премии СССР в составе большой группы заводчан по результатам запуска в производство Ил-62.

Многие из разработанных в КБ ОКСР технических решений успешно использовались и на других родственных предприятиях отрасли. На многих заводах и в КБ хорошо знали и ценили Генриха Михайловича как специалиста и как человека.

Генрих Михайлович Бухин был высококвалифицированным инженером, широко эрудированным специалистом, интеллигентнейшим человеком, надежным товарищем и другом, таким он был и таким остается в памяти тех, кто имел счастье работать и общаться с ним.

Самолеты, в разработке технологий сборки которых участвовал Бухин Г.М. обеспечивая сборку, начиная с 1935года:

АНТ-3, АНТ-9, ВИТ-2, ДВА, И-4, Ли-2, МД, PS-35, R-6, SB, ТВ-1, ТВ-3, Пе-2, Пе-8, Ту-4, Ту-16, Ту-104, Ту-110, Ил-62, Ту-22, Ту-22М, Ту-160.

Награды Бухина Г.М.

Лауреат Государственной премии СССР 1971 года;

Орден «трудового красного знамени»;

Два ордена «Знак почета» ;

Медаль «За трудовое отличие»;

Медаль «За образцовый труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина»;

Медаль «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945гг»;

Медаль «ХХХ лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»;

Медаль «За долголетний добросовестный труд- Ветеран труда»»

Серебряная медаль ВДНХ СССР.

Имеет три авторских свидетельства СССР.

Генрих Михайлович Бухин -Персональный пенсионер республиканского значения с 1974г.

Авторы статьи: 

Заслуженный изобретатель РТ Савельев В.М.

Ветеран труда Секачев Л.Н.