В Москве в рамках XII Евразийского международного форума «Беспилотная авиация - 2025» состоялась Церемония награждения Евразийской премии в области беспилотных авиационных систем (БАС)
Лауреатами Евразийской премии в области беспилотных авиационных систем 2025 года стали:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ (ГТЛК)
ГТЛК – признанный лидер в области стратегических решений для беспилотной авиации.
Компанией разработана и запущена в эксплуатацию единая платформа для отрасли беспилотной авиации. Это первый в стране маркетплейс, где уже представлены более 30 ведущих российских производителей беспилотных систем и дронопортов с совокупным ассортиментом свыше 100 товаров.
Главное достижение – предоставление единого пространства для всех участников рынка для эффективного взаимодействия и прямых коммуникаций, в основе которого лежит открытое партнерство и конкуренция с прозрачными условиями предложений.
Платформа поддерживает программы с госучастием Нацпроекта БАС: собран подробный каталог товаров, доступных в рамках программы ГГЗ, также обеспечен функционал подачи заявок на участие в программах в специальном разделе.
Также ГТЛК вносит большой вклад в разработку сценариев применения БАС в различных отраслях экономики и в специальных задачах.
КОМПАНИЯ БАС ГЛОРИ АЭЙР
В 2024 году компания БАС Глори Эйр достигла значительных успехов:
БАС Глори Эйр получило первый в стране сертификат летной годности для беспилотного гражданского воздушного судна (БВС) самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой массой более 30 кг. Документ выдан Федеральным агентством воздушного транспорта 21 августа 2024 года на беспилотное воздушное судно самолетного типа с вертикальным взлетом и r10садкой БАС OG-003 - машине присвоен регистрационный номер RA-271ЕР. Также, сертификаты летной годности были получены еще на два БВС СВВП - OG-65 и OG-202.
В 2025 году беспилотную авиационную систему OG-25, производства БАС Глори Эйр, внесли в Реестр российской промышленной продукции Минпромторга России.
Согласно установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» критериям системы оценки Минпромторга России на локализацию производства в России машина набрала 1400 баллов из необходимых 1100 в этом году.
Также из достижений компании: участие в авторитетном технологическом конкурсе Аэрологистика и высокий результат на конкурсе.
Компания БАС Глори Эйр представила на конкурсе сразу два БВС СВВП (беспилотные летательные аппараты OG-202 и OG-25). OG-202 - аппарат, с максимальной взлетной массой 75 кг и грузоподъемностью до 15 кг, успешно выполнил конкурсные задания, продемонстрировав точность полетов и посадок, а также надежность системы предотвращения столкновений. По результатам финальных испытаний машина заняла призовое место. Машина OG-202 заняла призовое место в конкурсах отдельных заданий.
Компания имеет партнерства с регионами и является динамично развивающимся лидером рынка.
АО «НПП «РАДАР ММС»
Акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Радар ммс» — одно из ведущих отечественных предприятий в области создания радиоэлектронных систем и комплексов точного приборостроения, программного обеспечения, трижды удостоенное благодарности Президента Российской Федерации за «большой вклад в развитие радиоэлектронной промышленности и достигнутые трудовые успехи».
Важным направлением деятельности компании является разработка и производство беспилотных воздушных судов. АО «НПП «Радар ммс» является активным участником национального проекта России «Беспилотные авиационные системы», имеет обширный опыт выполнения логистических операций с использованием беспилотных воздушных судов.
Первый пилотный проект компании по доставке грузов с использованием БАС в нефтегазовой отрасли состоялся в далёком 2016 году. Далее, в 2019 г. последовал пилотный проект по беспилотной инкассации денежных с использованием БАС в банковской сфере, а с конца 2021 г. по настоящее время АО «НПП «Радар ммс» обслуживает первый в России регулярный беспилотный маршрут в Ямало-Ненецком автономном округе.
Ещё одним значимым этапом в развитии беспилотных перевозок стало участие в технологическом соревновании Up Great «Аэрологистика» Национальной технологической инициативы. Комплексный технологический барьер, который участники преодолевали в рамках соревнований, открывает возможность массового применения БВС при перевозке грузов. Безоговорочным лидером конкурса стала команда «Радар ммс».
Командой «Радар ммс» единственной в стране был успешно преодолен главный технологический барьер конкурса – реализована функция автоматического расхождения со встречными воздушными судами. Беспилотное воздушное судно ВТ-440, которое команда представляла на конкурсе, в финале смогло успешно уклониться (15 из 15 возможных уклонений) от другого встречного БВС, который двигался непредсказуемо на маршруте участника.
По мнению экспертов, не будет преувеличением сказать, что это выдающееся достижение не просто в масштабах страны, но и всего мира: сформированный в рамках конкурса первый рабочий прототип правил выполнения манёвров уклонения в будущем может (и должен) стать единым стандартом для всех беспилотных воздушных судов в мире!
КОМПАНИЯ ЮВР
Компания ЮВР из Республики Беларусь известна высокими достижениями в части создания полностью автономных БАС на базе пилотируемых серийных вертолетов.
Организационный комитет Премии отметил 3 особых достижения компании ЮВР:
Создание полностью автономного беспилотного летательного аппарата максимальной взлётной массой 3000 кг на базе серийного вертолёта Ка-26 (2019 г.).
Создание полностью автономного беспилотного летательного аппарата максимальной взлётной массой 500 кг на базе серийного вертолёта СН-7 (Си Эйч 7) в 2024 году.
Создание полностью автономного беспилотного летательного аппарата максимальной взлётной массой 3700 кг на базе серийного вертолёта Ми-2 в 2024 году.
ГРУППА КОМПАНИЙ БЕСПИЛОТНЫЕ СИСТЕМЫ
Группа компаний «Беспилотные системы» – один из ведущих разработчиков и производителей беспилотных систем в России, уже 15 лет поставляет беспилотные комплексы марки SUPERCAM на российский и зарубежный рынок.
За последние три года компания выросла в 10 раз – это и по объему производства, и по производственным мощностям, и по количеству работников.
Беспилотные комплексы SUPERCAM – это современные многофункциональные системы, которые выполняют самые разные задачи для любых отраслей экономики, где требуется быстро получить точные данные о крупных объектах.
Беспилотные комплексы SUPERCAM успешно применяются в разных задачах министерствами и ведомствами России, Беларуси, Узбекистана и Казахстана.
Они по праву относятся к одним из самых передовых разработок, так как имеют длительный опыт применения, в том числе на гражданских объектах в разных климатических условиях.
АО «ГЛОНАСС»
АО «ГЛОНАСС» для снятия региональных ограничений на полеты БВС разработана и внедрена система идентификации БВС в доверенной среде госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» с использованием собственного оборудования в сетях подвижной радиотелефонной связи.
Многие решения на пути к уникальному Цифровому небу реализуются именно АО «ГЛОНАСС».
Лидерство в инновациях – это то, что делает компанию первопроходцем во многих технологических сферах.
НТЦ АЗИМУТ
НТЦ Азимут – передовая компания, которая создает уникальные решения.
НТЦ Азимут был разработан и изготовлен прототип БАС вертикального взлета и посадки. Аппарат представляет собой вертолет соосной схемы с управляемым вектором тяги, где устанавливается один двигатель и один редуктор.
Ему не требуется взлетно-посадочная полоса, так как он может взлетать практически с любого места и совершать посадку на любое ровное место.
Особенностью этого аппарата является то, что он сможет имитировать полет вертолета, мультикоптера или самолета, для чего сейчас ведутся работы по разработке специального программного обеспечения. Также модульная конструкция беспилотника позволит оперативно менять функционал и адаптироваться под любые задачи.
Еще одной особенностью является то, что весь корпус БПЛА напечатан на ЗD-принтере.
АО «СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА «ГОНЕЦ»
Летом 2024 года впервые в России реализована технология управления БПЛА через спутник (совместный эксперимент АО «Спутниковая система «Гонец» и группы компаний «Геоскан»).
В марте 2025 года разработан компактный и сверхлегкий модем для передачи данных через спутниковую систему «Гонец» для использования на БПЛА различных типов.
Это уникальные отраслевые решения, которые позволят обеспечить динамичное развитие отрасли.
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Сахалинская область вносит неоценимый, огромный вклад в развитие индустрии БАС.
В 2024 году Сахалин принял крупный форум Архипелаг, в 2025 году Сахалин станет ключевым регионом для развития беспилотных систем авиационного и морского базирования. По решению федерального Министерства транспорта, Министерства промышленности и торговли и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики он станет местом ежегодных сборов, где будут апробировать передовые решения в области беспилотных технологий.
На Сахалине создана уникальная система управления полетами. Сегодня область является единственным регионом в России, где выполняют беспилотные и пилотируемые суда в одном воздушном пространстве. Также на Сахалине имеется эффективная наземная инфраструктура БАС.
Лауреаты Евразийской премии в области БАС были определены по результатам экспертной оценки в соответствии с перечнем объективных критериев, качественных характеристик деятельности по итогам 2024 года.
Евразийская премия в области беспилотных авиационных систем была учреждена для поощрения разработчиков и эксплуатантов, провайдеров услуг с применением БАС, а также поставщиков комплектующих и программного обеспечения для отрасли БАС и других предприятий отрасли Евразийского региона, показавших наилучшие результаты общественной, научной, производственной, коммерческой или иной деятельности в сфере БАС и инновационных разработок для отрасли беспилотной авиации.
Источник: направление по связям с общественностью Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ)