Авионика и вооружение

Удерживая намеченную высоту. ОАО «Аэроприбор-Восход» — 70 лет в мире аэрометрии

Вот уже 70 лет «Аэроприбор­-Восход» обеспечивает отечественную авиастроительную промышленность высокотехнологичными, современными измерительными приборами, автоматикой управления системами самолета и приборами для средств спасения. Приборы и системы предприятия стоят всех самолетах, выпускаемых в России, в том числе и самых современных – МС­21, ПАК ФА, Су­35. Это оборудование с успехом применяется и в космических аппаратах, ­ изделия «Аэроприбор­-Восход» работали в системе спуска и автоматической посадки советского орбитального космического корабля ­ ракетоплана «Буран», также приборы установлены в парашютном автомате спускаемого модуля космического аппарата «Союз­ТМ».

Предприятие ОАО «Аэроприбор­-Восход» специализируется на разработке и выпуске информационных комплексов и систем воздушных сигналов, систем управления общесамолетным и общевертолетным оборудованием, высотомерного и резервного оборудования, оборудования и автоматики для средств спасения и жизнеобеспечения экипажей летательных и космических аппаратов, приемников воздушных давлений, датчиков давления газов, образцовых средств измерения давления газов и контрольно­-поверочной аппаратуры.

С 2012 года предприятие входит в Концерн радиоэлектронных технологий госкорпорации РОСТЕХ.

В настоящее время под руководством Генерального директора ОАО «Аэроприбор­-Восход» Олега Анатольевича Гуляева осуществляется деятельность в рамках ГОЗ, модернизируются производственные площадки, реализуются программы по повышению экономической эффективности деятельности предприятия. ОАО «Аэроприбор­-Восход» выполняет заказы для истребителей Су­30МКК, Су­30МКИ,
Су­30МКМ, МиГ­29, Су­35 и других летательных аппаратов. Приоритетными разработками предприятия являются многофункциональные устройства, выполняющие функции нескольких приборов.

За время деятельности предприятия создано и внедрено в серийное производство более 500 наименований базовых изделий, которые устанавливаются на всех отечественных самолетах гражданского и военного назначения.

Этот краткий перечень дает представление о многообразии деятельности ОАО «Аэроприбор­-Восход» и его высокотехнологичной продукции, разработка и производство которой базируются на современном техническом уровне предприятия и блестящих технологических решениях инженеров и конструкторов, высоком профессионализме всего коллектива.

Любой успех­ это хороший повод вспомнить, как и с чего все начиналось. ОАО «Аэроприбор­-Восход» прошло долгий путь длиной в 70 лет, из небольшого ОКБ превратившись в лидера отрасли.

70 лет тому назад, 14 июля 1944 года Заместитель Народного Комиссара авиационной промышленности СССР Александр Яковлев подписал Приказ № 431: «Организовать… опытно­конструкторское бюро при заводе № 133 ­ анероидно­мембранных, трубчато­пружинных и сильфонных приборов». Так родилось предприятие, носящее сегодня название ОАО «Аэроприбор­Восход».

С момента создания и до 1947 года оно имело название «Опытно­конструкторское бюро ОКБ­3». С 1947 по 1953 год ­ «Опытно­конструкторское бюро ОКБ­133», а с 1953 по 1966 год ­ «Государственное союзное опытное конструкторское бюро ГС ОКБ­133».

Николай Матвеев

ПЕРВЫЙ ГЛАВНЫЙ

В первые годы существования предприятия его возглавил Николай Константинович Матвеев. Именно с его именем связано создание конструкторского бюро и его развитие в течение первых 15 лет.

До этого назначения за плечами Николая Константиновича были учёба в Императорском Строгановском училище, фронты Первой мировой и работа на предприятиях авиационной промышленности, где он прошел путь от техника до начальника центральной лаборатории.

В 1936 году, находясь в должности начальника научно­-исследовательской лаборатории НИИ­12, Н.К. Матвеев был командирован в США для изучения производства сильфонов и области их применения.

Результатом этой трехмесячной командировки явилось не только всестороннее изучение конструкции и технологии производства современных мембранных приборов, но и приобретение более 200 патентов по соответствующей тематике.

В начале своей деятельности предприятие размещалось на территории завода № 133, имело производственную площадь 438 кв.м. и численность персонала 62 человека, в том числе: управленцев ­ 4, конструкторов ­ 9, лаборантов ­ 10, рабочих ­ 39. Ядром коллектива ОКБ­3 стала группа специалистов сектора анероидно­мембранных приборов центральной лаборатории завода №213 и группа конструкторов того же завода, специализировавшихся на разработке авиационных приборов на основе упругих чувствительных элементов (УЧЭ).

С учетом того, что организационная структура ОКБ­3 была расположена на территории завода №133, она была минимизирована и включала в себя конструкторские группы, исследовательские лаборатории, группу технической документации и опытное производство в составе механического и сборочного участков. С первых дней образования коллектив ОКБ­3 приступил к созданию образцов нового приборного оборудования.

В 1945 году начались разработки автоматики управления системами самолета, испытательной и регистрирующей аппаратуры, а также пилотажно­навигационных приборов. Работу ОКБ­3 вело и в мирных целях — барометры, элементы электрических сетей, автоматическая радиометеостанция.

В последующие годы структура предприятия адаптировалась к реальным планам работ, задаваемых НКАП. К 1949 году потребность отрасли в аэрометрических приборах обеспечила существенный рост численности коллектива ОКБ. Потребовалось изменение организационной структуры предприятия с целью реализации полного цикла работ: исследования, макетирование, конструкторская разработка, изготовление и испытания нового аэрометрического бортового оборудования летательных аппаратов.

В период 1946­1949 гг. были разработаны и запущены в серийное производство десятки наименований изделий, которые очень хорошо проявили себя в эксплуатации на летательных аппаратах различных типов.

За большой личный вклад в создание приборного оборудования для образцов новой авиационно­-космической техники Главный конструктор ­ начальник ОКБ­133 Николай Константинович Матвеев был удостоен высоких правительственных наград: ордена Красной Звезды (в 1945 г.), трех орденов Трудового Красного Знамени (в 1948 г., 1951 г. и 1956 г.), ордена Ленина (в 1953 г.). Ему были присуждены Сталинская премия 3­й степени (в 1949 г.) и Сталинская премия 2­й степени (в 1951 и 1953 гг.).

Рубен Чачикян

УВЕРЕННОЕ РАЗВИТИЕ

В 1959 году Главным конструктором ОКБ был назначен известный к тому времени конструктор и ученый Рубен Григорьевич Чачикян. С его именем связано развитие и расширение тематики предприятия в направлении создания бортовых аэрометрических систем, комплексов, систем повышения безопасности полетов и интегрированных средств отображения информации.

Рубен Григорьевич Чачикян удачно сочетал в себе качества ученого и производственника, много сделал для становления и развития предприятия. Заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии. Он родился в 1910 году в Тифлисе. В 1930 году окончил Ленинградский машиностроительный институт и до войны работал в Ленинграде, в Особом конструкторском бюро. В 1939 году Рубен Григорьевич разработал оригинальную систему для автоматического взлета и посадки самолетов ТБ­3 и СБ, а во время боевых действий лично участвовал в первом боевом применении самолета ТБ­3, который управлялся по радиоканалу.

В должности Главного конструктора МПКБ «Восход» (а именно так стало называться предприятие с 1966 года) Р.Г. Чачикян проработал до 1986 года. Под его руководством начатые в 1940­е годы работы по созданию пилотажных механических приборов были продолжены. ОКБ приступило к разработке электронных приборов, способных выполнять свои функции как при нормальной работе систем электроснабжения, так и в аварийном режиме.

Также был проведен большой объем исследовательских конструкторских работ, направленных на расширение диапазона и повышение точности измерения, поиск оптимальных по эргономике форм представления информации экипажу и создано многообразие приборов измерения барометрической высоты, вертикальной скорости, приборной и истинной скорости, указателей числа М.

Под руководством Р.Г. Чачикяна были созданы системы парашютной автоматики, обеспечившие приземление первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина и других космонавтов, а также барокомандные устройства обеспечения приземления всех наших космических кораблей. Им были созданы автоматы для систем катапультирования всех боевых самолетов СССР.

Тогда же были созданы первые в Советском Союзе аналоговые системы воздушных сигналов и информационные комплексы высотно­скоростных параметров.

Рубен Григорьевич внес значительный вклад в разработку аппаратуры и научно­методического обеспечения полетов по сокращенным интервалам вертикального эшелонирования в воздушном пространстве, в создание систем предупреждения об опасном сближении с землей.

Рубен Григорьевич Чачикян ­ кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции, трех орденов Трудового Красного Знамени, обладатель многочисленных медалей и памятных знаков. Он ­ автор более 150 научных трудов и изобретений.

Владимир Кравцов

ПЕРВЫЕ «ЦИФРОВЫЕ» ­ ЭПОХА ПЕРЕМЕН

В 1986 году МПКБ «Восход» возглавил Владимир Георгиевич Кравцов, талантливый инженер, известный в авиационной промышленности нашей страны и за рубежом.

Владимир Георгиевич в 1961 году окончил Московский электротехнический институт связи по специальности «Радиотехника». По окончании института работал по специальности в НИИ министерства судостроительной промышленности, а в 1965 году пришел в ОКБ­133. Совершенствуясь и набираясь опыта, он прошел путь от инженера­конструктора до Главного конструктора, руководителя ОКБ.

С именем Кравцова связаны многие успехи и знаковые события в наиболее важных сегментах развития МПКБ «Восход».

Он непосредственно участвовал в создании высокоточных датчиков давления, систем воздушных сигналов и информационных комплексов для всех типов летательных аппаратов, систем предупреждения приближения земли и наземных средств барометрического контроля бортового оборудования.

Владимира Георгиевича смело можно назвать родоначальником цифровой аэрометрии. Под его руководством было создано немало пионерских, инновационных изделий. Среди них первая отечественная цифровая система воздушных сигналов СВС­2Ц­1 для самолёта МиГ­25.

15 ноября 1988 года совершил свой первый и единственный полёт орбитальный космический корабль «Буран». Успешная автоматическая посадка «Бурана» во многом была обеспечена приборами и системами, разработанными на МПКБ «Восход». Главный конструктор Владимир Георгиевич Кравцов непосредственно участвовал не только в создании этой аппаратуры, но и лично присутствовал в ЦУПе во время этого исторического полёта.

Заметную роль Владимир Георгиевич сыграл в реализации программы по внедрению сокращённых минимумов вертикального эшелонирования RVSM в российском воздушном пространстве. С 2002 года в инициативном порядке, за счет собственных средств, предприятие вело разработку ВБЭ. Нормы начали действовать в России только в 2011 году, однако приборы и системы, разработанные под руководством В.Г. Кравцова более 20­ти лет назад, уже тогда позволили отечественным воздушным судам выполнять международные рейсы с уменьшенными минимумами эшелонирования.

В 1994 году предприятие становится акционерным обществом открытого типа. Благодаря структурной перестройке, после кризисных 90­х годов численность работников предприятия значительно возросла. Несмотря на хаос и неразбериху 90­х гг., на предприятии удалось сохранить костяк коллектива, сплочённое ОКБ, которое благодаря энтузиазму и преданности делу и сегодня продолжает создавать высокотехнологичную продукцию, соответствующую уровню мировых стандартов. Предприятие расширило сферу своей деятельности и начало разработку аппаратуры также и для вертолётов.

В.Г. Кравцов – автор более 60 изобретений. Его личный вклад в развитие авиационного приборостроения отмечен правительственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, медалями: «100 лет со дня рождения В.И.Ленина», «300 лет ВМФ», «Академика С.П.Королева», «Ветеран труда». Имеет звание «Почетный авиастроитель». В.Г. Кравцов ­ действительный член Международной академии информатизации и Международной академии реальной экономики.

«Восход» пережил непростые реформо­перестроечные времена, на предприятии появилось новое поколение специалистов, которые обеспечили заделы для дальнейшего развития.

В настоящее время в результате структурных преобразований сложилась оптимальная структура предприятия, основу которой составляют четыре Тематических конструкторских отдела. У каждого из них своя тематика, богатая история, свои свершения и трудовые заслуги. Каждый из них заслуживает отдельного подробного рассказа.

Дятлов Вячеслав Николаевич,

начальник Тематического конструкторского
отдела ­1:

ТКО­1 — ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Датой рождения ТКО как отдела, основным направлением деятельности которого является разработка цифровых систем воздушных сигналов, информационных комплексов высотно­скоростных параметров и специализированных вычислительных систем для ракетной техники, можно считать 1974 год, когда было утверждено техническое задание на систему СВС­2Ц­1 для объекта «155МП» (МиГ­25). В процессе выполнения работ по данной теме была создана уникальная цифровая система воздушных сигналов.

Сейчас трудно представить, как с помощью трех действий – сложения, вычитания, сдвига – при объеме постоянного запоминающего устройства 2К­16­–ти разрядных слов, выполненного на ферритовых сердечниках, и объеме оперативного запоминающего устройства 32­16 ти разрядных слова – решались сложные математические уравнения.

Разработка системы СВС­2Ц­1 может быть примером эффективного творческого труда математиков, конструкторов, схемотехников, технологов. К этому следует добавить, что создание цифровой системы воздушных сигналов было бы невозможно без разработки прецизионных, высокостабильных датчиков давления. Эта проблема была успешно решена сотрудниками ТКО­2, разработавшими датчики давления генераторного типа, ДДГ­1.

В 1974 году были успешно завершены Государственные лабораторные испытания системы и, начиная с 1979 года, был начат серийный выпуск данной системы на Воронежском заводе «Электроприбор». На базе системы СВС­2Ц­1 были разработаны системы СВС­2Ц­1М, СВС­2Ц­2, СВС­2Ц­4, которые до сих пор находятся в эксплуатации на самолетах МиГ­31, Су­27, Ту­160. Для гражданской авиации была разработана система СВС­1Ц­1, которая эксплуатируется на самолетах Ту­154М. На базе системы СВС­2Ц­2 был разработан первый цифровой комплекс высотно­скоростных параметров ИК­ВСП­2­10 для самолета Су­27.

Далее, по мере совершенствования элементной базы и разработки новых датчиков давлений генераторного типа ДДГ­2, затем модулей давлений МД­13, МД­9, были разработаны следующие изделия:

• Ц009 для ракетной техники;

• СВС­2Ц­У для самолета Су­27;

• СВС­85 для самолетной гражданской авиации нового поколения – Ил­96, Ту­204, Ил­114;

• СВС­2Ц­У 30МКИ – одна из наиболее востребованных систем в настоящее время, которая устанавливается на оте­
чественные самолеты и поставляется в их составе на экспорт – в Индию, Алжир, Малайзию, Индонезию, Вьетнам;

• СВС­2Ц­У2 – первая цифровая система воздушных сигналов с мультиплексным каналом цифрового обмена для объекта Су­34;

• СВС­2Ц­2сер2 – двухканальная система воздушных сигналов для самолетов Су­30МК2, Су­30МКК, экспортировалась в составе самолетов Су­30МКК, Су­30МКВ для Китая и Венесуэлы, внедрение этой системы позволило исключить из состава самолетов большое количество сигнализаторов и автономных датчиков давления;

• СВС­2Ц2­2сер3 – двухканальная система воздушных сигналов для самолетов корабельного базирования МиГ­29К, МиГ­29КУБ, экспортировалась в составе самолетов для ВМФ Индии.

На базе системы СВС­2Ц­2сер2 разработаны комплексы высотно­скоростных параметров ИК­ВСП­2­10­02, ИК­ВСП­2­10У, ИК­ВСП­2­10­03;

• изделие Ц009­2М, Ц009­Н, СВС­Р для ракетной техники;

• изделие БВС­СС – блок воздушных сигналов самолетных систем для двигательной автоматики самолетов Су­30СМ (Россия), Су­30МКМ (Малайзия), Су­30МКА (Алжир);

• изделие 7339, 7339­1 – интеллектуальные датчики давления, которые могут выдавать разовые команды по тем значениям давлений, которые получают от блока управления. Отличительная особенность – интерфейс «CAN», устанавливается на самолеты Ту­204СМ, вертолеты Ка­52 для систем кондиционирования.

Для обеспечения полетов отечественных гражданских самолетов в условиях новых норм эшелонирования были разработаны электронные высотомеры типа ВБЭ­2 и блоки связи и контроля БСКА­Э, БСКА­Э1. В 2005 году были разработаны и серийно выпускаются в настоящее время для нужд военно­-транспортной авиации ВБЭ­2В, ВБЭ­СВС­В, БСКА­Э1В, БСКА­ЭВ. Отличительной особенностью ВБЭ­2В и ВБЭ­СВС­В является то, что в них реализованы поправки к измерению статического давления для всех типов самолетов, находящихся в эксплуатации в настоящее время.

В 2005 году начата разработка систем измерения воздушных данных с включением в их состав многофункциональных приемников воздушных давлений. Эта работа осуществлялась в тесном сотрудничестве с ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского:

­ СИВПВ­52 для ударного вертолета Ка­52;

­ СИ ВСП­35 для маневренного самолета Су­35;

­ СИ ВСП­35­1 для объекта Т­50 (в 2007г.).

Завершена разработка систем СВС­96ВС для модернизации самолета Ту­95, СВС­96В для самолета Ан­70.

Начата разработка системы измерения воздушных данных с резервным контуром по теме ИКБО ИМА и в интересах перспективного самолета гражданской авиации МС­21.

Завершена разработка и осуществлена поставка опытных образцов информационного комплекса ИК­ВСП­112В, ИК­ВСП­112В­02 для военно-­транспортных самолетов Ил­112, Ил­20, Ил­76МД­90А.

Назаров Олег Иванович,

начальник тематического отдела ТКО ­2

СЕРДЦЕ НАШИХ ПРИБОРОВ

Тематический конструкторский отдел ТКО­2 ведет свою историю от образованной в конце сороковых годов прошлого века лаборатории чувствительных элементов, переименованной в начале 1950­ гг. в тематическое конструкторское бюро по разработке упругих чувствительных элементов (УЧЭ) мембранного и сильфонного типов для измерения абсолютного и избыточного давлений.

Упругие чувствительные элементы являются сердцем всех измерительных приборов. Несмотря на то, что УЧЭ представляет собой в основном одну единственную деталь- оболочку, он способен обеспечить реализацию определенной функциональной зависимости между действующим на него давлением среды и одним из выходных параметров (к примеру, перемещением, усилием или собственной частотой колебаний).

Эти зависимости не всегда линейны, они представляют сложную функцию, определяемую измеряемым параметром (например, высотой или скоростью полета самолета).

УЧЭ должны работать при всех возможных условиях эксплуатации, включая высокие и низкие температуры, вибрационные и ударные воздействия, агрессивные среды, радиоактивные излучения и т.п. При этом они должны сохранять требуемые метрологические характеристики на протяжении всего срока службы. Надежность же их должна быть существенно выше надежности самого измерительного устройства (для авиатехники среднее время наработки на отказ составляет 30 000 часов).

Этим объясняется то, что на разработку УЧЭ требуется значительное время, подчас не меньше, чем на разработку всего измерительного устройства.

Учитывая важность выполняемых УЧЭ функций, их разработка заканчивалась выпуском полного комплекта технической документации как на самостоятельное изделие: технических условий, чертежей и технологии их изготовления, а с 1970­х годов ­ директивной технологии изготовления особо ответственных УЧЭ.

Необходимо отметить, что к 1990­м годам номенклатура разработанных УЧЭ превышала 500 наименований, охватывая диапазон измерения давления от десятков миллиметров водяного столба до сотни атмосфер. Многие из них и по сей день широко применяются в приборах для измерения высоты и скорости полета, вертикальной скорости и числа М, в двигательной автоматике, системах жизнеобеспечения пилотов и космонавтов, парашютной автоматике, блоках, системах посадки космических аппаратов, всевозможных датчиках давления.

Добиться таких результатов было бы невозможно без привлечения ведущих исследовательских и учебных институтов страны. Большой вклад в совершенствование УЧЭ внесли ВИАМ, ГИПРОЦМО, ЦНИИЧЕРМЕТ, обеспечивая промышленность новыми сплавами, отвечающими специальным техническим требованиям, сформулированным нашими специалистами. Разработкой методов расчета параметров УЧЭ занималось МВТУ им. Н.Э. Баумана.

С середины 1970­х годов для создания УЧЭ стали использовать сплавы, требующие исследования материала на уровне кристаллической решетки. Эти работы проводились совместно с лабораторией физики металлов ИНДМАШ АНБССР.

Следует особо отметить, что необходимость обеспечения высокой точности характеристик УЧЭ потребовала решения еще одной чрезвычайно важной и сложной задачи – создания высокоточной аппаратуры для измерения перемещений и задания давления.

Для этих целей были привлечены МВТУ им. Н.Э. Баумана, где был создан фотоэлектрический растровый длинномер с погрешностью измерения 0,2 мкм и измерительным усилием 2 г., и Ленинградский механический институт (ныне БГТУ им. Д.Ф. Устинова), которым были разработаны грузопоршневые манометры абсолютного давления МАД­3, МАД­40, МАД­720 с погрешностью 0,005%.

В начале 1980­х годов, в связи с сокращением заказов на разработку УЧЭ мембранного типа и с необходимостью сосредоточить коллектив ТКО­1 на разработке систем воздушных сигналов и комплексов высотно­скоростных параметров, по решению руководства предприятия в ТКО­2 была переведена группа специалистов, занимающихся разработкой датчиков давления. Чувствительным элементом являлся тонкостенный цилиндрический резонатор, собственная частота которого зависела от измеряемого давления.

За основу были выбраны два технических направления:

Термостатированный датчик давления частотный

На основе конструкции датчика ДДЧ были разработаны следующие модификации:

­ ДВБЧ – для системы регистрации параметров полета на самолете Ил­86;

­ ДВБЧ­У – для наземной контрольно­поверочной аппаратуры типа ГД и ИДЦ;

­ ДДЧГ – для системы измерения высотно­скоростных параметров СВСП орбитального корабля «Буран»;

­ ДДЧП с МД­13 – для наземной контрольно­поверочной аппаратуры типа МЦП и ИДЦ.

Термокомпенсированный датчик давления генераторный

На базе этих датчиков и их модификаций с модулями давления МД­13 и МД­9 на протяжении последних 30 лет разрабатываются предприятием и серийно выпускаются высокоточные бортовые системы воздушных сигналов и комплексы высотно­скоростных параметров для всех типов летательных аппаратов, не имеющих аналогов в нашей стране. А такие системы, как СИ ВСП­35 и СИ ВПВ­52, не имеют и мировых аналогов.

В широкой гамме контрольно-­измерительных приборов военного и общепромышленного назначения, разработанных коллективом отдела и выпускаемых нашим предприятием, используются датчики только своей разработки и изготовления.

В 1987 г. по решению НТС предприятия с целью консолидации работ по разработке датчиков давления измерительных и указательных с использованием УЧЭ различных типов произошло слияние ТКО­2 и ТКО­5.

В это же время в отделе появилось направление по разработке приемников воздушных давлений.

В последующие годы было разработано большое количество датчиков и реле типа ДДИ и РДИ для различных систем самолетов и вертолетов, датчик ДПДИ±90 для систем танкового вооружения.

Для применения на транспортных космических кораблях «Союз», «Прогресс» и на МКС разработаны приборы типа БРДИ­1, ДДИ­1, РДИ­2.

Для аэростатов и дирижаблей разработаны такие приборы как МВС, МВСК, СПМД.

Для самолета Су­30 и всех его модификаций разработан приемник воздушных давлений ПВД­30, а для Ан­70 ­ приемник ПВД­33.

В тяжелые девяностые годы, при отсутствии финансирования и заказов, было уделено большое внимание поиску иностранных партнеров. С двумя китайскими предприятиями были заключены долгосрочные контракты на поставку чувствительных элементов резонаторного типа. На средства предприятия CAIC (КНР) проведены ОКР по разработке ряда частотных датчиков с диапазоном измерения до 25 атмосфер и малогабаритных датчиков типа МДД.

На средства Министерства экономики Германии совместно с ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского и немецкой фирмой NORD­MICRO была проведена разработка приемника воздушных давлений ПВД­40. Результаты работы запатентованы в 15 ведущих странах.

Но самым значительным событием в те годы было решение о разработке за счет собственных средств электронных высотомеров ВБЭ с ЖК ­ индикацией совместно с блоком БСКА для удовлетворения требований RVSM по вертикальному эшелонированию.

Комплексная бригада из сотрудников разных подразделений смогла в сжатые сроки разработать приборы и провести все необходимые испытания. Это позволило обеспечить предприятие устойчивыми заказами и послужило началом развития целого направления резервных электронных приборов.

В последние годы велась разработка новых приемников воздушных давлений:

­ ППД­11 и ППД­11М – для магистральных самолетов;

­ ППД­6Б ­ для ракетной техники;

­ ПВД­ 44 ­ для вертолетной СИ ВСП­52;

­ ПВД­ 45 – для самолетной СИ ВСП­35.

Разработана и внедрена в производство автоматизированная система градуировки датчиков и аппаратуры для проверки физико-­технических параметров чувствительных элементов и модулей давления частотных датчиков.

Закончены МВИ изделий ППКР­СВС­В и БКПВД­33­3, разработана КПА ППС для проверки парашютных автоматов.

Коллектив также принимал активное участие во всех разработках, проводимых ТКО­1 и ТКО­4.

Совместно с ТКО­1 разработаны интеллектуальные датчики 7339 и 7339.01, которые устанавливаются в системы кондиционирования воздуха Ту­204СМ и Ка­52.

В ближайшее время совместно с ТКО­1 планируется участие в разработке перспективных систем и комплексов высотно­скоростных параметров, с ТКО­4 будут осуществляться работы по созданию электронного бароблока для перспективного космического транспортного корабля нового поколения.

На сегодняшний день в ТКО­2 ведутся работы по совершенствованию конструкции МД­9 и МД­13, по устранению замечаний по результатам испытаний изделий 7339 и 7339.01, также разработка оригинального сферического приемника воздушных давлений и создание автоматической системы градуировки частотных датчиков давления.

Решетов Дмитрий Юрьевич,

заместитель Главного конструктора, начальник ТКО­3

НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ – БОЕВЫЕ БЕСПИЛОТНИКИ И ПОЛНОСТЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ

В ноябре 2003 года на ОАО «Аэроприбор­-Восход» образовался сектор систем управления общесамолетным оборудованием (СУОСО). Основа коллектива ­ это группа из 15 человек, специалистов, пришедших с МАЗ «Дзержинец» (ОАО «Аэроэлектромаш»). Специалисты сектора имели опыт в создании системы СУОСО для самолета Ан­70, а также систем стартовой автоматики комплексов ПРО (Амур), систем автоматизирования наземного контроля для самолета МиГ­31, системы единого времени и эталонных частот для субмарин проекта 955 «Борей». С 2004 по 2009 год коллектив разработал ряд эскизных и технических предложений по системам СУОСО, СУОВО для самолетов ТУ­204СМ, Ил­112 (МТС), МС­21, Ту­444 и вертолета Ка­226Т.

С 2007 года ОАО «Аэроприбор-­Восход» принимает участие в целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России» на 2002­2010 гг., и на период до 2015 года. В рамках этой программы были разработаны прототипы образцов аппаратуры для построения систем с распределенной архитектурой: блоки коммутации и защиты (БКЗ­27 и БКЗ­115), образцы пультов управления для систем СУОСО, блок удаленного концентратора сигналов (БУКС). Все блоки имеют цифровое управление и обладают достаточным вычислительным потенциалом для решения задач управления и контроля.

С 2011 года начаты работы по созданию систем СУОВО для вертолета Ка­62. Были разработаны эскизный проект и техническое предложение. В 2012 году началось изготовление трех комплектов аппаратуры СУОВО­С для опытных вертолетов Ка­62. Производственной программой предусматривается поставка аппаратуры СУОВО­С для 100 машин до 2018 года. В настоящее время ведутся работы по подготовке производства для реализации этого проекта.

Еще одно перспективное направление ­ разработка беспилотных авиационных систем. С начала 2014 ведутся предварительные исследования по разработке и производству системы СЭС для беспилотного летательного аппарата вертолетного типа.

Кроме того, продолжаются работы в сотрудничестве с ФГУП «ГосНИИАС» по исследованию систем распределения вторичного электропитания с динамическим распределением мощности для полностью электрического самолета (ПЭС). Один из этапов этой работы будет осуществлен в 2014 году.

Еще одним, как бы непрофильным, но от того не менее ответственным направлением работы отдела ТКО­3 является разработка системы автоматической смазки механизма часов Спасской башни Московского Кремля и системы управления башенными барометрами и термометрами главного здания МГУ. При реализации этих двух проектов была использована аппаратура СУОСО и СУОВО (системы управления общесамолетным и общевертолетным оборудованием).

Зимарин Владимир Михайлович,

начальник Тематического конструкторского отдела ­4

НА БАЗЕ ОПЫТА К ИННОВАЦИЯМ

В сферу тематики ТКО­4 входит разработка приборов и систем индикации различного назначения, приборов и систем предупреждения о критических режимах полета, а также приборов и систем парашютной и катапультной автоматики для авиационной и космической техники.

В подразделении зародилась и получила развитие новая тематика – малогабаритные приборы и системы с использованием полноцветных матричных ЖК­индикаторов. В период 2001­2002 гг. был проведен комплекс работ по созданию и внедрению в серийное производство электронного барометрического высотомера типа ВБЭ­СВС­ЦМ. Это высокоточный малогабаритный автономный электронный прибор, выполненный на современной элементной базе и обеспечивающий выполнение полетов в условиях сокращенных минимумов вертикального эшелонирования в соответствии с требованиями ИКАО и стандарта RVSM. Кроме функций классического высотомера, в приборе реализованы функции задания эшелона и сигнализации при отклонении от него, а также функции системы воздушных сигналов для выдачи параметров СВС внешним потребителям при модернизации бортов со старым оборудованием. В состав прибора входят высокоточные датчики давления, цифровой вычислитель, набор интерфейсных устройств для обеспечения внешних потребителей информацией о высотно­скоростных параметрах и полноцветный ЖК­индикатор для отображения визуальной информации экипажу.

Проведенные работы по высотомеру ВБЭ­СВС­ЦМ позволили создать унифицированную платформу, на базе которой в последующем были разработаны и внедрены в серийное производство различные модификации комбинированного резервного прибора типа ППКР­СВС, который обеспечивает замену группы механических резервных приборов (высотомер, вариометр, измеритель приборной скорости и числа М) одним комбинированным прибором, а также различные модификации навигационно­посадочного индикатора типа НПИ для замены электромеханических указателей типа РМИ и указателей директорных приборов.

Семейство приборов прошло полный цикл испытаний, сертифицировано и выпускается серийно. Общее количество выпущенных на сегодняшний день приборов (в том числе и для экспортных поставок) составляет свыше 700 штук.

В настоящее время на базе указанного семейства приборов выполняется разработка интегрированной системы резервных приборов с каналом авиагоризонта.

ТКО­4 освоены в серийном производстве следующие модификации приборов: ВБЭ­1­ЦМ, ВБЭ­2­ЦМ,
ВБЭ­2А­ЦМ, ВБЭ­2Б­ЦМ, ВБЭ­СВС­ЦМ, ВБЭ­СВС­А­ЦМ,
ВБЭ­СВС­Б­ЦМ, ППКР­СВС, ППКР­СВС­В, НПИ, НПИ­В. 

Типы ЛА, на которых используется наше оборудование:
Ан­148/158, Ан­74ТК­300, Ан­140, Ан­124­100, Ан­70,
Ан­32, Ан­30, Ан­26, Ан­12, Ил­114, Ил­76МД­90А,
Ту­214ОН, Ту­204СМ, Як­40, Як­42, Ка­32.

Также коллектив отдела приступил к разработке новых изделий: системы предупреждения критических режимов по углу атаки и перегрузке СПКР­УАП и указателей УП­ЦМ (заказчик «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина»). Эта разработка логически продолжит линейку приборов с цветным ЖК­индикатором типоразмера 3ATI. Планируется также новая разработка в рамках автоматики для средств приземления. В настоящее время совместно с ТКО­2 проводится предварительный этап проработок по созданию электронного бароблока для перспективного космического транспортного корабля нового поколения (заказчик ­ «РКК «Энергия» им. С.П.Королева).

Сегодня мы наблюдаем долгожданное возрождение отечественной авиастроительной промышленности. Сложнее становится электроника, растут возможности новых, современных самолетов, а значит, нужны столь же совершенные приборы. «Аэроприбор-­Восход» неуклонно движется вперед, готов ответить на вызовы времени, которое диктует все более сложные задачи.

От редакции журнала «Крылья Родины»: поздравляем руководство и весь коллектив ОАО «Аэроприбор­Восход» с 70­летним юбилеем! Желаем дальнейших творческих и технических находок, широких возможностей, единства и взаимопонимания в коллективе и точного удержания набранной высоты!