Самолетостроение

Статистика вероятности выиграть в лотерею на страже безопасности полетов

Эксперты проанализировали вероятность выигрыша в лотерею при моделировании эксплуатации сверхзвукового самолета Ту-144.

02.jpg

Что общего у сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 и лотерейного бизнеса? Их объединили современные методы математической статистики. Сегодня цифровое моделирование, теория вероятностей и игр, инструменты интерпретации Big Data позволяют использовать данные из различных отраслей экономики для моделирования возможностей эксплуатации транспортных средств, например, авиалайнеров.

Подобный подход применила команда магистров и аспирантов МГУ и МАИ* при подготовке к «Авиахакатону 2022», составляя прогноз и искусственно моделируя возможные отказы при эксплуатации легендарного лайнера Ту-144.

Напомним, что Ту-144 был разработан еще в 60-х годах прошлого века, а его испытательный полет 1968 года стал первым в мире полетом сверхзвукового пассажирского самолета. После в коммерческих целях лайнер использовался еще десять лет.

При проверке математических гипотез команда столкнулась с проблемой – отсутствием репрезентативной статистики по поломкам и выходу из строя узлов и агрегатов самолета, который совершил последний полет в 1999 году. Было принято решение найти открытые данные за несколько лет в других отраслях, так как математические алгоритмы работают на больших выборках. Для этой задачи идеально подошли опубликованные в открытом доступе тиражи российских лотерей «Столото» и «Национальная лотерея».

Российский рынок лотерей - очень показательный статистический пример. В прошлом году около 40 млн россиян приобрели хотя бы один лотерейный билет. Аудитория пользователей сопоставима с такими развлекательными сегментами, как рынок аудиокниг, онлайн-кинотеатров, мобильных игр.

Возможность разработки алгоритмов для прогноза эксплуатации Ту-144 на основе BigData лотерейного бизнеса подтвердил эксперт в области математического моделирования, доктор физико-математических наук, доцент кафедры 602 МАИ Сергей Русских. В своем отзыве на работу команды он отметил корректность постановки задачи и что полученные алгоритмы подходят для расчетов авиационных конструкций в условиях циклических нагрузок и определения ресурса критически важных узлов и агрегатов.

По итогам исследования команда МГУ и МАИ пришла к ряду интересных заключений.

Какова вероятность выиграть суперприз?

Как правило, в лотерейных пакетах размер суперприза варьируется от 300 000 рублей до 800 000 000 рублей и зависит от объема тиража лотереи и особенностей ее организации оператором. При этом, ожидаемо, чем крупнее выигрыш, тем больше тираж и тем сложнее этот приз выиграть.

Так, исследователи отметили, что вероятность получить суперприз в размере 100 млн рублей в «Мечталлионе» в 1,9 млрд раз выше вероятности выиграть заявленный суперприз размером в 800 млн рублей в «Русском лото» и также значительно выше, чем 700 млн рублей в «Жилищной лотерее».

А что насчет призов малой и средней величины?

Для лотерей с большим тиражом характерна существенная разница между размером суперприза и последующими размерами призов - таким образом, уменьшается размер среднего выигрыша.

Статистика с начала 2022 года показывает, что шансы выиграть 1 млн рублей в «Мечталлионе» выше, чем в других лотереях со средним размером приза. При этом, если речь идет о призах малого размера, то их получить еще проще. Причем чем меньше тираж, тем больше вероятности выигрыша.

схема-2.jpg

Статистика выигрышей билетов

Выиграть суперприз в один прекрасный день мечтают многие. Но тут статистика вряд ли поможет – все, скорее, зависит от удачи и стечения обстоятельств.

А вот мелкие выигрыши в лотерею совсем не редкость. Так, исследователи уверяют, что в лотереях с крупным тиражом вероятность заполучить выигрышный билет довольно высока. Так, в «Мечталлионе» выигрывает каждый третий билет, в «Русском лото» и «Жилищной лотерее» - каждый четвертый.

Современные цифровые методики позволяют эффективно использовать Big Data лотерейного бизнеса для прогнозирования надежности воздушных судов. Сейчас работа экспертов продолжается, идут поиски методов решения подобных задач и совершенствование имеющихся статистических моделей. Чтобы самолеты и далее оставались по статистике самым безопасным видом транспорта, а лотереи – отличным развлечением для положительных эмоций.

*Работа проведена коллективом магистров, аспирантов МГУ И МАИ.

1 Otzyv MEDIA Lotereya-Hakaton.jpg

2 Studenty MEDIA Lotereya-Hakaton.jpg

20221019_Сравнение НЛ и Столото_в2(1).jpg

-5402190318968881910_121.jpg

Команда аспирантов также обратилась через редакцию журнала «Крылья Родины» к ветеранам авиатранспортной отрасли за статистикой отказов авиационной техники на самолётах Ил-62, Ан-24, Як-42 для продолжения изыскательских работ. 

Исследование по Ту-144 было признано перспективным для повышения эффективности не только в авиатранспортной или космической, но других отраслях.