Вслед за белорусскими креветками ждем лицензионных Боингов и прямые перелеты в Штаты?

Автор: Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли
В сентябре текущего года Бюро промышленности и безопасности США (BIS) направило документ в «Белавиа», в котором говорится о снятии части ограничений с авиакомпании. В частности, разрешена эксплуатация 8 самолетов Boeing, в том числе и для некоторых международных рейсов.
До введения санкций пассажиры «Белавиа» могли летать в 28 стран, сейчас таких стран порядка 10. В это число входят одни из самых популярных у россиян направлений – ОАЭ и Турция. Недорогие авиабилеты и комфортные вместительные самолеты, которые теперь официально обслуживаются производителем — «Боингом» — могут в перспективе привлечь российских туристов.
Существует и вероятность того, что из Минска появится прямой рейс в США по удлиненному маршруту, минуя пролеты над территорией ЕС. До недавнего времени у перевозчика не было ни одного лайнера, способного преодолеть более 7 тысяч километров без дозаправки. Ситуация изменилась в июне 2025 года, когда Минск приобрел три широкофюзеляжных Airbus A330-200 у гамбийской Magic Air. A330 технически способен долететь из Минска до Нью-Йорка без посадки. Экипажи начали переучивание на Airbus еще летом, так что к зимнему расписанию самолеты могут получить ETOPS-сертификат на полеты над Атлантикой. Тогда аэропорт в Минске смог бы стать пересадочным узлом для наших соотечественников, планирующих визит в Америку. Сейчас наиболее распространенный маршрут в США пролегает из Москвы через Стамбул, столица Белоруссии вполне могла бы заменить турецкий хаб для трансатлантических путешественников.
Первый вариант маршрута Белавиа в обход ЕС — северный коридор через Россию, Карское море и Северный полюс с выходом в район Аляски. Такую схему уже используют китайские и индийские перевозчики, но для «Белавиа» он сопряжен с необходимостью наличия запасного аэродрома на Чукотке или в Анадыре. Второй вариант - рейс с технической посадкой в Мурманске — но это увеличит время в пути до 14–15 часов и поднимет стоимость билета наиболее популярного маршрута Минск—Нью-Йорк от 1100 долларов в один конец, что на 10 % дороже пересадочных и неудобных вариантов через Дубай или Стамбул.
Таким образом, технические условия запуска рейсов в США существуют, и уже весной, при наличии политической воли, на фоне очередного потепления отношений можно будет запустить первые пилотные перелеты с подсадкой российских пассажиров в Мурманске на шеринговые рейсы Москва-Мурманск-Нью-Йорк.
Если рейсы запустят, то в первые месяцы в основном речь пойдет о бизнес-поездках и родственных визитах — при хороших показателях и упрощении выдачи виз США россиянам – к лету рейс может стать массовым.
В связи со снятием санкций появляются перспективные возможности и для развития белорусской авиаремонтной отрасли, так как профилактическое обслуживание отечественных «Боингов» и «Эрбасов» на мощностях Тегеранского авиаузла после начала очередной операции США и Израиля против режима аятоллы становится проблематичным - материально-техническая база Airbus 330-340, к слову, в Тегеране существовала последние 30 лет.
После снятия санкций белорусский перевозчик получил возможность возобновить сотрудничество с американскими компаниями. С сентября 2020 года на Минском заводе гражданской авиации № 407 работает унитарное предприятие «407 Техникс», которое осуществляет техническое обслуживание самолётов Boeing 737-300/400/500, Boeing 737-700/800/900, Airbus A320. «Белавиа» теперь официально стали доступны поставки двигателей, запчастей, обновления программного обеспечения и другие сервисы, как минимум для самолетов Боинг. Ранее российская ОАК объявляла о долгосрочных программах сотрудничества с заводом по направлениям ремонта и модернизации отечественных Ту-134 и Ту-214 – поэтому белорусские ремонтники для российских авиаторов – почти родные люди.
Интересно, что после того, как американская сторона частично сняла санкции с белорусского авиаперевозчика, Россия обратилась в Международную организацию гражданской авиации (IQAO) для того, чтобы пролоббировать смягчения санкций на запчасти и полеты над рядом территорий. Соответствующее заявление было направлено в международную организацию накануне 42-й Ассамблеи IQAO, которая проходит в Монреале с 23 сентября по 3 октября. Шансов получить лимиты на пролеты мало, но, возможно, удастся договориться по запчастям и ремонту.
Эксперты по-разному оценивают шансы создания полноценной ремонтной базы российских Боингов в Минске – все будет зависеть от настроения американских властей, а вот по трансатлантическим перелетам «Белавиа» оптимизма больше – начиная с переориентации части дальнемагистрального флота на российских туристов и прямые рейсы за океан и заканчивая передачей соседям российских Боингов «в лизинг» с последующей постановкой их на популярные рейсы с техническим и сервисным обслуживанием от производителя.

Фото с официального сайта Belavia