Самолетостроение

УСПЕХ ВЫБИРАЕТ ПРОФЕССИОНАЛОВ!

Лого.PNG

ИЛ-76-2.jpeg

2020-й год для для акционерного обще­ства «123 авиационный ремонтный завод» осо­бенный, предприятие отмечает 80-летний юбилей. Завод прошёл сложный трудовой путь от обычной мастерской до лидера сервисного об­служивания транспорт­ных самолётов военной и гражданской авиа­ции России. Безусловно, 80 лет – это целая история, вобравшая в себя судьбы нескольких поколений людей, вос­питавшая славные рабо­чие традиции.

Сахаров.PNG

Андрей Леонидович САХАРОВ,
управляющий директор АО «123 АРЗ»

Сегодня АО «123 АРЗ» п е р ежи в а е т  в р е м я подъёма. Благодаря системным преобразованиям, опираясь на многолетний опыт, повышая эффективность работы и динамично наращивая объёмы производства, завод уверенно держится на рынке авиаремонтных предприятий. На пороге нового десятилетия у предприятия впереди – новые планы, новые надежды и вера в то, что всё задуманное исполнится.

ТОЧКА ОТСЧЁТА

Начиналась история завода в 1935 году, когда командо­вание Красной Армии приняло решение построить новый авиационный объект на окраине Старой Руссы. С января 1936 года началось строительство инфраструктуры объекта: жилых домов, школы младших авиационных специалистов, столовой, гаража, ангаров и взлётно-посадочной полосы.

1-2.jpg

Старая Русса в годы Великой Отечественной войны

6 августа 1937 года в составе 8-ой авиабазы создана 8-я авиаремонтная мастерская. Первоначально штат мастерской насчитывал 7 человек, ремонтные работы велись в деревянном сарае, который был укомплектован одним сверлильным станком, комплектом гаечных ключей, меховым горном, тисками и маленьким токарным станком. Так с небольшой мастерской началась история 123 авиационного ремонтного завода.

В 1938 году на базе аэродрома и военного городка были сформированы 58-й и 44-й авиаполки, которые обслуживала 8-я авиаремонтная мастерская в составе 8-й авиатехнической базы.

1-1.jpg

Экипажи получают боевое задание. 1943 год

Вообще этот период отмечен быстрым количественным и качественным ростом нашей авиации. На вооружение советской армии были поставлены современные боевые машины: истребители И-15, И-16, И-153, Як-1, учебный самолёт У-2 и разведчик Р-5, бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. Все эти самолёты ремонтировались на базе 8-й авиаремонтной мастерской. С начала 1938 года буквально каждую неделю штатный состав части увеличивался, мастерская стремительно росла.

1.jpg

Работники мастерской внесли большой вклад в Победу

Директивой Главного Управления Красной Армии №1/5/178404 от 25 апреля 1940 года 8-я АРМ стала самостоятельным предприятием и начала именоваться 8-я САМ. Эту дату принято считать официальной датой рождения будущего 123 АРЗ.

«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО…»

В годы Великой Отечественной войны мастерская базиро­валась сначала в Бежецке Калининской области, затем в Кирове, снова в Бежецке, а весной 1944 года вернулась в Старую Руссу.

Работники мастерской внесли большой вклад в Победу. За четыре трудных военных года авиаремонтники вернули в строй 597 самолетов, 1040 авиадвигателей, 962 спецавтомашины, сотни пушек, пулемётов и другой техники. Работники 8-й САМ делали всё, что было необходимо для Военно-Воздушных сил Советской Армии на фронтах Великой Отечественной. Из маленьких побед складывалась большая, великая, в неизбеж­ности которой никто не сомневался даже в самые тяжёлые дни.

4 апреля 1944 года, через два месяца после освобождения Старой Руссы, в разрушенный до основания город прибыли эшелоны с оборудованием и личным составом 8-й САМ.

1-4.jpg

Подготовка к вылету бомбардировщика СБ

С большим воодушевлением авиаремонтники восстанав­ливали предприятие из руин, спешили ввести в строй взлётно- посадочную полосу, практически уничтоженную фашистами. Не прекращались командировки на фронтовые полевые аэродромы: всё дальше на запад продвигалась с тяжёлыми боями наша армия, а вслед за авиаполками двигались и работники 8-й САМ, возвращая в строй боевые машины, приближая День Победы.

В июле 1946 года 8-я САМ была реорганизована в 184-ю центральную авиаремонтную базу. В этот период начали ремонтировать самолёт Ли-2 и двигатель АШ-62ИР. В 1952 году авиабаза получила наименование «123 АРЗ». В 1950-1960-е годы завод производил ремонт самолётов По-2, Ли-2, Ту-16, Ил-28, и двигателей АШ-62ИР, АМ-3, РД-3М.

1960-1970-е годы – время грандиозного строительства производственных площадей, внедрения новых технологий и освоения ремонта турбовинтовых Ан-8, Ан-12. С 1962 года начали ремонтировать двигатель АИ-20. Именно в это время завод удостоился своих первых наград. Одна из самых памятных – знак «За трудовую доблесть в девятой пятилетке», врученный коллективу предприятия командующим Военно- транспортной авиацией Г. Н. Пакилевым в 1976 году.

С 1975 года шло освоение ремонта двигателя Д-30КП. 21 января 1985 года на аэродром 123 АРЗ произвёл посадку первый Ил-76. А с весны 1987 года Илы стали ремонтировать в новом корпусе.

2.jpg

Первый Ил-76 на заводском аэродроме.1985 год

В середине 1990-х годов 123 АРЗ был на грани банкротства, но благодаря грамотной работе руководства завод не просто устоял под шквалистым ветром перемен, а стал ещё сильнее и вышел из кризиса с гордо поднятой головой. Первым среди авиаремонтных предприятий страны 123 АРЗ получил Между­народный сертификат системы менеджмента качества.

В начале нового тысячелетия завод освоил ремонт лёгкого двухмоторного транспортного самолёта Л-410 УВП ЭЗ, спроек­тированного чешским предприятием «Let», и двигателя НК-12.

Л-410 33.jpg

В начале 2000-х завод освоил ремонт самолёта Л-410

Благодаря компетентности, инициативности, амбициоз­ности управляющего директора АО «123 АРЗ» Андрея Леони­довича Сахарова и сплочённой вокруг него команде профес­сионалов, предприятие успешно преодолело экономические вызовы последних лет и вышло на принципиально новый этап своего развития. Таким образом коллектив 123 АРЗ в очередной раз доказал свой высокий производственный потенциал, способность адаптироваться к любым условиям, решать самые сложные задачи модернизации и наращивания производства.

НЕБО ПОДВЛАСТНО СИЛЬНЫМ!

В настоящее время АО «123 АРЗ» производит ремонт авиационной техники военного и гражданского назначения: самолётов Ил-76, Л-410, двигателей Д-30КП/КП-2, АИ-20, вспомогательных силовых установок ТГ-16, а также комплек­тующих указанной авиационной техники.

На сегодняшний день уже очевидно, создание 8-й авиаре­монтной мастерской ознаменовало начало новой эпохи в развитии города. По прошествии восьми десятилетий можно с полной уверенностью сказать, что Старая Русса – это не только город с тысячелетней историей, город солеваров, город-курорт, но ещё и город авиаремонтников.

Большая удача для Старой Руссы в том, что в городе есть современное, высокотехнологичное предприятие – 123 авиа- ционный ремонтный завод. Это настоящая школа производства, инновационных технологий и, что особенно характерно для заводчан, беззаветной преданности своему делу. Времена были разные, но старорусские авиаремонтники всегда были надёжной опорой для города в решении всех задач. Сегодня на предприятие приходит молодёжь, связывающая с заводом свои жизненные устремления.

3.jpg

Завод является лидером региона по росту объёмов производства

Еще в 2002 году на предприятии была разработана Концепция формирования кадрового резерва, которая позволяет молодым специалистам получать высшее образование в самых престижных вузах страны – Московском государственном техническом универ­ситете гражданской авиации (МГТУ ГА) и Московском авиационном институте (МАИ). Грамотная политика формирования кадрового резерва АО «123 АРЗ» не только решает проблему занятости молодёжи, помогает молодым людям реализовать себя в жизни, но и обеспечивает завод специалистами, необходимыми на произ­водстве. Таким образом, создавая благоприятные условия для роста молодых кадров, предприятие работает на перспективу.

8-1.jpg

Визит президента В. В. Путина в Старую Руссу

123 АРЗ с гордостью несёт звание градообразующего предприятия. Своим трудом авиаремонтники меняют в Старой Руссе жизнь к лучшему, активно участвуют в социально- экономическом развитии города, восстанавливают памятники, занимаются благоустройством города. Это яркий и достойный пример социально ответственного бизнеса.

Сегодня 123 АРЗ – визитная карточка, один из символов старо­русского края. Завод является самым крупным работодателем и налогоплательщиком в Старорусском районе, тем самым оказывая большое влияние на социально-экономическую обстановку в нём. Руководство завода делает вклад в общий вид города, создавая красивые и уютные места. Благодаря инициативе администрации предприятия Старая Русса становится местом, где комфортно жить и работать, в которое приятно приехать.

4.jpg

Единый центр комплектации двигателей

В 2018 году была проведена реконструкция памятника Тимуру Фрунзе, лётчику, герою Советского Союза. Значимым событием в преддверии юбилея предприятия и 75-летия Великой Победы стала успешная реализация масштабного проекта – реконструкция памятника «Авиаторам Северо- Западного фронта». Кроме реставрации самого монумента преобразилась территория вокруг памятника, теперь это комфортное место для отдыха и красивый парк, достойный внимания жителей и гостей города. Также накануне 75-летия Победы масштабные работы запланированы на подшефных воинских захоронениях в деревнях Марфино и Утушкино.

5.jpg

Производственно-технический центр

Безусловно, имя «123 АРЗ» давно стало синонимом надёж­ности, уверенности и стабильности. Предприятие имеет множество международных и региональных наград. Завод – постоянный участник и победитель областных конкурсов «Лучшее предприятие Новгородской области» в различных номинациях. Активное участие предприятие принимает в выставках федерального и международного уровня.

123 авиационный ремонтный завод является лидером региона по росту объёмов производства и созданию социальных условий.

ИННОВАЦИИ – КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ

На сегодняшний день 123 авиационный ремонтный завод имеет успешный опыт постоянного внедрения инноваций и продолжает вкладывать ресурсы в развитие производственной базы.

В 2018 году был принят в эксплуатацию единый центр комплектации авиационных двигателей. Это уникальное соору­жение объединило специализированные цеха двигательного производства и, по сути, стало основным диспетчерско- комплектовочным центром. Создание такого подразделения позволило укрепить двигательный кластер АО «123 АРЗ».

двигатели_4.jpg

Капитальный ремонт двигателей Д-30КП/КП-2 осуществляется с 1982 года, АИ-20 – с 1962 года

Инновационная направленность предприятия заключается как в разработке, внедрении и совершенствовании собственных технологических процессов, так и в изучении и освоении передового опыта использования прогрессивных технологий.

Одним из перспективных направлений деятельности завода является изготовление деталей авиационной техники, в том числе в порядке импортозамещения комплектующих иностранного производства, а также снятых с производства предприятиями ОПК на территории Российской Федерации.

Системное развитие этого направления деятельности началось в 2011 году. В рамках концепции развития предприятия и федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» был создан участок высокотехно­логичного оборудования, оснащённый самыми современными станками и обрабатывающими центрами: Puma, Lynx, Hermle C-40U, FW1. После выхода на проектную мощность участок доказал свою высокую эффективность и принял на себя наиболее ответственные и технически сложные операции по металлообработке механического производства. В 2016 году было принято решение о строительстве производственно-технического центра как одного из приори­тетных направлений деятельности завода. Строительство осуществлялось за счёт собственных средств предприятия. Основные строительные работы были завершены в ноябре 2018 года, а в феврале 2019 года были получены разрешительные документы на эксплуатацию объекта.

В новом здании образовано специализированное подраз­деление «Инженерно-технический центр», способное самосто­ятельно обеспечить работу инновационных производств (от разработки ремонтно-технологической документации до практического решения задач) в интересах государственного заказчика. Приоритетным направлением здесь будут инноваци­онные лазерные технологии. Выход инженерно-технического центра на проектную мощность запланирован на 2021 год.

ремонт_001.jpg

После капитального ремонта проверяются все системы самолёта

Внедрение новых технологических процессов нацелено на обеспечение гарантированного современного уровня качества и снижение себестоимости ремонта АТ за счёт расширения номенклатуры восстанавливаемых и вновь изготавливаемых деталей, сокращению сроков ремонта авиатехники за счёт увеличения производственных мощностей, повышение произ­водительности труда, что позволяет, в свою очередь, укрепить позиции предприятия на рынке ремонта авиатехники.

Безусловно, акцент на перспективном развитии позволит заводу наращивать производственный потенциал, действуя в долгосрочных интересах и достойно обеспечивая обороно­способность России.

ил-76-3.jpg

Корпус для ремонта и обслуживания самолётов Ил-76 и Л-410

Для максимальной эффективности оценки уровня эксплу­атации авиационной техники в эксплуатирующих частях и отработки мероприятий по поддержанию её исправности АО «123 АРЗ» проводит гарантийный надзор за эксплуатацией отремонтированной авиационной техники непосредственно в воинских частях. В 2012 году на заводе создан отдел гаран­тийного сервисного обслуживания авиационной техники, а также постоянные представительства в войсковых частях с наибольшим сосредоточением отремонтированных воздушных судов.

ПАМЯТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ

Несомненно, к 80-тилетнему юбилею завод подошел достойно. В преддверии юбилея была проделана грандиозная работа. За последние годы на заводе построено и реконструи­ровано около 50 тыс. м2 производственных площадей, проведены комплексы мероприятий по реконструкции территории.

6.jpg

Открытие памятника Тимуру Фрунзе

Сегодня в арсенале предприятия – полный комплекс произ­водственных, испытательных, вспомогательных мощностей, взлётно-посадочная полоса. Завод является единственным в России, где успешно действует полный производственный цикл, позволяющий производить всесторонний ремонт авиационной техники в полном соответствии с жёсткими требованиями, что подтверждено 8 сертификатами и 16 лицензиями.

На предприятии внедрена и успешно функционирует интегрированная система менеджмента, базовой составляющей её является система менеджмента качества, которая сертифи­цирована в системе добровольной сертификации «Военный Регистр» на соответствие стандартам ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ РВ 0015-002-2012, ГОСТ Р ЕН 9100-2011 и на соответ­ствие международному стандарту ISO 9001:2015 органом по сертификации АО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь».

7.jpg

Открытие после реконструкции монумента «Авиаторам Северо-Западного фронта»

В 2015 году за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу 123 авиационный ремонтный завод удостоился благодарности Президента Российской Федерации. В том же году за большой вклад в развитие авиационной промыш­ленности Совет Федерации наградил завод Почётной грамотой.

В апреле 2018 года предприятие удостоилось очередной высокой награды. АО «123 АРЗ» стал первой российской компанией в авиационной отрасли, добившейся признания на международном уровне по критериям Модели Совершенства Европейского Фонда Менеджмента Качества (EFQM) для уровня «Признанное Совершенство» (сертификат 5 звёзд).

История АО «123 АРЗ» вобрала в себя множество этапов, событий и фактов, героических трудовых побед, ярких биографий тех, кто посвятил свою жизнь авиационной промышленности. За 80 лет работы изменялись задачи и формы деятельности предприятия, но неизменной оставалась его главная цель – всемерное содей­ствие развитию отечественной оборонной отрасли, а следова­тельно, безопасности и благополучию нашего Отечества.

123-обложка.jpg

На предприятии гордятся огромным опытом работы, богатой историей, и главное – коллективом, от ветеранов до нового поколения авиаремонтников. Без успехов каждого работника, без неравнодушного отношения людей к судьбе завода, без плодотворного взаимодействия руководства предприятия и профсоюзной организации невозможно было бы достижение тех рубежей, которыми славится 123 авиационный ремонтный завод.

История старорусского авиаремонта продолжается, а значит, у предприятия будет работа, будет и будущее!

Источник: журнал "Крылья Родины" №3-4 за 2020 год