Авионика и вооружение

Кибербезопасность в авиации


Фальков Эдуард Яковлевич,
Директор, Авиационная кибербезопасность,
МКАА “Безопасность полетов”

Как говорят в Одессе, вы будете смеяться, но 16 июня в Женеве Путин с Байденом тоже говорили о кибербезопасности. Похоже, оказывается, что кибербезопасность становится ключевым вопросом не только в авиации. В чём разница между той кибербезопасностью, которая обсуждалась в Женеве, и авиационной кибербезопасностью?

В противостоянии Россия – Запад киберсоперничество всегда характеризуется чётким нахождением участников каждого в своём лагере, у них не существует объединяющих целей противостояния общим киберугрозам. В авиации это не так, точнее, не всегда так. Рассмотрим, например, заход на посадку воздушных судов в некоторый международный аэропорт, когда вследствие естественных технических помех или посылки группой международных хакеров ложных сигналов о местоположении воздушных судов возникают угрозы безаварийному функционированию. И авиационные сообщества, и правительства разных стран заинтересованы в противостоянии общим естественным или искусственным помехам, у них общая техническая цель.

О том, насколько важно в авиации обеспечение кибербезопасности, говорит пример линии развития наблюдения воздушных судов с использованием Автоматического Зависимого Наблюдения радиоВещательного типа (АЗН-В). После принятия ИКАО в 2003 г. в качестве первоначальной линии передачи данных расширенного сквиттера 1090 ES в бортовое оборудование и в наземные станции АЗН-В по всему миру вложены в течение 20 лет многие сотни миллиардов долларов, однако внедрение АЗН-В в практику организации воздушного движения не началось. Основная причина – отсутствие киберзащищённости. Этим же объясняется отсутствие перспектив организации полётов беспилотных авиационных систем в общем воздушном пространстве.

Цифровые технологии стали активно применяться в военно-политической сфере с целью вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Отдельные государства Запада, стремясь сохранить своё доминирование, намеренно ограничивают доступ других стран к передовым технологиям для усиления их экономической и политической зависимости, или наоборот, предлагают и продвигают в международных организациях типа ИКАО стандарты, обязательное использование которых приводит к нарушению обеспечения государственной безопасности суверенных стран или/и к большим экономическим затратам, т. е. политическое доминирование сопровождается бизнес-интересами.

В нашем проекте “Кибербезопасность” будут показаны пути решения указанных проблем и других вопросов, связанных с кибербезопасностью, на базе технических решений, предложенных в ИКАО российскими специалистами.

Э.Я. Фальков,
Директор, Авиационная кибербезопасность,
МКАА “Безопасность полетов”

Источник: https://aviasafety.ru/37733/

Пресс-служба Aviasafety