И.М. Иванова, ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова». Тенденции развития современных и перспективных ВСУ
В конце мая этого года по инициативе Минпромторга России на территории ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (ЦИАМ) состоялась конференция, посвященная требованиям, предъявляемым к современным и перспективным вспомогательным силовым установкам (ВСУ). В конференции приняли участие: делегация Минпромторга России во главе с заместителем Министрапромышленности и торговли РФ Ю.Б. Слюсарем,генеральный директор ЦИАМ В.И. Бабкин, заместитель генерального директора ЦИАМ,начальник отделения «Системы автоматического управления» О.С. Гуревич,начальник отделения «Авиационные двигатели» А.И. Ланшин, специалисты ЦИАМ, представители ОАО «НПП «Аэросила» во главе с генеральным директором С.Ю. Сухоросовым, а также представители ОАО «ОДК», ОАО «ОАК», ОАО «Вертолеты России», ФГУП «ВИАМ», ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (филиал «ЦНИИ СЭТ») и ХК «Авиационное оборудование».
В краткой вступительной речи заместитель Министра промышленности и торговли РФ Юрий Борисович Слюсарь отметил, что вспомогательные газотурбинные двигатели (ВГТД) являются особым классом двигателей, используемых на летательных аппаратах различного назначения. К ним предъявляются высокие требования по безопасности, надежности, электрической и гидравлической мощности, ресурсу и ремонтопригодности. Вспомогательные силовые установки должны обеспечивать запуск маршевого двигателя как на земле, так и в высотных условиях.
Потребность в более подробном обсуждении вопросов создания ВСУ, перспектив их развития и задач, которые ставятся перед разработчиками, связана с необходимостью формирования основных критериев, которыми следует руководствоваться при определении приоритетной тематики и объемов государственного финансирования выбранных направлений.
|
Закончив вступительную речь, Ю.Б. Слюсарь передал слово генеральному директору ЦИАМ В.И. Бабкину, который в своем выступлении акцентировал внимание на существующих правилах и стандартах создания авиационной техники, в том числе на современной нормативно-технической документации, регламентирующей методологию создания ВСУ.
|
В ходе конференции были заслушаны доклады специалистов ведущих предприятий, занимающихся проблематикой ВСУ: ФГУП «ЦИАМ», ОАО «Аэросила», ФГУП «ЦНИИ СЭТ», ХК «Авиационное оборудование», а также сообщение руководителя программы ОАО «ОАК» «Самолет 2020» М.К. Курьянского, в котором он обозначил ключевые проблемы, возникающие при эксплуатации ВСУ, и требования к ВСУ со стороны эксплуатанта. В ходе дискуссий были обсуждены основные требования, предъявляемые к техническим характеристикам ВГТД традиционных схем, к перспективным ВСУ, и ключевые технологии, необходимые для отработки при их создании.
В докладе начальника отделения «Авиационные двигатели» ФГУП «ЦИАМ» А.И. Ланшина было отмечено, что отечественные ВСУ второго поколения (ТА-14, ТА-18-100, ТА-18-200) по своим характеристикам соответствуют мировому уровню, но в создании ВСУ перспективных схем отечественные разработчики несколько отстают от мировых. Была отмечена необходимость обеспечения импортозамещения ВСУ для самолета МС-21, важность отработки новых технологий и проведения НИР для создания электромагнитных подвесов роторов.
В ЦИАМ выполнен ряд перспективных работ в обеспечение создания газовых и магнитных подшипников для ВСУ, разработаны и проходят испытания демонстрационные образцы этих устройств на экспериментальных стендах, специально созданных в институте.
В докладе было рассказано о совместных проектах ФГУП «ЦИАМ» с ОАО «НПП «Аэросила», НПО «ЭРГА»,двигателестроительными ОКБ, а также о работе по созданию демонстратора энергоустановки на топливных элементах, проводимой синститутами РАН.
|
Заместитель генерального директора ОАО «НПП «Аэросила» Л.Е. Плахов в своем докладе дал видение направлений развития ВСУ и предложения НПП «Аэросила» по созданию перспективных вспомогательных силовых установок.
Подводя итоги встречи, Ю.Б. Слюсарь отметил, что в работе по совершенствованию и созданию новых типов ВСУ необходима кооперация ведущих предприятий иприменение системного подхода при заказе и исполнении НИОКР.Еще раз подчеркнул, что при принятии решений Министерствупромышленности и торговли принципиально важно заключение профильных институтов, которые обеспечиваютвыработку стратегии развития данного направления и его научно-техническое сопровождение, что особенно важно, когда работа ведется за государственный счет. Директор департамента принимает решения, опираясь на заключения научных организаций, которыепроводят оценку не только итогового результата, но и этапов работы. Заместитель Министра высказал пожелания к ОАО «ОАК» более четко сформулировать требования к разработчикам на этапеформирования ТЗ и определения обликаперспективных ВСУ, так как работы должны вестисьдля конкретного потребителя, которым и является ОАО «ОАК». Двигателисты только тогда смогут достойно реализовать все требования, предъявляемые к разработкам,когда будут четко поставлены задачи и дано время на их решение и создание конечного продукта.
Выводы, сформулированные в ходе встречи, нашли свое отражение в Решении конференции,утвержденном в Министерстве промышленности и торговли РФ.