В рамках Евразийского аэрокосмического конгресса Dassault Systèmes провела дискуссию по вопросам цифровизации отрасли
Патрик ФАРДО: «Основная задача цифровизации – сломать барьеры между различными циклами развития продукта»
На Евразийском аэрокосмическом конгрессе компания Dassault Systèmes выступила организатором сессии «Цифровая платформа в аэрокосмической отрасли как способ повышения эффективности работы предприятия». По мнению участников мероприятия, российская индустрия уже сегодня получает реальные преимущества от внедрения цифровых инструментов.
Третий Евразийский аэрокосмический конгресс был посвящен трансформации аэрокосмической отрасли, которая на сегодняшний день нуждается в повышении эффективности и конкурентоспособности. Основой для этого должна стать цифровизация всех этапов жизненного цикла продукции – от проектирования до эксплуатации воздушных судов и космических аппаратов.
Для обсуждения существующих тенденций компания Dassault Systèmes организовала специальную сессию, в ходе которой представители компаний «Гражданские самолеты Сухого», «Роскосмос», «ВР-Технологии», Connected Aircraft Enterprise, «Национальная инжиниринговая корпорация», а также эксперт Сколковского института обменялись мнениями о ситуации в отрасли.
Дискуссия отталкивалась от тезиса, что возрастающая сложность современных разработок в авиации и космонавтике делает необходимым применение новых подходов – например, рассматривать продукт как «систему систем» и внедрять платформенный подход работы с цифровыми данными, который позволяет объединить все процессы по развитию и эксплуатации продукта.
Использование Цифровых двойников было названо спикерами в числе важнейших преимуществ трансформации, так как эта технология позволяет снижать затраты на разработку и прогнозировать эксплуатацию как в массовых производствах, так и в уникальных проектах. Например, спутник нельзя вернуть на взлетную полосу, как самолет и, обследовав его состояние, снова легко запустить на орбиту. Цифровые двойники решают эту проблему, так как предоставляют точную информацию об аппарате непосредственно в ходе работы над его созданием и отладкой.
Патрик Фардо (Patrick Fardeau), директор по управлению глобальными продажами в аэрокосмической отрасли, Dassault Systèmes, отметил, что смысл современной концепции цифровизации заключается в дополнении окружающего мира виртуальной средой: «Это более комплексное явление, чем простой сбор цифровых данных. Основная задача – сломать барьер между различными циклами развития продукта: от концепта до сервисной поддержки. Истинная ценность для предприятия кроется в возможности создать полноценную 3D-модель и применить к ней данные об использовании продукта. Например, можно не только физически, но и виртуально исследовать процессы коррозии в ходе эксплуатации воздушного судна, что имеет неоценимое значение для многих регионов».
Получение и своевременное применение данных позволяет как производителям, так и авиакомпаниям следить за состоянием отдельных компонентов, выяснять и устранять причины отказов, а также оперативно улучшать конструкцию. Цикл «разработка-эксплуатация-данные-разработка» ведет к совершенствованию проектов с меньшими рисками и затратами. Это шаг к работе без внеплановых простоев и точному прогнозируемому техническому обслуживанию.
Роман Марковский, директор по информационным технологиям АО «Гражданские самолеты Сухого», рассказал о практике такого подхода. В рамках пилотных проектов компания в режиме онлайн получает эксплуатационную статистику, которая используется для оценки ряда технических и экономических показателей. Последний момент особенно важен в продвижении продукции российских предприятий за счет получения объективных данных для сравнения с международными конкурентами. «В свою очередь, для повышения эффективности процессов управления жизненным циклом воздушного судна, с компанией Dassault Systèmes у нас проводятся «пилоты» по апробации новых методологий, в частности MBSE (Model based systems engeneering)», - отметил Роман Марковский.
Ускорение разработок - основа прогресса и, следовательно, конкурентоспособности. Об этом говорил заведующий лабораторией кибер-физических систем Центра проектирования, производственных технологий и материалов Сколковского института науки и технологий Игорь Ужинский: «В девяностых годах разработка нового двигателя в компании США, в которой я тогда работал, занимала 5-7 лет. В 2012 году спроектированный по спецификации заказчика двигатель был поставлен на стенд уже через 6 месяцев после получения контракта. И это был не просто доработанный вариант старой модели, а вновь разработанная для конкретной задачи система. Если у вас есть возможность воспользоваться всеми уже имеющимися знаниями компании по применяемым в данной области физическим и техническим процессам и инженерным решениям, то разработка проходит быстро и эффективно, а результаты превосходят ожидания».
Патрик Фардо подвел итоги обсуждения темы цифровизации в ходе заключительной пленарной сессии конгресса. Говоря о возможностях платформы 3DEXPERIENCE, директор Dassault Systèmes ссылался не только на насущные вопросы авиапроизводителей – поддержку сложнейшего процесса разработки, производства и эксплуатации, – но и упомянул о более глобальных преимуществах коллаборации на основе платформенного подхода. Такая модель взаимодействия позволяет развивать сложные кросс-дисциплинарные решения не только на основе инженерии, но и естественнонаучных дисциплин, энергетики и любых других сфер знаний. Эти возможности дают преимущества в решении задач, требующих колоссальных коллективных усилий, например, при освоении космоса. В этом контексте цифровизация переступает границы коммерческих и экономических отношений и становится силой, объединяющей специалистов ради создания прорывных инноваций.
Пресс-служба "Dassault Systèmes"