Самолеты ВОВ

Самолеты ВОВ

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2017г. Военное небо Вологды (0,7Мб)

Александр Заблотский, Роман Ларинцев

На основе архивных документов авторы рассказывают о действиях истребительных подразделений ПВО по охране Вологодской области от воздушных нападений противника и борьбе с самолётами-разведчиками Люфтваффе.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2017г. «Сильные налёты на аэродромы Демянск и Пески…» Действия советской авиации по аэродромам противника на Северо-западном направлении в 1941-42 гг. (0,8Мб)

Александр Заблотский, Роман Ларинцев

Авторы провели детальное исследование обозначенной в заголовке темы, основываясь на материалах отечественных и зарубежных архивов, и приводят сведения о многочисленных эпизодах эффективной боевой работы советской авиации.

КР 8 (август) 2017г. Боевой вылет длиной в 76 лет (1,5Мб)

Иван Горбунов

25 октября 1941 года не вернулся с боевого задания экипаж самолёта СБ в составе командира корабля лейтенанта Горбунова И.Н, штурмана лейтенанта Плохова А.С. и стрелка радиста сержанта Ренке А.М. Позже оказалось, что командиру корабля удалось спастись, а штурман и радист погибли. Долгое время место их гибели оставалось неизвестным. Однако в 2016 году группе энтузиастов-поисковиков удалось установить место их захоронения, идентифицировать останки и добиться торжественного перезахоронения на мемориале «Рубеж обороны» в г. Протвино.

КР 6-7 (июнь-июль) 2017г. «Следопыты» Люфтваффе в прицеле-2. Борьба с немецкой воздушной разведкой на Севере и Балтике (1Мб)

Александр Заблотский, Роман Ларинцев

Продолжая тему предыдущей статьи, посвящённой черноморскому театру, авторы рассказывают о действиях Северного и Балтийского флотов в борьбе с немецкой воздушной разведкой в годы Великой Отечественной войны.

КР 3-4 (март-апрель) 2017г. Ил-4 против Люфтваффе (0,8Мб)

Александр Медведь

Самолёты Ил-4 в годы Великой Отечественной войны составляли основу парка АДД – Авиации дальнего действия. Автор прослеживает по документам историю противоборства этих бомбардировщиков и противостоявших им истребителей Люфтваффе.

КР 3-4 (март-апрель) 2017г. Борьба с немецкой воздушной разведкой на Черноморском театре (0,8Мб)

Александр Заблотский, Роман Ларинцев

Одной из важных задач авиации Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны была борьба с воздушной разведкой, которую вёл противник на этом театре военных действий. Документы позволяют восстановить перипетии этих событий.

КР 6 (июнь) 2016г. Советская авиационная техника в Китае накануне и в годы Великой Отечественной  войны (1,1Мб)

Анатолий Демин

Советская авиационная техника в Китае накануне и в годы Великой Отечественной войны

Нападение Японии на Китай в 1937 г. привело к заключению договора о ненападении и взаимопомощи между СССР и Китаем, в рамках которого Советский Союз поставил китайским ВВС значительное количество боевых самолётов, оказал содействие в подготовке китайских лётчиков и направил в Китай большую группу советских лётчиков–добровольцев. 

КР 6 (июнь) 2015г. Нефть и война, или « малые причины рождают большие следствия…» (2,21Мб)

Александр Заблотский, Роман Ларинцев

На начальном этапе Великой Отечественной войны советские ВВС и авиация Черноморского флота совершили значительное количество налётов на нефтепромыслы и нефтеперегонные заводы в Румынии. Авторы анализируют эффективность работы советской авиации по этим объектам на основе документальных источников.

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Аэропорт нашей Победы (2,9Мб)

Андрей Самсонов

В годы войны аэропорт Внуково стал местом базирования Московской авиагруппы особого назначения (МАОН), сформированной на базе подразделений ГВФ. Помимо транспортных перевозок, она осуществляла полёты в тыл врага для снабжения партизан. Кроме того, во Внуково дислоцировались некоторое время два истребительных авиаполка.

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Винты Победы (2,9Мб)

Сергей Сухоросов

Воздушные винты, спроектированные в ОКБ, известном впоследствии как НПП «Аэросила», применялись в годы войны на истребителях МиГ-3, штурмовиках Ил-2 и Ил-10, бомбардировщиках Ил-4, Пе-2, Пе-8, Ту-2, транспортных самолётах Ли-2.

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Столетний путь от дирижабельного порта к авиаремонтному заводу (3,1Мб)

Расположенный в Калининградской области «150 авиационный ремонтный завод» был создан в посёлке Люблино (б. Зеераппен) в июле 1946 г. За время своей деятельности «150 АРЗ» отремонтировал более 1500 самолётов и вертолётов, более 23000 авиационных двигателей и редукторов.

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. «123 АРЗ» в годы Великой Отечественной войны (3,24Мб)
Свою историю «123 АРЗ» отсчитывает от 25 апреля 1940 г., когда расположенная в Старой Руссе авиарембаза стала самостоятельным предприятием (под названием 8-я САМ). В ноябре 1941 г. мастерская перебазировалась в г. Киров и занималась не только ремонтом, но и модернизацией самолётов. В 1944 г. предприятие вернулось в Старую Руссу. За годы войны старорусские авиаремонтники вернули в строй 597 самолётов, отремонтировали 1040 двигателей.
КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Есть такая профессия – защищать свою Родину (3,45Мб)

История ОАО «121 АРЗ» тесно вплелась в историю Великой Отечественной войны. Работники 55-х стационарных авиаремонтных мастерских (зародыш будущего121-го завода) на прифронтовых аэродромах возвращали в строй повреждённые самолёты И-16, Р-5, СБ, ЛаГГ-3, Ил-2 , а позже – Як-1, Як-3, ленд-лизовские «Харрикейны» и «Аэрокобры».

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Рождённый для Победы (3,24Мб)

Наталья Менькова

В 1944 году начало свою деятельность ОКБ, известное теперь под названием ОАО «Аэроприбор-Восход». Его специализация – разработка аэрометрического оборудования для оборонно-промышленного комплекса страны. На завершающем этапе войны коллектив нового ОКБ работал над созданием бортового оборудования для боевой авиации. В послевоенный период предприятие заняло прочные позиции как разработчик широкого спектра приборного оборудования для авиационно-космической техники.

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Баландин Василий Петрович (2,96Мб)

(Воспоминания о моторостроении в годы Великой Отечественной войны)

Журнал публикует полученные из архива музея НПО «Сатурн» воспоминания В.П. Баландина, датированные декабрём 1969 г. Они посвящены в основном работе эвакуированного в Уфу моторостроительного завода №26, в который влились ещё несколько предприятий. В.П. Баландин, являвшийся директором завода, рисует картину героического труда заводского коллектива в трудные годы войны. 

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Лаврентьев Пётр Денисович – от технолога до директора (3,4Мб)

Журнал публикует впервые полученные из архива НПО «Сатурн» воспоминания бывшего директора завода №26 Лаврентьева П.Д. На этом заводе в Рыбинске в предвоенные годы строились лицензионные моторы М-17, а затем – семейство моторов на базе лицензионного двигателя «Испано-Сюиза». В годы войны завод был эвакуирован на восток страны и выпускал тысячи моторов для боевых самолётов. После войны ядро бывшего рыбинского завода осталось на новом месте, однако многие работники вернулись в Рыбинск и Ленинград, и вместо одного стало три отличных авиамоторных завода. 

КР 4-5 (апрель-май) 2015г.«Всё для фронта…» (3,23Мб)

«Салют» в годы Великой Отечественной войны

Завод, носящий ныне название «Салют», в годы войны выпустил 22% от всех произведённых отечественных авиационных двигателей. В начале войны тогдашний завод №24 выпускал моторы АМ-35А и АМ-38. После эвакуации из Москвы в Куйбышев на московской площадке завода были развёрнуты фронтовые авиаремонтные мастерские ФАРМ-24. После возвращения эвакуированных предприятий в Москву на бывшей площадке завода им. Фрунзе был создан авиамоторный завод №45, который до конца войны выпустил много тысяч моторов АМ-38 и АМ-38Ф для штурмовиков Ил-2.

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Битва за скорость и высоту (2,98Мб)

ЦИАМ им. П.И.Баранова в годы войны внёс огромный вклад в совершенствование моторов, которыми оснащались отечественные боевые самолёты. В статье прослеживаются некоторые важные работы ЦИАМ в период Великой Отечественной войны.

КР 4-5 (апрель-май) 2015г «Этот день мы приближали как могли…» (2,98Мб)

Александр Заблотский

Вклад таганрогских авиастроителей в Победу

Свою лепту в Победу внесли таганрогские авиастроители, которые трудились в ЦКБ морского самолётостроения и на серийном заводе № 31. Во время войны широкое применение нашёл созданный под руководством Г.М. Бериева гидросамолёт МБР-2. Завод № 31, перейдя на производство истребителей ЛаГГ-3, выпустил Всего за 1941-1944 гг в Таганроге и потом после эвакуации в Тбилиси 2550 истребителей этого типа. После освобождения Таганрога. на месте завода №31 был организован АРЗ №86, который в 1943-1945 гг. отремонтировал большое количество боевых самолётов.

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Первым делом, первым делом самолёты… (3,1Мб)

Леонид Закс

Журнал впервые публикует воспоминания Леонида Александровича Закса, который в период с 1939 по 1960 гг. являлся заместителем Главного, затем генерального конструктора С.А.Лавочкина. Воспоминания посвящены работе ОКБ Лавочкина над истребителями ЛвГГ-3 и Ла-5.

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Несли Победу на крыльях… (3,1Мб)

Оксана Бабинцева

В связи со 120-летием со дня рождения выдающегося конструктора А.А.Микулина решением правления АСССАД 2015 год объявлен голом А.А.Микулина. Статья рассказывает о самом массовом моторе, созданном под его руководством – моторе АМ-38, который стоял на знаменитых штурмовиках Ил-2.

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Як-3 – оружие Победы (3,3Мб)

Виктор Максимов, Александр Шуршалов

Знаменитый истребитель Як-3 считается одним из символов Победы и мощи советского оружия. Авторы прослеживают основные вехи истории этого самолёта.

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Самолёты ОКБ А.Н. Туполева в Великой Отечественной войне (3,47Мб)

Владимир Ригмант

Самолёты ТБ-3, СБ, АНТ-51 (в серии Су-2), ТБ-7 (АНТ-42, позже Пе-8), МТБ-2 и, наконец, знаменитые бомбардировщики Ту-2 – вот перечень машин, созданных в ОКБ А.Н.Туполева, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны.

КР 4-5 (апрель-май) 2015г.  Ковал Победу наш авиапром (3,4Мб)

Анатолий Ситнов

Подробно освещая героические усилия тружеников авиационной промышленности в годы войны, автор перебрасывает мостик к делам сегодняшнего дня и высказывает свои соображения о путях решения сложных проблем возрождения российского авиастроения. 

КР 4-5 (апрель-май) 2015г. Советские ВВС в Великой Отечественной войне (3,4Мб)

Виктор Бондарев

Главком ВВС РФ В.Н.Бондарев рассказывает о боевом пути Военно-Воздушных Сил в годы войны с фашистской Германией, их противоборстве с Люфтваффе, в ходе которого было завоёвано стратегическое превосходство в воздухе.

КР 3 (март) 2015г. Подвиг пламенных сердец (3,3Мб)

Леонид Игнатенко

7 августа 1941 года два лётчика-истребителя РККА совершили единственный в истории наших ВВС двойной огненный таран. Недавно обнаруженные документы позволяют воздать должное подвигу младшего лейтенанта А.П.Карпова и старшего лейтенанта Ф.В.Большакова и 298-го ИАП.

КР 3 (март) 2015г. Самолёты ОКБ Главного конструктора С.В.Ильюшина в Великой Отечественной войне (3,24Мб)

Генрих Новожилов

Созданные в ОКБ С.В.Ильюшина бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф (Ил-4) и знаменитые штурмовики Ил-2 внесли огромный вклад в боевую деятельность советской авиации на фронтах Великой Отечественной войны и в достижение Победы в этой войне. 

КР 6 (июнь) 2013г. О реформе организационно-штатной структуры ВВС Красной Армии в годы Великой Отечественной войны (2,21Мб)

Александр Медведь

Результативность действий авиации в огромной степени зависит от эффективности управления силами и средствами ВВС, что подразумевает, в частности, их рациональную организационную структуру. В условиях войны с нацистской Германией предвоенная организационная структура ВВС РККА оказалась неработоспособной, что и породило необходимость её реформирования. Автор даёт описание и анализ конкретных шагов, предпринимавшихся в этом направлении.

КР 1-2 (январь-февраль) 2013г. Чудеса немецкой статистики (1,91 Мб)

Александр Заблотский, Роман Ларинцев

Авторы на конкретных примерах показывают, что германские архивы далеко не всегда могут служить достоверным источником по вопросу о потерях Люфтваффе на советско-германском фронте.

КР 5-6 (май-июнь) 2012г.Планер GAL 49 Хамилькар (2,83 Мб)

Константин Кузнецов

Гигант по-британски – тяжёлый десантный планер GAL49 Хамилькар

В 1942 г. в Англии вышел на испытания тяжёлый десантный планер CAL 49 Hamilcar, способный перевозить лёгкий танк и другие тяжёлые грузы. Планер строился с 1943 по 1946 гг. и был выпущен в количестве 344 экземпляров. В первой части статьи автор рассказывает об истории создания этого аппарата и даёт его описание.

В заключительной статье о тяжёлом десантном планере британских ВВС автор рассказывает о применении планеров этого типа в десантных операциях после высадки войск Союзников в Европе и открытия Второго фронта (операции Тонга, Маркет-Гарден, Варсити).