Самолетостроение

В.В. Агеев, корреспондент журнала «КР». Заслуженный машиностроитель

Анатолий Нефедов.jpg

(К 105-летию со дня рождения Нефедова А.А.)

Нефедов Анатолий Алексеевич родился 28 января 1913 г. в г. Москве. В 1931 г. он окончил Станкостроительный техникум без защиты дипломного проекта, так как с 1929 г. начал работать чертежником-конструктором на авиазаводе №1 им. Авиахима и ему трудно было совмещать учебу и работу.

В 1935-1936 г. проходил военную службу в морской авиации ДВФ. После службы продолжил работу на авиазаводе №1 им. Авиахима. В 1937 г. поступил в Заочный институт инженеров ГВФ, откуда в 1940 г. был переведен в Московский авиационный институт, где учился до эвакуации в октябре 1941 г.

Являлся одним из участников создания в декабре 1939 г. особого конструкторского отдела (ОКО) во главе с А.И.Микояном и М.И.Гуревичем, где был конструктором. В первой половине 1941 г. в составе бригады завода №1 направлялся в строевые части ВВС для оказания помощи летно-техническому составу при освоении истребителей МиГ-1 и МиГ-3. В октябре 1941 г. вместе с заводом №1 и ОКО эвакуировался в г. Куйбышев. В связи с организацией в марте 1942 г. самостоятельного опытного завода №155 (ОКБ-155) во главе с А.И.Микояном был переведен на новое предприятие и назначен на должность конструктора по разработке систем управления. С 1946 г. ведущий конструктор, затем начальник группы управления, а с 1952 г. начальник бригады средств управления самолетом.

Высококвалифицированный специалист в области создания систем управления самолетом. Под его руководством и при личном участии были разработаны все системы управления самолетов созданных в ОКБ. Является автором многих технических новинок реализованных при разработке новой авиационной техники, как например конструкция управления для герметических кабин и легкоразъемные тяги системы управления. При его участии внедрялись гидроусилители, загрузочные и нелинейные механизмы, автоматы загрузки ручки управления, автоматические системы предупреждения выхода на опасные режимы и другие системы.

Он внес большой вклад в разработку системы управления самолетов МиГ-23 и МиГ-27, которая потребовала разработки новых принципов управления, решения сложнейших конструктивных задач, отработки новых агрегатов и узлов. Многие примененные технические решения были выполнены на уровне изобретений, за что вместе с другими работниками бригады он получил ряд авторских свидетельств. В общей сложности он является автором 28 изобретений, из которых более 19 были внедрены в серийное производство, повысив тем самым надежность и эксплуатационную безопасность выпускаемой продукции. Лауреат Государственной премии 1-й степени (1952 г.). Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями.