Авионика и вооружение

В.М.Ламзутов, заместитель главного редактора "КР". СОВРЕМЕННАЯ АВИОНИКА В МОСКВЕ

24-25 июля 2020 года в Москве, в гостинице, что недалеко от станции метро "Динамо", состоялась первая конференция «РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ АВИОНИКА 2020», организованная Санкт-Петербургской компанией «Навигатор», членом Ассоциации Вертолетной Индустрии.

С 1992 года Институт Авиационного Приборостроения "Навигатор", располагающийся в Санкт-Петербурге, разрабатывает и производит системы безопасности полётов, самолётные ответчики, системы наблюдения АЗН-В (1090 ES), радиотехнические системы навигации и посадки, спутниковые системы навигации и посадки, угломерно- дальномерные системы РСБН, бортовые многофункциональные системы , вычислительные модули и системы индикации.

Специалисты АО "Навигатор" осуществляют полный цикл научно-производственной деятельности: исследование, разработка, производство, испытания, сбыт, сопровождение в эксплуатации.

Авионика компании успешно эксплуатируется как на воздушных судах с аналоговым оборудованием, так и на ВС, построенных по принципу "стеклянной кабины".

На устроенной небольшой выставке участники конференции смогли ознакомиться с рядом оборудования, которое прибыло в Москву.

В рамках мероприятия была представлена новая отечественная разработка - унифицированный комплекс бортового оборудования для вертолета Ми-8. В состав комплекса входят 3 многофункциональных 15 дюймовых индикатора МФИ-2, на которых расположена пилотажная и центральная навигационная информация.
В нижней части расположены многофункциональные пульты, в которых задается маршрут и траектория полета. Также в составе комплекса имеются 3 резервных индикатора, которые выполняют функции резервного авиагоризонта, посадочного индикатора и хронометра. Комплекс оборудован пультами для самолетного ответчика и дальномера. Имеется и пульт автопилота. Новое изделие вызвало широкий интерес у иностранных заказчиков из Латинской Америки.
Важной особенностью новой системы индикации является отображение прогнозируемых параметров и условий полета, как по местоположению, так и по углам, а также приближение по предельным значениям, что позволяет летчику оценить развитие ситуации и повысить его осведомленность. На случай выхода из строя какой-то части системы, предусмотрено перераспределение функционала на оставшуюся систему индикации. Фактически при выходе из строя одного из МФИ, другие возьмут на себя его рабочее поле экрана. Система автоматически отслеживает состояние и не требует действий пилота для перераспределения информации.

«По сравнению с предыдущей разработкой, у нового поколения увеличено число резервных приборов, повышенные углы обзора и размеры многофункциональных дисплеев. При установке экранов ключевым параметром для нас было качество отображения информации для пилотов, чтобы углы обзора индикаторов были максимальными, а изображение контрастно, при этом увеличение диагонали мониторов было призвано разгрузить визуальную насыщенность индикации. Что касается представления информации, здесь мы стремимся к созданию концепции „темной кабины“, когда экипаж видит информацию, которая сейчас актуальна в данном режиме полета, это позволяет избавить пилотов от ненужной информации и сократить время реакции», - рассказал Владимир Снимщиков, главный конструктор по индикации и спутниковой навигации АО «Навигатор» и разработчика новой системы.

Участники конференции приняли активное участие в проведенном круглом столе. Состоявшиеся живые и заинтересованные дискуссии со специалистами АО "Навигатор" показали, что "первый блин" не вышел комом. Аппаратурой компании оборудованы сотни российских воздушных судов гражданского и военного назначения всех типов.

Фото автора