Первая попытка Леваневского

В августе этого года исполнилось 90 лет с первого пробного перелета самолета АНТ-25 по маршруту: СССР- Северный Полюс - США
Всем известно, что первый в мире успешный перелет из Москвы через Северный Полюс в Америку осуществил экипаж самолета АНТ-25 под командованием легендарного Валерия Чкалова в июне 1937 года. Не успела утихнуть мировая буря восторгов, как молодая Советская страна вновь удивила планету следующим фантастическим перелетом. На этот раз тот же самолет конструкции Туполева пилотировал экипаж не менее известного летчика Михаила Громова. Он побил тогда мировой рекорд дальности по прямому маршруту: Москва - Северный Полюс - Сан-Джасинто и получил за свой подвиг не только советскую, но и заслуженную награду Международной авиационной федерации – медаль Анри де Лаво.
Между тем, мало кто знает, что этот грандиозный перелет мог состояться на целых 2 (!) года раньше - в августе 1935 года и тогда все лавры первопроходца этого рекордного полярного маршрута могли достаться Герою Советского Союза номер два - Сигизмунду Александровичу Леваневскому. Расскажем - как это было.
Хмурым утром 3 августа 1935 года со специальной бетонной горки подмосковного испытательного аэродрома (построенной специально для этого полета) с большим трудом оторвался от земли и лег на курс до отказа заполненный горючим специальный рекордный самолет конструктора Андрея Туполева – АНТ-25 РД. Размах крыльев этого шедевра авиационной техники был в два раза больше длины его фюзеляжа! По небу его тянул всего один (!) двигатель мощностью около 900 лошадиных сил. Пилотировал самолет легендарный летчик того времени – Сигизмунд Леваневский в сопровождении второго пилота - Георгия Байдукова и штурмана - Виктора Левченко. Маршрут лежал через Северный Полюс в Сан-Франциско. В этот же день на московском почтамте началось специальное гашение выпущенной в конце 1934 года марки с портретом Леваневского.
Эта почтовая марка, кстати, была особенной. Так вышло, что все марки, выпущенные в честь первых Героев Советского Союза, имели стандартное оформление: портрет лётчика в венке из двух ветвей лавровых листьев. Все! Кроме одной… На марке с портретом Леваневского одна из ветвей, его обрамляющих, почему-то… была миртовой. Как известно, мирт – символ траура...


То ли плохая примета сработала (сглазили, таки, почтовики!), то ли техника была еще «сырая», но экипажу, пролетевшему около двух тысяч километров по маршруту, пришлось вернуться и совершить посадку недалеко от Новгорода. Решение об этом принял Леваневский по указанию штаба перелёта. И это несмотря на то, что погода по маршруту была просто великолепная – безоблачное небо, отсутствие сильного ветра. О такой пилоты говорят: «Видимость миллион на миллион!».
Однако, неожиданно… из мотора начало «выбивать» масло. Впоследствии, техническая экспертиза доказала, что полёт можно было продолжать. Перед рекордным полетом техники просто на просто (боясь не долить!) залили в бак масла с большим запасом. Из-за этого на высоте оно стало закипать и дым начал заполнять кабину самолета. Шутка заключается в том, что знай Сигизмунд Леваневский подлинную причину этого явления и пролети он по маршруту еще какой-нибудь час, всякое задымление пропало бы само собой, а полет был спокойно продолжен. Обидно? Не то слово!
Но… как говорят в народе: - Задним умом все умны! А вы поставьте себя на место Сигизмунда, когда под вами бескрайняя ледяная пустыня без признаков жизни, самолет летит на единственном (!) моторе, который внезапно начинает дымить как подбитый? Одним словом, в тех экстремальных условиях, командир АНТ-25 принял правильное решение - возвращаться назад. Но Леваневский с тех пор крепко невзлюбил АНТ-25 и его создателя. На «разборе полётов» у Сталина в присутствии Андрея Туполева он заявил, что это настоящее вредительство и такой самолёт мог создать только враг народа. С командиром был в корне не согласен второй пилот экипажа – Георгий Байдуков.
После этого инцидента пути лётчиков разошлись. Байдуков был уверен в АНТ-25 и сумел привлечь на свою сторону Валерия Чкалова. Говорят, Сталин спросил Чкалова: «А не рискованно ли лететь через полюс на одномоторном самолёте?» Ответ Чкалова вошёл в историю: «Один мотор – 100 % риска. Четыре мотора – 400 % риска!». Сигизмунд Леваневский выбрал большие многомоторные самолёты, которые тогда только-только «становились на крыло». Речь шла о четырехмоторном ДБ-А «СССР Н-209». Именно на нем Леваневский с экипажем из 6 человек стартовал в августе 1937 года, с того же подмосковного аэродрома через Северный полюс в Америку.
Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа в 14:49 по московскому времени после пролёта над Северным полюсом, где в то время находилась первая в мире дрейфующая станция СП-1 под руководством Ивана Папанина. Радист станции Эрнст Кренкель принял радиограмму: "Отказал правый крайний из-за маслосистемы. Идём на трёх, тяжело. Идём в сплошных облаках. Высота 3600. «48 3400 92», (что означает: «предполагаем совершить посадку в… 3400) Леваневский».
О судьбе этого великого летчика не раз рассказывали школьникам г. Переславля участники Оргкомитета по увековечению памяти Первых Героев Советского Союза. Дело в том, что в 1937 году радиолюбитель из этого старинного русского города Виктор Нестеров принял последнюю радиограмму с борта терпящего бедствие самолета Сигизмунда Леваневского. Прием был осуществлен на простейший детекторный приемник с помощью длинной антенны, поднятой в небо специальным воздушным змеем. Руководитель Оргкомитета, Почетный полярник России Игорь Баянов совместно с Русским Географическим обществом и другими заинтересованными общественными организациями, а также режиссёром-документалистом Юрием Сальниковым неоднократно инициировал поиски пропавшего самолета на Аляске и прилегающих к ней островах. Космический центр имени М.В. Хруничева изготовил качественную модель четырехмоторного самолета Н-209, которую сотрудники Оргкомитета демонстрировали ребятам во время мероприятий, посвященных Герою Советского Союза №2 Сигизмунду Леваневскому.
Будем надеяться, что поиски места его гибели будут продолжены по мере улучшения дипломатических отношений между Россией и США. А наш Оргкомитет еще не раз опубликует статьи, посвященные грядущим юбилеям славных подвигов героических советских летчиков.
P.S
Оргкомитетом с 2024 по 2025 годы разработан проект о создании в Арктике международного туристического маршрута водным путём от г. Анадыря до реки Колымы, долее по Северному морскому пути до мыса Дежнёва с заходом на мыс Олекток (Аляска) к предполагаемому месту гибели экипажа Сигизмунда Леваневского.
Член Союза журналистов России Николай Кубанов