Авиация Общего Назначения

Марина Калинина. Десять вопросов серебряной планеристке

В то время как болельщики всего мира прильнули к экранам телевизоров, чтобы следить за Олимпиадой в Японии, в польском городе Лешно стартовали сразу два чемпионата мира FAI по высшему пилотажу на планерах: 23-й Чемпионат мира в классе "Unlimited" и 11-й чемпионат мира в классе "Advanced".

Честь России классе Unlimited защищал Владимир Ильинский - абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу на планерах 2013г., а в классе Advanced выступила команда планеристов в составе участников чемпионата мира 2019г: Марии Гаврилиной, Олега Ларионова, Павла Шляхова.

3.jpg

Тренирует спортсменов "золотой фонд" советской пилотажной школы - заслуженный тренер России Николай Анатольевич Никитюк – трехкратный абсолютный чемпион Европы, многократный призер чемпионатов СССР, Европы и мира и Александр Евгеньевич Лукьянов - тренер, капитан сборной. А также Владимир Ильинский, который кроме собственных выступлений оказывает тренерскую поддержку сборной команде в классе Advanced, всех членов которой он учил летать на пилотажном планере.

На Чемпионате мира в Абсолютном первенстве двое наших спортсменов стали призерами: в классе Unlimited Владимир Ильинский завоевал бронзу, а серебряным призером чемпионата мира в классе advanced стала Мария Гаврилина. Медаль Марии – первая награда в классе Advanced в истории российского планерного пилотажа. Мы встретились с ней, чтобы поговорить о том, какие аспекты стали решающими в ее блистательной победе над соперниками. Но начали диалог с организационных вопросов.

1.jpg

- Мария, расскажите об атмосфере чемпионата? Где жили, в каких условиях, как взаимодействовали с организаторами?

- Начать, наверное, надо с того, что в этом году организовать выезд сборной команды на Чемпионат мира оказалось экстраординарной задачей: постоянно менялись антиковидные требования в разных странах, перекрывали границы по маршруту транспортировки планера. Федерация планерного спорта России мужественно получала для нас все новые и новые разрешения и согласования от российских, польских, литовских и белорусских властей. В итоге ни у кого из спортсменов не возникло никаких проблем с документами, с визами, с перевозкой планера через границу и т.д. За что Федерации огромное спасибо.

Такого количества согласований и сопроводительных бумаг на различных языках мы с собой еще никогда не возили.

Перед отъездом сдавали ПЦР-тест, на обратном пути также сдавали тест – четыре члена команды летели на самолёте, еще двое сопровождали планер на микроавтобусе. Мер предосторожности было предостаточно, однако в условиях достаточно серьезной болезни, они, наверное, оправданны.

Жили мы в гостинице, почти в спартанских условиях, но практически рядом с аэродромом, через дорогу. И на полеты могли ходить пешком, не привязываясь к автотранспорту, что было очень удобно. Никаких ограничений по передвижению мы не испытывали - наши ПЦР-тесты вполне устроили и организаторов, и спортсменов. Атмосфера была дружелюбной, но, к сожалению, праздников по случаю открытия и закрытия Чемпионата не было, только необходимый официальный минимум без авиашоу и зрителей.

- Много ли команд участвовали на этот раз в чемпионате мира?

- Нет, немного. Из-за вируса нынешний ЧМ стал не таким представительным, как обычно. Участвовали всего 10 стран, причем команды были не у всех - у нас самих не смогли поехать два спортсмена, поэтому команда (три спортсмена) была выставлена только в категории Advanced. Всего выступали 24 спортсмена в категории Advanced и 20 спортсменов в Unlimited. Для сравнения, обычно в соревнованиях подобного уровня участвуют 50-60 спортсменов.

Надо отдать должное польско-чешской команде организаторов, которые отработали на высоком уровне в нынешних сложных условиях. Единственная претензия, которую можно было бы им предъявить, это то, что мы не успели разыграть все шесть упражнений, к которым готовились – отлетали только четыре (по правилам чемпионат мира считается разыгранным при условии выполнения минимум трех упражнений).

В первые дни мы сидели на земле и ждали «идеальную» погоду, хотя явно были “окна” для полётов. А когда организаторы поняли, что чемпионат может быть не разыгран, тогда стали ежечасно проводить разведку погоды и составлять максимально насыщенный график полётов.

- Вы ехали на ЧМ с настроем на победу или держа в уме олимпийский принцип «главное не победа, а участие»?

- У нас такой тренерский штаб, который всегда настраивает на победу. Лично я ехала на Чемпионат с пониманием того, что летаю хорошо и могу быть в призах.

Но соревнования есть соревнования, и не всё случается так, как ты задумал. Поначалу летала резче обычного – это привело к тому, что я сорвала воздушный поток и не смогла вынести нужную скорость для вращения на 2-х фигурах во втором комплексе, из-за чего вращения были нестабильными, и я получила за них низкие оценки. После полета перестала смотреть на результаты до конца чемпионата и больше внимания стала уделять настройке на полет. И в этом мне помогали истории наших олимпийских чемпионов и тренеров. Я смотрела выступления и интервью наших синхронисток, гимнасток, борцов, других спортсменов, которые восстанавливались после серьёзных провалов и травм. И когда видишь, как они возвращаются в спорт и побеждают после больниц, потери близких, провалов из-за неправильно подготовленного инвентаря, понимаешь, что у тебя-то, по сути, задача простая – всего-навсего слетать отличный полет, как ты неоднократно делала на тренировках!

2.jpg

- А провалы были связаны с эмоциональными всплесками или технической недоподготовкой?

- Наверное, сыграло и то, и другое. Сначала очень хотелось выиграть, это дало чрезмерную резкость в пилотировании, но после разбора полета определили с тренером слабые места в технике, над которыми надо работать. Ряд элементов не получились хорошо потому, что мы уделяли им недостаточно внимания на тренировках, и на ЧМ я их выполнила по наитию, не так чисто, как могла бы. За что и получила низкие оценки.

Ну и мелкие помарки можно отнести на счет «эффекта соревнований», эмоций.

- Вы со всеми оценками судей согласны? Они, на ваш взгляд, были справедливыми?

- На себе я предвзятости не почувствовала – все было по-честному, объективно, может быть, на Чемпионате России судили бы жестче. А вот Владимира Ильинского несколько придерживали - видно было, что за великолепный полет он получает средние оценки. А ближайшим соперникам, наоборот, «прощают» серьезные ошибки - особенно это касается оценки штопорных вращений, когда спортсмен выполняет вялый срыв и «докручивает» планер элеронами.

- Вы выступали под флагом федерации авиационного спорта России (ФАС России), поскольку санкции WADA распространяются на авиационные виды спорта и не позволяют нашим пилотам использовать национальную символику на международных соревнованиях. Чувствовали ли вы за собой великую страну, ответственность перед болельщиками, которые вас поддерживают. Или это был ваш личный спортивный драйв?

- У нас планерный спорт, как классический, так и пилотаж, практически не поддерживается государством, что, впрочем, характерно для всей малой авиации России. Мы тренируемся за собственный счет, если не удается найти спонсоров, нам постоянно ставят препоны с регистрацией и получением свидетельств летной годности на технику, которую эксплуатируем, обучение для получения свидетельств пилотов-планеристов в системе гражданской авиации де-юро имеют право проводить пять человек на всю страну. Ощущение великой страны за плечами почему-то в такой ситуации не приходит… А вот болельщиков, коллег-планеристов, самолетчиков, просто энтузиастов малой авиации конечно хотелось бы порадовать удачными выступлениями. Хотелось, чтобы кто-то, посмотрев на мой полет, пришел и сам летать на самолете или планере.

Но, интересно отметить, что как это ни парадоксально, но ощущение принадлежности к уникальной и сильной духом стране, отличной от всех других я почувствовала благодаря санкциям WADA. И хоть я новичок в международных соревнованиях, но понимаю, что в спорте высших достижений сегодня слишком много политики. Организаторы чемпионата делились с нашей командой, что получают звонки от международных спортивных чиновников с абсурдными требованиями убрать флаг России с фотографий нашего планера, которые попадают в Интернет.

К слову, в авиационных видах спорта тема допинга вообще не актуальна. И WADA, насколько я знаю, никогда не проверяла спортсменов-пилотов, за исключением чемпионата мира 2003 года, когда проверили пилотажников на самолетах. Но тогда ничего ни у кого не нашли, и интереса к этой теме больше не проявляли.

- Чисто гипотетически, есть ли какие-то средства, которые могут помочь пилоту выполнить упражнение лучше?

- Я не слышала про такие средства. Но когда простудилась перед чемпионатом мира и хотела выпить Терафлю, то, памятуя об антидопинговых скандалах, на всякий случай ограничилась тёплым чаем с мёдом.

- А вы чем себя поддерживаете - правильным питанием, витаминами, диетой… Что помогает выдерживать перегрузки?

- Я в принципе стараюсь вести здоровый образ жизни, сбалансированно питаться с минимальным количеством полуфабрикатов, жирных, копченых, мучных блюд. Но какой-то жёсткой диеты не придерживаюсь.

- Какие планы на будущее? Уже планируете как-то дальнейшей тренировочный процесс, участие в соревнованиях?

- В ближайшее время займусь получением свидетельства пилота по линии гражданской авиации. Уже больше 10 лет этого не получается сделать, поскольку Росавиация не утверждала сокращённые программы переподготовки из других видов авиации, и мне с налетом больше 500 часов на 6 типах воздушных судов предлагалось пройти обучение с нуля, а это дорого и затратно по времени. В этом году такая программа на самолёте была утверждена, и я буду одна из первых, кто по ней пройдет обучение. Хочу добиться, чтобы аналогичную программу утвердили и для планеристов.

Потом будет Чемпионат России по высшему пилотажу на планерах, перед ним планируем провести сборы для планеристов-классиков и пилотажников-самолетчиков, кто хотел бы себя попробовать в планерном пилотаже.

А через 2-3 года хотелось бы в России провести Чемпионат мира. Для этого надо решить много правовых, организационных и финансовых вопросов: допуск на время соревнований иностранных спортсменов и иностранных воздушных судов к полетам в российском воздушном пространстве, найти планеры для аренды, поскольку для многих иностранных спортсменов будет сложно везти свой планер через границы на расстояние полторы-две тысячи километров. А еще найти спонсоров, чтобы чемпионат получился настоящим праздником.

4.jpg

- У спортсменов принято посвящать свои победы родным и близким. Кому вы посвятили свою победу, если не секрет?

- Никому, даже не думала об этом. Это моя победа, вернее, мое призовое место (смеется). А если серьезно, то это - успех всей нашей команды, потому что высший пилотаж на планере - это командный вид спорта. И в нашей команде – хочу обязательно подчеркнуть – есть еще наш спонсор ООО Верхнехавский Селекционно-гибридный центр «Топ-Ген», который здорово помогает нам и в тренировочном процессе, и в участии в соревнованиях.

Когда чувствуешь, что рядом с тобой неравнодушные люди, это придает тебе силы и желание бороться, идти к своей победе.