Вертолетостроение

«КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ»: ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА АВИАТЕХНИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

(К 75-летию Анатолия Николаевича Фомичёва, генерального директора СПб ОАО «Красный Октябрь»)

Виктор Михайлович Чуйко, заместитель министра

авиационной промышленности СССР (1984-1991гг),

президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения»,

доктор технических наук, профессор

Наша страна в 2020 году отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, и Победа эта далась не только ценою жизней воевавших солдат Красной Армии, но и благодаря предприятиям промышленности, которые день и ночь ковали всё для фронта, всё для Победы. Своего рода юбилей в этом году отмечает и получивший свое имя в сентябре 1925 года ленинградский машиностроительный завод «Красный Октябрь», который производит редукторы для вертолетов, коробки самолетных агрегатов для истребителей, вспомогательные силовые установки и мотоблоки. Юбилей в этом году и у ровесника Победы – Анатолия Николаевича Фомичева, генерального директора «Красного Октября» с 1986 года – 1 мая 2020 года ему исполняется 75 лет. Хороший повод для рассказа об успехах предприятия в нынешнее непростое время, особый интерес представляют недавние пять лет.

1 KO_Фомичев А.Н .jpg

Название «Красный Октябрь» завод по просьбе коллектива получил 5 сентября 1925 года. Основано предприятие было в 1891 году, а в 1920-1930е годы, в соответствии с планами индустриализации, механи­зации сельского хозяйства и строительства Вооруженных сил страны, на заводе появились новые производства: ремонтировались авиамоторы М-5, освоено производство подъемно-транспортного оборудования, ставшее позже самостоятельным производством; началось изготовление различных узлов и агрегатов (коробки передач, транс­миссии, поворотные механизмы башни и многое другое) для первых строившихся крупносерийно отечественных танков Т-26 (затем для БТ-2, БТ-5, Т-28 и опытных Т-34); освоили и производство боеприпасов.

«Красный Октябрь» – неотъемлемая составляющая развития отечественной авиации, создания реактивной и вертолетной техники, ракетной ПВО страны, ракет стратеги­ческого назначения, противоракет и космической техники – здесь производились их двигатели, редукторы и другие агрегаты. Сегодня это предприятие полного цикла от разра­ботки эскизного проекта до производства вертолетных и самолетных агрегатов, не только ремонтирующее агрегаты для авиатехники, но и имеющее собственное конструк­торское бюро, участвующее в целом ряде перспективных программ создания новых авиационных комплексов. Здесь обслуживают главные редукторы, автоматы перекоса, агрегаты хвостовых трансмиссий практически всех серийных вертолетов марок Ми и Ка, коробки самолетных агрегатов, газотурбинные двигатели-энергоузлы, вспомо­гательные силовые установки, воздушно-газовые стартеры для истребителей Су, МиГ и других самолетов. Продукция «Красного Октября» в составе самолетов и вертолетов эксплуатируется в более чем в сотне стран мира.

«Красный Октябрь» сотрудничает с отраслевыми инсти­тутами и КБ, самолетными, вертолетными, двигателестро­ительными, агрегатными и авиаремонтными предпри­ятиями: ФГУП ГосНИИ ГА, ФГУП «ВИАМ», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», АО «РСК «МиГ», ПАО «НАЗ «Сокол», ПАО «Компания «Сухой» (с филиалами «ОКБ Сухого», «НАЗ им. В.П. Чкалова», «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина»), «ОКБ имени А. Люльки», АО «ОДК-Климов», АО «ОДК, Произ­водственный Комплекс „Салют“», ПАО «ОДК-УМПО», АО «ОДК-ММП имени В.В.Чернышева», ПАО «НПК «Иркут», АО «Камов», ПАО «КВЗ», АО «У-УАЗ», АО «КумАПП», ПАО «Роствертол», АО «МВЗ им. М.Л. Миля», ПАО «ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина», АО «ОМКБ», АО «ОКБ «Кристалл», ОАО «КБ «Электроприбор», ООО «СЭПО-ЗЭМ», АО ПКО «Теплообменник», АО «УАПО», АО «121 АРЗ», АО «514 АРЗ», ОАО «275 АРЗ», АО «150 АРЗ», АО «356 АРЗ», АО «419 АРЗ», ОАО «810 АРЗ», ОАО «570 АРЗ», ОАО «ОЗГА», АО «СПАРК», АО «НАРЗ» и другими организациями.

В 1986 году, когда Анатолий Николаевич Фомичев пришел к руководству заводом, у нас в Главке Минавиа- прома практиковались отчеты по итогам квартала и по итогам года о выполнении заданий по различным темам, и уже в первое его посещение Главка была видна какая-то неординарность, связанная с глубоким анализом состояния дел по рассматриваемому вопросу и профессиональными предложениями. Дело, которым занимается Фомичев, он понимает досконально – всегда знает, что в данной конкретной обстановке надо сделать для эффективной работы организации. А эффект для нашей авиационной тематики связан прежде всего с качеством продукции, которая выпускается, с экономичностью работы, с продажей продукции, с ценообразованием по данной продукции. Анатолий Николаевич прежде всего экономист-рыночник на предприятии, он знает, что надо сделать, как профес­сионал, что происходит на производстве, что – в органи­зации, в изменении работы, чтобы, в конечном счете, по итогам года была бы получена прибыль, необходимая для развития коллектива и всего предприятия.

2.jpg

С начала деятельности Анатолия Николаевича Фомичева по сегодняшний день – это совершенно другой завод. Он другой по внутренней части цехов, другой по заводской территории, по социальным вопросам – и все это благодаря грамотной политике директора предприятия. На первом плане, конечно, экономика, а на втором – научно- техническая и производственная база предприятия, которая обеспечивает успешное развитие экономики, а третья составляющая – это социальная работа, которая ведется таким образом, что каждый работник предприятия, воспри­нимая дела завода как свое собственное семейное дело, работает так, чтобы общее дело от этого выиграло.

С распадом Советского Союза для предприятия времена настали непростые – рыночная экономика ставила свои условия, число заказов сокращалось – перед руковод­ством «Красного Октября» встали сложнейшие задачи по вхождению предприятий в новые реалии, обостренные вопросами финансирования. Для обеспечения финансовой стабильности команда «Красного Октября» искала и выраба­тывала нестандартные решения, реагируя на все новые и новые вызовы рынка в быстро меняющихся условиях. На заводе «Красный Октябрь» освоено производство главных редукторов ВР-80 и промежуточных редукторов ПВР-800 для боевых вертолетов Ка-50, а затем и для его последо­вателя Ка-52 «Аллигатор». Освоение в кратчайшие сроки ремонта всей номенклатуры выпускаемых изделий, перео­своение производства изделий для гражданских верто­летов, переданных на другие предприятия во время событий в Афганистане, разработка и освоение новых модификаций товаров народного потребления (в 2002 году производство мотоблоков было выделено в отдельное 100% дочернее предприятие – ЗАО «Красный Октябрь-Нева») частично компенсировало связанные с конверсией потери объемов производства. Сегодня это дочернее предприятие по произ­водству мотоблоков, культиваторов, навесного оборудования, является ведущим и способным конкурировать с западными фирмами по цене и качеству производителем мотоблоков в России; оно занимает более 50% рынка отечественного производства этих изделий, являясь крупнейшим произ­водителем мотоблоков в Европе, о нем я еще скажу позже.

3 КО_Фомичев_Матвиенко_на КО30.06.09_4639.jpg

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, коллектив никогда не сталкивался с задержкой зарплаты, а предприятие оставалось крупнейшим налого­плательщиком в городской и федеральный бюджет. Принципиальная позиция Анатолия Фомичева на посту главы «Красного Октября»: «Жить по средствам» – поэтому бюджет предприятия никогда не верстался за счет кредитов, неукоснительно соблюдался баланс расходов и доходов. Проведенная кардинальная реконструкция производственной структуры, отказ от характерной для советской промышленности организации натурального хозяйства, оптимизация имущественного комплекса и всех видов расходов с соблюдением правильного соотношения темпов роста заработной платы и производительности труда дали возможность, сохраняя стабильную прибыльную работу, осуществлять модернизацию предприятий за счет собственных средств. В качестве разработчика и изготовителя новой техники «Красный Октябрь» участвует в программах Су-30МКИ, Су-34, Су-35С, МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, МиГ-35, Т-50 и других самолетов, а также вертолетов Ми-38/Ми-38Т, Ка-226Т. В КБ завода в инициативном порядке был спроектирован модернизированный газотурбинный двигатель-энергоузел ГТДЭ-117-1М для сверхманевренных истребителей Су-30 и истребителей-бомбардировщиков Су-34, ставший родона­чальником целого семейства двигателей-энергоузлов, многие из которых сейчас выпускаются серийно, к примеру, турбостартер ГТДЭ-117-1М1 для многоцелевого истре­бителя Су-35. Конструкторы предприятия в сжатые сроки выполнили проектирование вспомогательной силовой установки и воздушно-газового стартера СТВГ-117 для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50 (ныне Су-57).

4 КО_стендВСУ.jpeg

С очередным витком сложностей в период введения международных санкций против российских предприятий столкнулась отечественная экономика после 2014 года. Но и в это время Санкт-Петербургский «Красный Октябрь» исполнил все договорные обязательства и государственный оборонный заказ, успешно производя новые изделия. Уже к 2016 году за счет роста производительности труда почти на 9% возросла прибыль. В 2015 году освоено производство автоматов перекоса новой конструкции 8-1960-000 для семейства вертолетов Ми-8/Ми-171А2. В рамках импортоза­мещения канадских двигателей на отечественные «Красный Октябрь» разработал главный редуктор ВР-382 для вертолета Ми-38-2, изготовил партию редукторов, а в январе 2015 года завершил ресурсные испытания в объеме, позво­лившем сертифицировать сам вертолет в декабре 2015 года. К большим достижениям коллектива предприятия можно отнести получение допуска к серийному производству вертолетного редуктора ВР-226Н для легкого вертолета соосной схемы Ка-226Т, а также начало эксплуатации в мае 2015 года первых вертолетов Ка-226Т с серийными редук­торами. Далее КБ предприятия приступило к разработке глубокой модификации главного редуктора ВР-226Н для новой модификации Ка-226Т. В 2017 году ведутся работы над адаптацией редуктора к условиям жаркого климата – выполнен полный цикл стендовых испытаний, необходимых для увеличения ресурсных показателей серийных редук­торов. В то же время предприятие занималось разработкой и производством редуктора ВР-382 для вертолета Ми-38Т для условий Арктики – машина впервые поднялась в воздух в конце 2018 года. В конце 2019 года длительные ресурсные испытания главного редуктора ВР-382 были завершены.

6 КО_ц134_1030.jpg

Не менее значительными стали работы, выполненные в сжатые сроки конструкторами и производственниками, при решении задач повышения уровня надежности редукторов для некоторых возможных летных режимов, связанных с будущей интенсивной эксплуатацией вертолетов. В рамках программы модернизации вертолетов семейства Ми-8/17 в 2016 году на «Красном Октябре» провели износные испытания на 2000 часов автомата перекоса и некоторых его узлов.

Предприятие продолжает наращивать объемы серийного выпуска и ремонта техники для самолетов, сохраняя достиг­нутый уровень производства вертолетной продукции, активно работает по программе импортозамещения.

5 КО_9474 600 dpi.jpg

Прошел государственные испытания в составе маршевого двигателя воздушно-газовый стартер СТВГ-117, успешно проведены стендовые ресурсные и летные испытания вспомогательной силовой установки ВСУ-117. Уже в 2019 году определился конструктивный облик этой ВСУ с улучшенными характеристиками, было разработано более десяти серьезных конструктивных изменений, которые специалисты предприятия в кратчайшие сроки реализовали в готовых изделиях. Благодаря этому удалось выполнить комплекс специальных и ресурсных испытаний. Важное место среди них занимают результаты завершенных в октябре ресурсных испытаний, которые подтвердили возможность установления заданных ресурсов – в ближайшее время изделие планируется передать на стендовые госиспытания. Успешно провел «Красный Октябрь» испытания воздушно- газовых стартеров на четырехкратный ресурс, первые серийные стартеры переданы в эксплуатацию.

КО_магн_кон3506.JPG

Не отстает «Красный Октябрь» и в части дальнейшей диверсификации, которую уже почти пять лет ведет отечественный оборонно-промышленный комплекс. Еще со времен Советской конверсии производство товаров народного потребления помогает предприятию сохранять достойное место на конкурентном рынке минисельхоз­техники. Дочернее предприятие «Красный Октябрь-Нева» ведет активную маркетинговую политику, расширяя дилерскую сеть и постоянно обновляя продуктовую линейку: создаются новые модели мотоблоков и мотокультиваторов эконом-класса, а с начала 2020 года семь моделей этой линейки проходят модернизацию, улучшающую их потре­бительские качества; в 2019 году начали выпуск совсем новой мототехники – дидактических моделей минибагги «Нева» и мотобуксировщика МС-1; разрабатывают новые виды техники со сниженной нагрузкой на оператора.

7 КО_багги Нева.jpg

Отдельно хочется отметить работу Анатолия Никола­евича по поступательной модернизации завода. Модерни­зация – для него стержневая тема – директор очень глубоко просчитывает все нюансы этого направления в развитии предприятия. Отдельные участки большого корпуса он полностью освобождает от оборудования, ремонтирует его, устанавливает в новую часть участка высокопроизводи­тельное оборудование, которое может быть в пять-шесть- десять раз производительнее старого, загружает работой с других участков, и приступает к модернизации следующих участков – так постепенно Анатолий Фомичев обновил свой главный механосборочный корпус. Он всегда говорит, что у предприятия много площадей – новых не нужно, а все за счет того, что в несколько раз больше продукции произво­дится на уже имеющихся обновленных ресурсах.

В последние пять лет Анатолий Фомичев продолжал вкладывать средства в развитие головного завода и филиалов – в результате проведена структурная перестройка ряда производств предприятия. «Красный Октябрь» модер­низировал ряд механических и гальванических участков с одновременным улучшением условий труда и охраны окружающей среды; закупили и ввели в строй дополни­тельное количество обрабатывающих центров и другого оборудования, необходимого для серийного изготовления корпусов главного редуктора ВР-282 измененной конфигу­рации; введены в строй десятки единиц нового обрабатыва­ющего и контрольно-измерительного оборудования. Модер­низация и оптимизация механического и других видов произ­водств позволит в измененных условиях рынка повысить производительность труда и эффективность производства.

КО_ЦЗЛ_4364.jpg

Обновляется и испытательный комплекс предприятия – а это десятки стендов для испытания продукции для верто­летов и самолетов. В 2016 году в строй вели новейший испытательный стенд вспомогательных силовых установок; в 2017 году – закончено строительство новых стендов для испытаний редукторов для вертолетов соосной схемы, в том числе Ка-226Т, прошел весь цикл пусконаладочных работ и в настоящее время используется стенд для испытаний главных и промежуточных редукторов вертолета Ка-52. Согласно требованиям цифрового века, все стенды оборудованы компьютерными системами управления, обеспечена экологическая безопасность, в их работе приме­няются энергосберегающие технологии.

Расширились и технологические возможности по полному циклу изготовления деталей, в т.ч. с развитием собственных инструментального и штамповочного произ­водств, у филиалов – Боровичского завода «Двигатель» и Новгородского машиностроительного завода «Энергия»: на сотни наименований выросла номенклатура выпускаемых ими деталей.

8 КО_Фомичев_IMG_1914_ред2.jpg

Техническое перевооружение на современное высокотехнологичное оборудование также коснулось и Центральной заводской лаборатории. Ее возможности по проведению входного контроля всех поступающих на предприятие материалов расширены: применен новый, изготовленный по техническому заданию «Красного Октября», спектрометр с уникальной возможностью анализа сплавов на семи основах – это позволяет работать по всей номенклатуре сплавов (как применяемым, так и перспек­тивным, еще не освоенным) с определением содержания легирующих элементов и примесей, в том числе вредных; началась эксплуатация с полной загрузкой магнитопорош­кового дефектоскопа нового поколения в рамках работ по повышению надежности, технологичности и увеличению ресурсов изделий. Это показывает, что особое внимание генеральный директор уделяет политике в области качества производимой продукции – она направлена на удовлет­ворение потребностей и ожиданий потребителей, совер­шенствование качества на всех этапах жизненного цикла продукции, повышение надежности и конкурентоспособ­ности выпускаемых изделий.

Разработанные и осуществленные под руководством Анатолия Фомичева программы преобразований позволяют предприятию эффективно работать в практически любых экономических условиях. Используя конкурентный потенциал организации, директор реализует программы сохранения традиционных позиций на отечественном авиарынке и освоения новых изделий для перспективных образцов отечественной авиации.

В этой статье мы осветили Анатолия Николаевича только с одной стороны. Он был рожден накануне Великой Победы, 75-летие которой мы отмечаем в этом году в семье кадрового военного Николая Ивановича Фомичева и коренной ленин­градки Валентины Михайловны, добровольно ушедшей на фронт санитаркой. Анатолий Николаевич – прекрасный семьянин, вместе с супругой Верой Васильевной они 52 года идут одной дорогой, построили семью, воспитали и вырастили детей, дождались желанных внуков. Анатолий Николаевич – удивительный человек: его профессионализм, надежность, порядочность, верность делу и людям, тонкий дружеский юмор всегда располагают к установлению хороших отношений.

Хотелось бы пожелать Анатолию Николаевичу дальнейших успехов в реализации задуманного, а для этого крепкого здоровья, позволяющего еще долго трудиться на благо страны и получать от своей работы удовольствие!

Статья подготовлена при участии

ЗГИРОВСКОЙ ЕКАТЕРИНЫ ДМИТРИЕВНЫ, заместителя главного редактора «КР"

Источник: журнала "Крылья Родины" №3-4 за 2020 год