Самолетостроение

Максим Штурм и Светлана Мирсаева, корреспонденты журнала «КР». Учебный аэродром Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева

Учебный аэродром Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева - расположен в Кировском районе Самары, рядом с бывшем аэропортом "Смышляевка" и аэродромом авиационного завода «Авиакор» - "Безымянка".

Созданный в 1953 году по сей день является основным подразделением для проведения профессиональной подготовки студентов. Самый старый образец здесь – самолет Ли-2. Самый редкий, безусловно, одна из 16 машин Ту-144 – №77108. -

Летние практические занятия проходят студенты 1,2 и 3 курсов, обучающиеся по специальностям, связанным с технической эксплуатацией авиационной техники. На сегодняшний день аэродром наиболее востребован кафедрой Эксплуатации авиационной техники, отдельные занятия проводятся и другими кафедрами.

Щербо Дмитрий Васильевич -выпускник факультета ИВТ, начальник учебного аэродрома:

Учебный аэродром – большая лаборатория внутри университета, где ребята проходят практику

В течение года изучая техническую документацию по летательным аппаратам и двигателям, летом они закрепляют свои знания на практике. На аэродроме находятся 23 образца летательных аппарата, которые летали или летают до сих пор. Студенты самостоятельно производят запуски, опробывание силовой установки, которые по-прежнему в работоспособном состоянии.

В обучающем процессе задействованы воздушные суда - Ан-2 (занятия со студентами первого и пятого курса), Ми-8т (второй курс, пятый курс), Як-42 и Ту-154м (третий курс и пятый).

На учебном аэродроме сохраняется добрая традиция. Каждое лето студенты не только наращивают свои знания, но и помогают сотрудникам "оживлять" летательные аппараты. Так, с помощью студентов в 2020 году проводилась диагностика топливной системы вспомогательной силовой установки Та­6А на Ту­144, велись работы по восстановлению салона вертолёта Ми­2, а также выполнялись работы по ремонту силовой установки и несущей системы вертолёта. Также со студентами проводилась отработка гидравлической системы Як­42, с помощью которой осуществлялась уборка и выпуск шасси и механизации самолёта.

Воздушные суда базирующиеся на аэродроме:

• Самолет Л-410, предназначенный для перевозки пассажиров, почты и грузов. Производитель Let Aircraft Industries, Чехия. Это был первый иностранный самолет, который допустили к полетам в СССР.

• Самолет АН-12 служит учебным пособием на аэродроме Самарского университета, на нем студенты проводят лабораторные работы.

• АН-2 — транспортный самолет, биплан, который был спроектирован в 1947 году и выпускается до сих пор на протяжении более, чем 60-ти лет. На аэродроме представлено семь экземпляров из которых два находятся в работоспособном состоянии, но без перкалевой обшивки.

• Ту-154 — представлен бортом 85003, что являлся «летающей лабораторией» и был вторым из самолётов своего класса поднявшимся в воздух (первый борт использовался для статических испытаний). После уничтожения борта 85005 расположенного на ВВЦ остаётся единственным из сохранившихся опытных образцов.

• Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с «Конкордом» Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Ту-144, бортовой номер 77108, совершил свой первый полет 12 декабря 1975 г.

Самолет участвовал в государственных испытаниях, в ходе которых выполнил 50 полетов общей продолжительностью 68 часов, из них 6 ч - на сверхзвуке. В 1976-1981 гг. на нем проводились доводочные работы по системам навигационного оборудования, по АБСУ-144 с посадкой по минимуму 45 х 800 м, по системе директорного захода на посадку, по автомату тяги. По результатам исследований были получены материалы для установления метеоминимумов для взлета и посадки. В 1987 года самолет был передан Куйбышевскому авиационному институту. 27 августа экипаж В.П.Борисова поднял СССР-77108 в крайний полет, приземлившись на аэродроме авиационного завода. В тоже время были сняты блоки распознавания 'свой-чужой' и один из двигателей НК-144А (в музей СНТК им. Н.Д.Кузнецова). Затем по земле машину отбуксировали на аэродром Куйбышевского авиационного института. В баках после перегона машины оставалось 38 тонн топлива, что позволило 5 лет подряд выполнять некоторые работы на машине. Была даже попытка вывести машину на малый газ (осуществить запуск).

• Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолёт.

Выпущен в конце 1959 года. Первый полет совершил в январе 1960 года.

2 июня 1960-го экипаж летчика Ковалева установил на Ту-104Е последний для этого типа машины мировой рекорд, пролетев расстояние 2000 км с грузом 15 т со средней скоростью 959,94 км/ч.

В отличии от второго опытного Ту-104Е не был выведен из советского регистра. На хранении со второй половины 70-ых.

Также на аэродроме представлены самолёты Як-42, Ту-154м, Ан-14, Ил-14м, вертолёт Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-24а,

Все воздушные суда некогда прибыли на аэродром собственным ходом.

Аэродром закрыт для свободного посещения, но сотрудники Самарского университета и учебного аэродрома регулярно проводят экскурсии и занятия в целях профориентации школьников и абитуриентов.

«Учебный аэродром не музей и не коммерческая организация, поэтому принимать всех желающих на постоянной основе мы не можем. Также, как и университет, является режимным объектом. Дело в обеспечении безопасности: здесь находятся источники высокого напряжения, высокого давления, повышенный шум, горюче-смазочные материалы, в самолётах – действующие системы и т.д.» -комментирует Д.В. Щербо.

Ответы Дмитрия Васильевича Щербо на несколько самых популярных вопросов:

Планируется ли создание музея на базе учебного аэродрома?

Да планируется, но не музей будем заниматься платной экскурсионной деятельностью, внутри университета.

Какие перспективы развития? Что необходимо?

Необходимо модернизировать внутреннюю инфраструктуру аэродрома (ремонт зданий и сооружений, асфальтирование территории, обеспечение бытовых и санитарных норм).

Собираетесь обновлять лакокрасочное покрытие? На каких самолетах?

В августе этого года произвели покраску двух вертолётов ми-8 и ми-24а, на следующий год так же планируются работы.

Ожидаются ли новые поступления ВС?

Возможно, получим вертолёт Ансат (но это не точно)

Нужны ли иностранные самолеты на учебном аэродроме?

Да нужны, около 80% авиаперевозок в стране производятся на иностранной технике соответственно необходимы специалисты, знающие эту технику.

Студенты из других стран. Сложно ли работать с ними?

Нет не сложно даже интересно, некоторые затруднения заключаются в языковом барьере, но это не критично.