Авиация Общего Назначения

Алена Моргуновская, Юлия Силина, специальные корреспонденты журнала «Крылья Родины». СП-30 - многоцелевой самолет от таганрогского ОКБ

Некоторое время назад нашему корреспонденту удалось познакомиться с очень интересным самолетом отечественного производства – СП-30.

1.jpg

2.jpg

Возможности самолета показал нашему корреспонденту летчик-испытатель Юрий Михайлович Кабанов. Во время полета он продемонстрировал впечатляющую для высокоплана возможность выполнять глубокие виражи, а также стабильность этого самолета в воздухе. Как пояснил Юрий Михайлович, в полете он довел скорость самолета до 0 – и при этом машина держалась в воздухе. Фактически, у СП-30 нет скорости сваливания, что позволяет использовать этот самолет для очень большого спектра задач, решение которых требует максимально медленного пролета – например, для ведения поиска с воздуха или в сельскохозяйственных работах.

Мы пообщались с авиационным техником, Сергеем Леонидовичем Черным, работавшим над созданием этого самолета и попросили его рассказать подробнее об этой машине.

- Сергей Леонидович, расскажите пожалуйста немного подробнее про этот самолет.

- СП-30 начал создаваться с 2000 года в Таганроге и модифицируется по сей день. Прототипом СП является модель СН-701, именно он лег в основу того самолета, который вы увидели. Но, в отличие от прототипа, как самолёта выходного дня, прогулочного, как их еще называют, главная задача СП изначально заключалась в сельскохозяйственной обработке полей. Поэтому, для того, чтобы самолет мог выполнять эти задачи, абсолютно вся конструкция планера была усилена, доработана, либо спроектирована заново. Например, передняя стойка шасси у СП-30 – это собственная разработка. Вертикальное оперение разделено на киль и руль направления вместо цельноповоротного руля, как было у его прототипа. Управление рулём высоты переделано из гибкого (тросового) в жесткое, состоящее из тяг и качалок.

- А что с возможностями взлета и посадки у СП-30?

- Самолёт должен и может взлетать и садиться на неподготовленные площадки, возможность короткого взлета и посадки не требует специально подготовленной взлетной полосы. Это делает СП-30 подходящим для использования даже в тех случаях, когда работы нужно проводить в местах, удаленных от действующих аэродромов.

3.jpg

- Расскажите пожалуйста подробнее о конструкции этого самолета.

- Планер у СП цельнометаллический. Фюзеляж имеет двухместную кабину типа "парта". Все органы и системы управления, а также оборудование, находятся в фюзеляже, что облегчает при необходимости отстыковку крыла и оперения. Это может пригодится при наземной транспортировке самолета к местам выполнения необходимых задач.

Крыло у СП-30 верхнерасположенное, подкосной схемы. Имеет развитую механизацию, что позволяет маневрировать на малых скоростях полета – так что самолет не только может лететь по прямой на околонулевой скорости, но и выполнять разворот, например. Оперение у СП классической схемы, состоящее из вертикального (киль и руль направления) и горизонтального (стабилизатор и руль высоты).

4.jpg

- А какой двигатель используется в этом самолете?

- В том, который вы увидели, двигатель РСМ-100. Это авиационный двигатель с искровым зажиганием мощностью 100 л.с., аналог Rotax-912 ULS по спецификации ООО Первое ОКБ с доработкой системы питания. Запас топлива 65 литров. Существует вариант самолёта с дополнительными крыльевыми топливными баками общей ёмкостью 56 литров. С 2006 года выпускается вариант с двойным управлением, что позволяет использовать СП-30, как учебно-тренировочный, именно такую кабину вы и видели во время ознакомительного полета.

- Работы по самолету идут давно… А сколько уже выпущено их всего?

- На данный момент летают более двухсот пятидесяти самолётов СП-30. География базирования – по всей России, от Питера до Хабаровска и от Махачкалы до Кирова и Сургута. Основная часть самолётов работает в варианте «Авиахимработы», то есть используются для обработки сельскохозяйственных угодий различными препаратами. Есть учебно-тренировочные, как, например, в Сургуте и в Ессентуках. Также люди берут эти самолеты для личного пользования, как говорится, "для души". Несколько самолётов летают в Казахстане, это если говорить о том, что за пределами России, там они в сельскохозяйственном варианте задействованы.

- Вы упомянули, что СП-30 есть модификация, позволяющая использовать этот самолет для первоначального обучения…насколько он подходит в таком качестве, как Вы думаете?

- Для первоначального обучения, мое мнение, этот самолёт незаменим. Широкий диапазон скоростей, толстый профиль крыла с хорошей механизацией, усиленное шасси позволяют самолёту прощать даже грубые ошибки в технике пилотирования, снижая риски для начинающего пилота. Самолёт принципиально не сваливается в штопор и может, как говорится, вертеться "вокруг крыла". Для обучения это все очень важно.

- На каком топливе летает этот самолет? Каков расход?

- Используется автомобильный бензин АИ-95, расход от 13 до 22 литров в час в зависимости от выполнения поставленных задач.

- А где он выпускается сейчас? Где его можно приобрести?

- Выпускается самолёт СП-30 в Таганроге, там же, где и началась его разработка, опытно-конструкторским бюро "Первое ОКБ". Наш сайт можно найти в интернете, там можно обратиться со всеми вопросами и по конструкции, и по планеру, а также через наших официальных дилеров.

5.jpg