Авионика и вооружение

В.И. Толстиков, редактор «КР». «Пока человек в движении – он живет»

СЛОВО о ГЛАВНОМ КОНСТРУКТОРЕ

Каждый раз, знакомясь с людьми, чье детство пришлось на 50-е годы, замечал: при, казалось бы, внешней схожести жизненных ситуаций, тем не менее, каждый из них избирал СВОЙ, единственный и неповторимый путь. Как это им удавалось? Как такое могло быть, когда послевоенное время далеко не безоблачное, а романтики, оказывается, было полные закрома!?

Общение с Главным конструктором ОАО «МКБ «Искра» имени И.И.Картукова» Михаилом Дмитриевичем Граменицким с одной стороны удивило, с другой – восхитило.

Михаил Дмитриевич же с самого начала беседы развеял извечные рассуждения о трудном детстве. Да, тогда не было того изобилия, в котором буквально купаются нынешние его сверстники. Не было и сплошной компьютеризации. Зато было то, что несравнимо с нынешними «прелестями». По утверждению Михаила Дмитриевича, тогда было детство настоящим. Он не только учился на «отлично», но и с золотой медалью закончил школу. Все потому, что с детства у него выработалась привычка - все, к чему прикасался, постигать в полном объеме. В этом стремлении скрывался кураж: «докапываться» до самых научных глубин. Если кто-то из этой информации попытается составить идеализированный портрет отличника, то будет неправ. Михаил был активным участником и мальчишеских разборок в своем дворе. Чего греха таить, иногда и с синяками приходил домой. А теперь, что особенно удивило - после разборок во дворе Дмитрий еще и обучался в… музыкальной школе. Вряд ли кто-то с первого раза определит, на каком инструменте юный музыкант играл. На…виолончели. Притом, настолько успешно, что принимал участие во всевозможных конкурсах. Его мама не без оснований мечтала, что ее сын свою жизнь свяжет с музыкой. Однако, в конечном итоге, выбор Михаила оказался иным.

Кстати, вкусности тоже были доступны. Но только по воскресеньям и за достойные результаты в учебе (синяки сюда не плюсовались). А теперь скажите, каким было детство у Михаила? Однозначно, насыщенным и ярким. Он и сейчас многие моменты из тех далеких лет, вспоминает с блеском в глазах.

Еще один фактор, который не перестает удивлять: подростки тех лет раз и навсегда избирали профессию. Затем, всю последующую жизнь оставались ей верны. Михаил по окончании школы хотел стать ракетчиком. Поэтому намеревался поступить в Военную академию имени Ф.Э.Дзержинского, которая в тот период переходила к подготовке в своих стенах офицеров-ракетчиков. Но, к сожалению, в год окончания школы соответствующего набора курсантов для обучения офицеров-ракетчиков в этом военно-учебном заведении не проводилось. Этот факт не остудил его порыв. Ради претворения в жизнь своей мечты, Михаил поступает в Московское высшее техническое училище имени Н.Э.Баумана на факультет, связанный с подготовкой, в том числе, инженеров-ракетчиков.

Следующая страница в биографии Михаила Дмитриевича и удивила, и восхитила одновременно. В его трудовой книге имеется запись, что после окончания «бауманки» в 1963 году по специальности инженер-механик по летательным аппаратам, он поступает на работу на Московский машиностроительный завод «Искра. На этом его трудовая биографическая хронология и завершается. Впервые в жизни встречаюсь с человеком, у которого запись в трудовой книге одна единственная: только о приеме на работу. Можете себе представить - с 1963 года по настоящее время неизменно на одном предприятии!? Лично мне трудно. Михаил Дмитриевич сразу развеял все сомнения: работа конструктором – не позволяет расслабиться. Надоесть она тем более не может, так как постоянно связана с постоянно возникающими неординарными ситуациями. Конструктору заказано достичь совершенства – он обречен всю жизнь учиться, учиться и еще раз учиться. Такова специфика этой специальности. По глазам Михаила Дмитриевича понял, о пенсии вопрос ему задавать нет смысла. «Пока сердце бьется в груди, буду работать», - признался он.

Вся жизнь Михаила Дмитриевича целиком и полностью связана с ОАО «МКБ «Искра» имени И.И.Картукова. На этом предприятии он последовательно прошел все конструкторские должности, от инженера-конструктора до заместителя главного конструктора предприятия. В 1998 году М.Д.Граменицкий был назначен Главным конструктором – первым заместителем генерального директора ОАО «МКБ «Искра» имени И.И.Картукова».

К числу первых его конструкторских «детищ» следует отнести участие в создании стартового агрегата для первой советской противокорабельной крылатой ракеты морского базирования со сверхзвуковой скоростью полета П-500 «Базальт». Затем последовали работы по созданию стартовых двигателей и агрегатов для аналогичных ракет «Вулкан» и «Малахит», дозвуковой маловысотной ПКР Х-35, тактической управляемой ракеты класса «воздух-поверхность» средней дальности Х-31, ряда других средств поражения тактического уровня.

Большое число работ по созданию в области космической техники проводилось под руководством Михаила Дмитриевича и при его непосредственном участии. Это и двигатели раскрутки и увода спутника серии «Космос», и комплекс двигателей для пилотируемого спускаемого аппарата космической станции «Алмаз», и ряд других важных изделий для обеспечения космических полетов. Особого внимания заслуживает разработанная при его участии двигательная установка системы аварийного спасения (ДУ САС) экипажей пилотируемых космических кораблей. Надежность и безопасность этой системы была подтверждена на практике, когда в 1983 году с ее помощью было обеспечено спасение экипажа космического корабля «Союз-Т» при аварии ракеты-носителя на старте. С тех пор ДУ САС стала своего рода «визитной карточкой» ОАО «МКБ «Искра».

Всего при участии Михаила Дмитриевича разработано и внедрено в серийное производство около 30 образцов ракетных двигателей твердого топлива и газогенераторов для различных областей применения. Он является автором более 50 изобретений и печатных трудов.

Государство высоко и по достоинству оценило заслуги Михаила Дмитриевича. За участие в создании, освоении и производстве образцов новой техники он награжден орденом «Трудового Красного Знамени», медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», «Ветеран труда» и др.

В 1996 году Михаилу Дмитриевичу присуждена премия Правительства Российской Федерации. В 2000 году он избирается действительным членом Российской академии Космонавтики имени К.Э.Циолковского, а в 2010 году удостоен звания «Заслуженный конструктор Российской Федерации». За большой вклад в развитие отечественной космонавтики ему присвоены почетные звания: «Ветеран космонавтики России» в 2002 голу и «Заслуженный создатель космической техники» в 2006 году.

Сегодня ОАО «МКБ «Искра», сердцем которого является возглавляемое М.Д.Граменицким КБ, динамично развивающееся предприятие. В недрах научно-исследовательских и конструкторских коллективов рождаются идеи, расширяющие инновационные горизонты создания современных высокотехнологичных образцов ракетных двигателей твердого топлива и газогенераторов различного назначения. В последние годы заключены и выполняются международные контракты с Китаем, Индией. Имеются хорошие перспективы сотрудничества с Вьетнамом, Бразилией, ЮАР, Южной Кореей. Много усилий направляется на разработку и освоение перспективных «прорывных» технологий с внедрением их в новые образцы высокоточного авиационного оружия, в том числе, для оснащения отечественного истребителя 5-го поколения. Для этого на предприятии одними из первых в мире приступили к созданию комбинированных ракетно-прямоточных двигателей на твердых и пастообразных топливах. Во всех этих начинаниях большая заслуга принадлежит Главному конструктору предприятия.

Особо важная тема для Михаила Дмитриевича - подготовка достойной смены. Предприятие наладило сотрудничество с рядом технических ВУЗов – Московским авиационным институтом, Московским государственным техническим университетом имени Н.Э.Баумана, Московским государственным университетом приборостроения и информатики и др. «Мы их периодически собираем и говорим: «Наша задача - передать вам опыт и знания, а ваша - воспринять и заменить нас достойным образом».

Мечтает Дмитрий Граменицкий о том, чтобы ОАО «МКБ «Искра» и в последующие годы так же успешно развивалось. Он многократно подчеркивал что «наши изделия никогда никого не подводили. Школа - есть школа, и не дай Бог ее развалить!»

Своими успехами в работе и карьере Михаил Дмитриевич во многом обязан своей «второй половине». В этом случае это не просто расхожая фраза: его будущая супруга так же после окончания «бауманки» была распределена на предприятие. Здесь они познакомились, впоследствии создали крепкую семью, и долгие годы рука об руку трудились в одном коллективе, воплощая в жизни свои конструкторские замыслы.

Только не подумайте, что перед вами исключительно конструкторская семья. Они вырастили и воспитали сына и дочь. Две его внучки пошли по стопам деда. Особая гордость Михаила Дмитриевича – его правнук Михаил. Прадед М.Граменицкий и на дачном участке по-прежнему владеет всеми необходимыми практическими навыками: сам вскапывает огород и без посторонней помощи выполняет весь объем физической нагрузки, который необходим при обустройстве жилища. «Я горжусь своей семьей и своими детьми», - подытожил Михаил Дмитриевич.

М.Д.Граменицкий – цельная и многогранная натура, источник энциклопедических знаний, обладатель громадного жизненного и практического опыта. Его внимательное и требовательное отношение к людям, наряду со справедливой требовательностью, вызывают глубокое уважение всего коллектива предприятия.

Михаил Дмитриевич выработал в себе способность принимать взвешенные, хорошо выверенные действия, направленные на решение сложных и, на первый взгляд, невыполнимых конструкторских и технологических задач, предотвращать и ликвидировать самые непредвиденные ситуации.