Авиация Общего Назначения

Алена Моргуновская, Юлия Силина, специальные корреспонденты журнала «Крылья Родины». 90-летие пермского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ и аэродрома Фролово

В Перми в этом году отмечается не только 300-летие города, но и 90-летие пермского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ и аэродрома Фролово.

В 30-е годы двадцатого века советская авиация развивалась огромными темпами, и в Перми, как и во многих других городах и посёлках, появился свой авиационно-спортивный клуб. Город, известный своей военной промышленностью, в том числе изготавливал и авиационные моторы – кстати, именно тут делается сейчас двигатель самолёта МС-21.

Наши корреспонденты побывали на аэродроме Фролово и познакомились с жизнью аэродрома, хранящего богатую историю.

Полное название его сейчас – авиационно-спортивный клуб ДОСААФ имени Героя Советского Союза В.Ф. Полуновского. Имя этого летчика было выбрано не случайно для названия аэроклуба – Валерий Федорович Полуновский много лет отдал этому аэродрому. Он родился в 1920 году в городе Прокопьевске, в 1937 году поступил в Батайское авиационное истребительное училище, в 1940-41 годах служил в Пермском учебном полку летчиком-инструктором, где готовил пилотов на самолеты И-16, а с началом войны подал рапорт и отправился на фронт, где летал на ночном бомбардировщике По-2. За годы войны Полуновский сбил 13 самолетов врага, выполнил более 500 вылетов, за свои летные успех был представлен к награде – званию Героя Советского Союза. Но 27 марта 1944 года в неравном бою летчик был сбит и раненым попал в плен, откуда смог бежать только в 1945 году. По возвращении его ждала проверка органов госбезопасности, которую он сумел пройти – но по печальной традиции тех времен дорога в небо оказалась закрытой надолго. В 1946 году Полуновский ушел с военной службы и 12 лет проработал оформителем в Пермском драмтеатре, прежде чем снова вернуться в небо. С 1958 года Валерий Федорович стал летать в Пермском аэроклубе, где был инструктором на нескольких типах самолетов – По-2, Як-18, Як-18А, Як-12М, Z-326. Еще двадцать лет он занимался летной работой, прежде чем выйти на заслуженную пенсию в 1978 году – но и после этого продолжил работу в аэроклубе, теперь уже методистом. Общий налет Валерия Федоровича Полуновского более 3500 часов. Он скончался в 1998 году, а год спустя аэроклуб, которому он отдал добрую половину жизни, был назван его именем.

Старший авиационный начальник аэродрома – Дмитрий Валерьевич Сазонов. Аэродром по современной классификации относится к категории А, здесь могут принимать ВС по согласованию в светлое время суток, так же, как и совершать вылеты отсюда.

Сейчас здесь, помимо отделения ДОСААФ, находится частный парашютный клуб СкайЦентр, который занимается подготовкой парашютистов-спортсменов, а также предоставляет возможность совершить коммерческий прыжок тем, кто хочет познакомиться с небом.
В СкайЦентре хорошо оборудованная тренировочная наземная зона – причём здесь она крытая, в отличие от многих других дропзон, так что тренироваться можно даже в случае плохой погоды. Система подвесов, на которых расположена парашютная система, позволяет отрабатывать движения в воздухе, тренироваться двигаться в этой системе. Для того, кто впервые готовится совершить прыжок, возможность эта крайне важна – да и спортсменам нужно регулярно проходить тренажи.

Для удобства гостей СкайЦентра здесь организована и возможность перекусить и выпить кофе на аэродроме, а все формальные процедуры можно решить по системе «одного окна», как в шутку (и одновременно совершенно всерьез) назвал это руководитель СкайЦентра Александр Чернышов. Он рассказал и о том, что клуб работает здесь с 2009 года и за 14 лет удалось сделать очень многое. Начинали энтузиасты буквально с двух парашютов, постепенно площадку удалось превратить в отлично организованную дропзону с большим запасом парашютных систем и прыжковых комбинезонов, которые могут арендовать как спортсмены, так и те, кто приезжает сюда совершить коммерческий прыжок.

Кстати, Фролово и расположенный здесь СкайЦентр – по-своему уникальная для парашютистов-перворазников площадка. Первый прыжок здесь можно совершить не с круглым парашютом, как это бывает на многих аэродромах, а сразу с крылом. Правда, в отличие от спортивного или инструкторского парашюта, открытие будет принудительным - так у того, кто впервые оказывается в воздухе, нет риска забыть открыть парашют вовремя. Для того, чтобы совершить самостоятельный прыжок с парашютом, нужно приехать на аэродром практически на целый день – перед прыжком проходят обучение, занимающее несколько часов, и медицинский осмотр. После этого можно переодеваться в прыжковый комбинезон, надевать парашют и подниматься в самолет. Прыжок выполняется с высоты 2500 метров, это меньше, чем обычная высота тандемных прыжков – их выполняют с 4000-4500 метров. Минуты свободного падения не будет, зато будет несколько минут спокойного спуска под крылом парашюта с возможностью любоваться на красоты внизу.

А вот прыжков с круглым парашютом здесь не выполняют – как говорят местные летчики и парашютисты, делать это нельзя по условиям площадки, здесь часто бывает сильный ветер, а территория аэродрома не очень велика, парашютист под почти не управляемым куполом такого парашюта может оказаться вынужденным приземляться в совсем не подходящем для этого месте. А вот крыло можно направить на нужную точку – полосу аэродрома, с которого и взлетает самолет.

Одновременно с работой СкайЦентра, который снискал заслуженную любовь не только у местных парашютистов, но и у гостей региона, на аэродроме Фролово продолжает работу и авиаклуб ДОСААФ. Полеты по подъему парашютистов во многом именно в его ведении – и Ан-2, и летчики тут находятся в этой системе. С парашютистами они дружат, и с удовольствием соседствуют – ведь лётная работа становится объединяющей.

На аэродроме серьезное отношение к истории аэроклуба, хранится памятный альбом, показывающий историю аэродрома с самого начала, с 30-х годов прошлого века, множество исторических и современных фото.

Этот альбом показал нашим корреспондентам старший авиационный начальник аэродрома Дмитрий Валерьевич, дав возможность подробно рассмотреть фото, на которых запечатлена история авиаклуба.

Он же поделился и проектом реконструкции и развития аэродрома Фролова – если удастся реализовать эту задумку, аэродром получит современное оснащение и огромные перспективы развития. Аэродром в случае реализации проекта получит бетонную ВПП и возможность проведения не только дневных, но и ночных полетов, а также выделенные вертолётные точки и удобные рулежные дорожки, а вместо стоящих тут домиков летного состава появится почти настоящий аэровокзал. Правда, для реализации масштабного проекта нужны средства, и, конечно, время – но пока аэродром продолжает работу, и это главное.

В завершении знакомства нашим корреспондентам подарили книгу, написанную одним из летчиков авиаклуба – Александром Александровичем Юдиным. Или, как его тут зовут, Сан Санычем. В своей книге он рассказал как об истории, так и познакомил читателей с теми, кто уже в наши дни летает на пермском аэродроме, продолжая славный путь покорителей прикамского неба. Книга была выпущена 10 лет назад, в 2013 году, к 80-летнему юбилею пермского аэроклуба. Как рассказал в предисловии ее автор, на работу над книгой ушло много лет – заниматься историей родного аэродрома Юдин начал еще в 1983 году, а начало этой работы было положено историком Сергеем Ивановичем Пысиным и его коллегой Иваном Абрамовичем Сокольниковым. Сейчас Сан Саныч Юдин – летчик-инструктор в аэроклубе, а свою работу по сохранению истории он не оставляет – многие тексты и фото, в том числе и не вошедшие в книгу, выкладываются на сайте Пермского аэроклуба.

Но вернемся от истории к современности. Аэродром продолжает жить и работать – вот что действительно важно. Пермяки сохранили свою площадку и в суровые девяностые, продолжают развивать ее сейчас. В аэроклубе ведется серьезная работа не только по сохранению истории, но и по тому, чтобы развивать аэродром.

Уделяют внимание в работе и вопросам безопасности – в небольшом домике, где могут отдохнуть летчики и где находится кабинет руководителя аэроклуба, расположена информационная доска с подбором авиационных происшествий, проводятся их разборы. Дело это в авиации важное, и вовсе не для того, чтобы отругать или тем более наказать тех, кто попал в это происшествие – разбирать такие инциденты крайне важно для самих летчиков, которые узнают о возможных особенностях и проблемах ВС, лучше понимают возможные действия в особых случаях. Разбор авиационных происшествий в аэроклубах когда-то был хорошей и полезной традицией, сохранившейся, к сожалению, не везде. Пермский аэроклуб продолжает эту важную работу, задача которой – повышение безопасности полетов.

Есть на аэродроме сейчас и частная техника. Так, нашим корреспондентам удалось заметить Цессну и вертолет Robinson R44, стоящие тут в ангаре. Для местных поклонников авиации, научившихся пилотировать, Фролово – удобная и оборудованная площадка со своей инфраструктурой и, что не менее интересно, историей. Те, кто летает здесь сейчас, тоже уже часть этой истории.