Самолетостроение

Разумихин Вадим Михайлович (21.05.1937 г. – 10.07.2020 г.)

Он любил жизнь, он любил авиацию, он любил семью, он до последнего дня жил интересами туполевской фирмы…

Он был великим инженером, конструктором, изобретателем, руководителем, учителем, наставником, создателем авиационной техники, интеллектуальным центром туполевцев, его уважали и побаивались – с ним не проходили низкий уровень проработки предложений и идей, он знал необъяснимо много, общение с ним требовало знаний, компетентности, кругозора и широкой эрудиции,

он не терпел самоуверенности, некомпетентности и безинициативных, витающих в облаках болтунов, он автор 36 изобретений, все системы управления современных туполевских самолетов несут его мысли, его идеи, его самоотверженность, его знания, его взгляды на перспективу, он первым внедрил в системе управления Ту-160 более 40 лет назад цифровые решения, которые только сейчас получают путевку в жизнь на новых самолетах…

Он начал работать в ОКБ после окончания МАИ в 1960 году. Начальник отдела с 1973 года, начальник отделения систем управления с 1993 года, благодаря огромному опыту, обширным научным, инженерным знаниям и навыкам, тщательности, скрупулезности и добросовестности в работе - он был одним из самых значимых и ценных специалистов, заслуженно пользовавшегося большим авторитетом и уважением коллег. Он всегда был патриотом туполевского ОКБ, до последнего дня готовил предложения и докладные записки по совершенствованию самолетов Ту.

Это ему сказал летчик Харитонов Н.Н. после нескольких катастроф и внедрения на самолете Ту-22 демпфера тангажа ДТ-105А и первого полета: «Ребята, я готов встать перед Вами на колени, Вы спасли самолет. Спасибо!».

Он был грамотным, терпеливым и прекрасным наставником своих подчиненных, коллег и партнеров, учил их думать, оценивать, анализировать, изучать и применять накопленный опыт. Многие фирмы благодарны ему за реализованные совместные проекты, на которых они выросли…

Он любил напоминать фразы Усетереса (строитель пирамид, 2500 лет до нашей эры): «В любом деле сначала пускают в ход языки, но сделает работу тот, кто приложит руки» и Оноре де

Бальзака: «Изобретай, и ты умрешь гонимый, как преступник; Подражай, и ты будешь жить счастливо, как дурак!».

Он повторял и всегда внедрял мысль: «Никакие в мире инженеры не смогут спасти самолет, сконструированный по ошибочному первоначальному замыслу», поэтому всегда старался оценить и тщательно обосновать замысел…

Он обожал науку и научно-технические исследования и всегда увлеченно занимался этим. Он обладал даром технического предвидения, и многие реализованные под его руководством работы на десятки лет опережали существующий уровень.

Он всегда помнил погибших в 1935 году на самом большом в мире для того времени самолете «Максим Горький» жену и сына своего отца, который передал им свое приглашение, полученное как поощрение заслуженным работникам предприятия для участия в демонстрационном полете – они погибли у него на глазах – поэтому ни одна мелочь при проектировании и организации работ не могла пройти мимо его внимания – он знал, чем это может кончиться…

Он гордился своей матерью – инженером ВИАМ, получившей несколько авторских свидетельств за создание новых кремний-органических соединений.

Он гордился своей супругой, совместно с которой было написано РЛЭ-90 для Ту-160, действующее до сих пор, и, конечно, уникальным в своем роде справочником по особым случаям полета, который теперь есть у каждого члена экипажа Ту-160.

Это он вместе с коллективом своих коллег создавал с 1960 годов автоматизированные системы штурвального управления (АСШУ) самолетов Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-22, Ту-128, Ту-142,

Ту-144, Ту-22М0 (М1, М2, М3), а далее автоматические бортовые системы управления (АБСУ) для Ту-154, Ту-144, Ту-160, Ту-204.

Он любил литературу, он любил музыку, он любил Верди и Чайковского, он любил творения талантливых людей и сам был талантлив во всем, чем занимался…

Он был настоящим мужиком – его собственная конструкция кирпичной печи, которая переделывалась несколько лет и наконец работает – известна всем нашим дачникам, он построил своими руками дом, он вырастил и поставил на ноги детей и внуков, он любил гостей и любил шашлыки…

С ним всегда было интересно и непросто – у него всегда было свое обоснованное мнение, которое он не скрывал – будь то новый роман известного писателя или новое техническое решение, с ним тяжело было спорить – его аргументы, знания и эрудиция были бесконечны…

Он жил работой до последнего дня…Он был одним из лучших…

Орден Знак Почета, Премия Совета Министров СССР, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за создание стратегического авиационного комплекса Ту-160, знак «Почетный авиастроитель», десятки других медалей и почетных знаков СССР и России – его ценили и награждали…

Он всегда будет в нашей памяти – таким должен быть настоящий человек.

Коллеги, партнеры, друзья, ученики, подчиненные

Прощание с В.М. Разумихиным и кремация состоятся на Николо-Архангельском кладбище во вторник, 14 июля, в 13.00.

От ПАО «Туполев» в 11.00 от стеклянной проходной на Николо-Архангельское кладбище пойдет автобус.

Поминки состоятся в трапезной Николо-Архангельского кладбища в 14.00.