Самолетостроение

В.В. Агеев, корреспондент журнала «КР». Ученый, организатор, инженер

Александр Андреевич Чумаченко родился 15 февраля 1913 г. в г. Киев в семье продавца-обувщика. После окончания семилетней школы с сентября 1927 г. учился в Механическом техникуме, который окончил в марте 1931 г. С января 1928 г. до середины апреля 1931 г. работал токарем и слесарем в механических мастерских треста «Укрсредмаш». Также с февраля по апрель 1931 г. работал по совместительству техником на Киевском Краснознаменном заводе (бывший «Арсенал»). По окончании техникума был направлен на Станкостроительный завод «Коммунар» в г. Лубны, где работал техником-нормировщиком и заведующим НТБ. В конце марта 1932 г. вернулся в Киев. До декабря 1934 г. работал на Машиностроительном заводе им. Лепсе заведующим отделом нормирования и планирования. В сентябре 1933 г. поступил в Киевский авиационный институт (в дальнейшем Киевский филиал Ленинградского института инженеров ГВФ) на эксплуатационно-механическое отделение, которое окончил в июле 1938 г. с присвоением квалификации инженера-механика по эксплуатации самолетов и моторов.

Работу в авиационной промышленности начал с февраля 1938 г. – инженер-аэродинамик ЦАГИ (по направлению ГУ ГВФ). С марта 1939 г. работал на авиазаводе №43 в г. Киеве на должности старшего инженера-аэродинамика, сперва как командированный, а с июля был включен в штат ОКО завода. В январе 1941 г. был переведен на завод №483. В начале августа 1941 г. эвакуирован вместе с семьей в г. Куйбышев и переведен на вновь строящийся авиазавод №122, куда влился эвакуированный завод №483. После эвакуации завода №1 им. Сталина и объединения его с заводом №122 был переведен на завод №1 в ОКО главного конструктора А.И.Микояна.

В связи с организацией в марте 1942 г. самостоятельного завода №155 (ОКБ-155) во главе с А.И.Микояном был назначен на должность старшего инженера-аэродинамика. В конце апреля 1946 г. стал начальником группы аэродинамики, а в феврале 1947 г. – ведущим конструктором. С ноября 1954 г. ведущий конструктор - начальник бригады аэродинамики, а с октября 1956 г. – ведущий конструктор - начальник отдела аэродинамики. В дальнейшем возглавлял отдел проектов. С августа 1958 г. заместитель главного конструктора, а с января 1963 г. – заместителем Генерального конструктора.

Решением Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР от 30 апреля 1982 г. была присуждена ученая степень доктора технических наук.

Высококвалифицированный специалист, обладающий незаурядными качествами инженера, ученого и организатора особо сложных работ по созданию новых образцов авиационной и ракетной техники. Начиная с истребителя МиГ-15 и для всех последующих типов самолетов, руководил разработкой аэродинамических схем, выполнением аэродинамических расчетов, проведением испытаний моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ, обеспечивал сопровождение летных испытаний опытных образцов самолетов по вопросам аэродинамики.

Под его руководством и при его непосредственном участии были разработаны технические предложения, эскизный проект, успешно защищенные перед заказчиком, и разработана техническая документация на опытные образцы фронтового истребителя четвертого поколения МиГ-29 (9.12). Проведен большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результаты которых были реализованы в конструкции МиГ-29 и его систем, а также решены важнейшие задачи по созданию всего авиационного комплекса.

Внес большой вклад в решение многих новых задач, обеспечивших достижение и в ряде случаев превышение мирового уровня летно-технических характеристик, позволивших установить многие мировые рекорды по максимальной скорости, скороподъемности, практическому потолку полета; применение: стреловидного крыла на самолетах МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, треугольного крыла на самолетах МиГ-21, крыла с изменяемой стреловидностью на самолетах МиГ-23, МиГ-27, боковых воздухозаборников на самолетах МиГ-23, МиГ-27, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, интегрированной компоновки планера самолета МиГ-29; эффективное управление самолетом за счет внедрения систем автоматического управления и перекрестных связей между органами управления; безопасное отделение от самолета при боевом применении всех видов подвешиваемого оружия.

С апреля 1987 г. вышел на пенсию, однако продолжил работу в должности ведущего конструктора. С ноября 1991 г. по январь 1992 г. был назначен и.о. заместителя главного конструктора. Умер 10 мая 1994 г.

Лауреат Ленинской премии (1962 г.) и Государственной премий 2-й степени (1953 г.). Награжден орденом «Октябрьской Революции», двумя орденами «Трудового Красного Знамени», медалями.